Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность по развитию научного познания




Важнейшим социальным институтом развития научного познания действительности и знаний о ней является наука и осуществляемая научная деятельность. Два способа познания действительности: искусство и наука. Искусство – образное отражение действительности, как «мышление в образах».

Наука – стремление к логическому максимально обобщенному, объективному знанию, как «мышление в понятиях», т.е. развитие интеллектуальной способности человека. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, закономерностей, моделей и методов. В широком смысле – это теоретическое отражение действительности. Наука выступает как сила, инициирующая другие виды деятельности.

Наука – это непрерывно развивающаяся система, которая преследует единственный идеал – беспредельное расширение и углубление знаний и способностей отвечать на вопросы и решать проблемы.

По отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов в той или иной мере выполняет философия. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще – это диалектика.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Само слово «Диалектика» впервые применил Сократ как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы. Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Основная его заслуга в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины.

Диалектика породила научные законы, являющиеся всеобщими и фундаментом развития науки и методологии научных исследований:

1) закон отрицания отрицания;

2) з акон перехода количественных изменений в качественные изменения;

3) закон единства и борьбы противоречий;

4) закон взаимосвязи и взаимообусловленности.

1.3. Категории, определяющие направленность научного познания

Под категорией понимается предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Основные категории, определяющие направления исследований – парадигма и концепция.

О парадигме. История науки ни в коей мере не является постепенным накоплением данных и формированием все более точных теорий. Вместо этого ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной динамикой. Процесс этот закономерен, и происходящие изменения можно понять и даже предсказать: сделать это позволяет центральная в теории Т. Куна концепция парадигмы [5]. Парадигма - понятие, сформулированное выдающимися умами человечества.

В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они общие и всеохватные, другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований. Одна парадигма может стать обязательной для всех естественных наук, другая - лишь для астрономии, физики, биологии или молекулярной биологии, еще одна - для таких высокоспециализированных и эзотерических областей, как вирусология или генная инженерия. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам есть необходимая предпосылка любого серьезного научного дела. Научное направление и постановка проблемы часто определяются новой парадигмой, что вносит в область изучения некоторую систему убеждений, признанную научным сообществом.

Парадигма по Томасу Куну [5] – «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают образец постановки проблем и их решений научному сообществу». Данное определение было дано в фундаментальном труде Т. Куна «Структура научных революций», 1975 г.

Развитие науки приводит и к смене парадигм. Для настоящего времени характерна частая смена парадигм. Парадигма становится часто употребляемым понятием. Появляется и другая, относительно понятия Т. Куна, интерпретации понятия «парадигма» в книге Дж. Баркера « Парадигмы мышления», 2007. По Дж. Бракеру «парадигма – это набор норм и правил, который выполняет две функции:

1) устанавливает границы;

2) определяют, как действовать в пределах заданных границ, чтобы достигнуть успеха».

Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения. На этом этапе имеется опасность ошибочно увидеть в ней точное описание реальности, а не вспомогательную карту, удобное приближение и модель для организации знаний. Как только парадигма принята, она становится мощным катализатором научного прогресса. Такую стадию в исследовании Т.Кун называет "периодом нормальной науки".

Под воздействием смены парадигм научные направления в какой-то отдельной области исследований подвергаются коренному переопределению. Некоторые проблемы, представлявшиеся ранее ключевыми, могут быть объявлены несообразными или ненаучными, а иные - отнесены к другой дисциплине. Или же наоборот, какие-то вопросы, прежде не существовавшие или считавшиеся тривиальными, могут неожиданно оказаться предметами значительного научного интереса. Даже в тех областях, где старая парадигма сохраняет свою действенность, понимание проблем не остается тем же самым и требует нового обозначения и определения. Нормальная наука, основанная на новой парадигме, не только несовместна, но и несопоставима с практикой, которой управляла предыдущая парадигма.

Основополагающие парадигмы и управлении симстемами конца 20 и начала 21 века:

¾ устойчивое развитие;

¾ ориентация на потребителя;

¾ качество во всем;

¾ дифференцируйся или умирай;

¾ самоуправляемые команды;

¾ хорошо организуемые системы;

¾ диффузные системы.

Парадигма «Диффузные системы» предлагает понимать, что система устроена так, что нельзя «установить непроницаемые перегородки», разграничивающие действия или явление переноса влияния переменных различной природы. Этими принципиальными особенностями диффузные системы выделены в особый класс сложных систем.

Безусловно, парадигма диффузных систем по сравнению с парадигмой хорошо организуемых систем прогрессирует в теоретической направленности управления. Для успешного функционирования диффузных систем потребуется образование в ней совокупности свойств «высшего» порядка: самоорганизация, рефлексивное поведение и движение, синергетическое конструирование объектов и процессов, самообучающихся объектов. За каждым из приведенных понятий стоит новое научное направление в развитии теории управления организационными системами.

Таблица 1.1. Парадигмы для исследования хорошо организуемых и диффузных систем управления

Парадигма хорошо организуемых систем Парадигма диффузных систем
Детерминированные и вероятностные, статические и динамические модели в управлении организацией Стохастические динамические модели, рефлексивные системы в управлении
Приоритет в развитии методологии системного и ситуационного подходов в управлении организациями Приоритет в развитии методологии, синтези-рующей кибернетический и процессный подходы на фоне сложившейся методологии системного и ситуационного подходов
Преобладающий детерминизм и стремление к равновесию, чем обусловлено приоритетное управление в соответствии с правилами, стандартами, нормами, унифицированными моделями процессов и видов деятельности «Принципиальная стохастичность» и «принципиальная неустойчивость»; рост разнообразия возможных форм, моделей и методов управления организациями, стремление к рефлексивному управлению
Поддержание системой своего гомеостаза, т.е. сохранение пространства параметров устойчивого функционирования за счет адаптивности и гибкости системы. Развитие – это модель устойчивого перехода системы на более высокие по жизнеспособности уровни Построение гомеостаза, согласованного с состоянием «Природы и ее законами», т.е. создание гомеостаза, соответствующего стадии развития организационной системы Развитие – это модель «устойчивого неравновесия» (sustainability development) с возможными точками бифуркации
Преобладающее свойство функционирования системы – устойчивость, стремление к стационарному состоянию; главный источник внимания – этап становления системы Преобладающее свойство – самоорганизация, реализующая принципы синергетики, т.е. управление как постоянное творчество; главный источник пристального внимания – эмбриональное развитие организации как высокоорганизованный процесс
Взаимодействие с внешней средой, обеспечивающее эволюционное развитие системы, согласно действующим закономерностям – в виде функций насыщения; приоритетные организационные структуры – созданные на основе департаментализации и матричная модель Спонтанная флуктуация систем (структуро-образующих элементов) внешней среды, способная вызвать точку бифуркации той или иной организационной системы без определенной гарантии на ее дальнейшее существование. Приоритетные организационные структуры – диссипативные, иначе, сетевые
Выработка системой управления реакции парирования воздействия внешней среды и адаптации к ним Конструирование внешней среды с использование эффекта синергетики  
Приоритетная гипотеза принятия решений – полная определенность исходной информации, реже – случайный характер информации со стационарным распределением вероятностей случайных величин, использование вектора показателей, позволяющих оценить работу системы только как статической, на основе их интегрированных и средних значений Приоритетная гипотеза принятия решений – неопределенность информации и многокритериальная оценка управленческих действий с применением показателей устойчивости, надежности, гибкости, адаптации, риска, жизнеспособности, позволяющих оценить работу системы и движение по прогнозируемой траектории развития

.

Парадигма « качество во всем» - это введение в жизнь тотальный менеджмент качества (TQM). В табл. 1.2 приводится сравнение двух систем: система качества по Тейлору, основанная на парадигме тотального контроля качества и система основанная на проникновении качества во все стороны жизни организации и управления, т.е.на тотальном качестве.

Таблица 1.2. Сравнение двух парадигм в управлении качеством

 

Система качества по Тейлору (система с контролем качества) Система TQM
Найм работников по контракту на срок не более пяти лет. В случае неуспеха контракт разрывается Пожизненный найм работников. Неуспех – неудача руководителя. Обучение, мотивация, индивидуальный подход
Разделение технологических операций между испол-нителями. Конвейерный принцип работы Комплексирование операций у одного исполнителя. Модульный принцип построения процесса. Промежуточный продукт рассматривается как законченная работа
Ритм работника определяется ритмом процесса. Изменение ритма из-за работника недопустимо Ритм процесса определяется работником. Изменение ритма – обязанность работника при ухудшениикачества
Разделение производства и управления. Контроль труда отдельным подразделением Развитие форм самоуправления и самоконтроля (кружки качества)
Планирование сверху Планирование снизу
Вертикальная структура управления Матричная структура управления
Исполнение обязанностей в рамках должностной инструкции Стимулирующая творческая активность
Максимальная стандартизация и унификация. Качество – результат точного выполнения норм Стандарт рекомендация. Качество – результат непрерывного совершенствования
Приоритет прибыли Прибыль – только одна из составных частей качества
Технология первичная, работник должен ей соответствовать Технология должна создавать условия для качественного труда
Оплата труда на основе норм Оплата за качество труда

 

Приведенное в табл. 1.1 и 1.2 сопоставление теоретических основ при «старой» и «новой» парадигме свидетельствует о существенном изменении, и, как правило, привлечении более наукоемких способов и методов к реализации парадигмы.

О концепции. Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Концепция раскрывает идею и предлагает теоретическую базу для претворения в жизнь парадигмы или другого нововведения. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности.

Пример концепции. Концепция жизненного цикла объекта, построенная на законе онтогенеза и теории процессов насыщения (рис.1.2).В приложении к организации, продукции, товару, технологии, проекту, оборудованию или в общем случае к объекту:

1) объект обладает ограниченной продолжительностью жизни или циклом жизни; выдвигается гипотеза, что траектория жизненного цикла имеет вид функции насыщения, например,«S-образной» или экспоненциальной кривой;

2) точки изменения траектории (точки перехода с одной скорости развития на другую) определяют положения основных стадий жизни объекта на траектории;

3) стадией жизненного цикла определяются цели управления и «эффективности жизни объекта».

 

Рис. 1.2. Графическая модель жизненного цикла технологии компании McRincey

Концепция «Системное управление» формулируется А. Фейгенбаумом (60-е годы 20-го столетия) так: «Основные виды деятельности предприятий – это непрерывные рабочие процессы. Они начинаются с запросов покупателя и заканчиваются только тогда, когда покупатель удовлетворен поставленной ему продукцией. Непрерывные рабочие процессы требуют того, что можно было бы назвать горизонтальным (покупатель – покупатель) завершением управленческого мышления». Горизонтальный цикл управления дополняет традиционное управление, которое ориентируется на организацию вертикального взаимодействия групп.

Следствие концепции системного управления:

1) любая деятельность – это процесс;

2) модель процесса содержит «вход – управляющее воздействие – процесс преобразования – выход – обратная связь – управляющее воздействие»;

3) формирование «горизонтального» управленческого цикла процессов как дополнение к «вертикальному» циклу управления;

4) порождение методологии «процессный подход».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.