Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные обобщения

Обобщение – мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению, в результате которого устанавливаются общие их свойства и отношения.

Парадигма является результатом осмысления достижений в науке и технике и обоснования прогрессивного направления в развитии науки и практической деятельности. Наука не в состоянии наблюдать и учитывать все разнообразие конкретного явления, не может провести всевозможные эксперименты и выполнить все лабораторные и клинические анализы. Ученому приходится сводить проблему до рабочего объема, и его выбор направляется ведущей парадигмой данного времени. Таким образом, он непременно вносит в область изучения определенную систему убеждений. Для претворения в жизнь парадигмы формируем концепцию и методологию как организацию в определенном порядке форм знаний. Примеры парадигм и их смены рассмотрены в главе 1.

Принципы - исходные положения теории, начальная фаза систематизации знаний, а также содержательное обобщение, основанное на анализе фактов, при этом факты, в свою очередь, служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Принципы выстраивают подход к научному исследованию действительности. Примером определения необходимых знаний и приемов для исследования служат принципы исследования систем, данные на рис. 2.3.

 

 

 

Рис. 2.3. Систематизация принципов исследования организационных систем

Общесистемные принципы выстраивают логику построения конфигурации системы, а также логику отношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой. К ним относят следующие принципы.

1. Целостность

2. Структурность

3. Взаимозависимость системы и среды

4. Иерархичность

5. Управляемость

6. Коммуникационность

7. Единство анализа и синтеза

8. Множественность описания каждой системы

Целостность означаетпринципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих её элементов. Свойство целостности связано с целью, для которой создается система.

Структурность – возможность описание системы через установление её структуры.

Иерархичность - структурная организация сложных систем, состоящая в разбиении (декомпозиции) системы на уровни (страты) и упорядочении взаимоотношений – от высшего уровня к низшему уровню.

Управляемость – способность системы для достижения поставленной цели направлять (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и др.) свое развитие на основе познания и использования объективных закономерностей, своевременно вскрывать противоречия, осуществлять подготовку и принятия решений.

Множественность описания каждой системы. В силу принципиальной сложности каждой системы её адекватное познание требует построения различых моделей, каждая из которых описывает определенный аспект системы.

Принципы формализации систем характеризуют систему как структурированный, информационный фрагмент некоторой реальности, определяющий пространство её познания.

1. Структурирование

2. Системность

3. Идентификация

4. Абстракция

5. Формализация

Под структурированием понимается расчленение системы на «элементарные» (структурообразующие) единицы (элементы, объекты) и установление между ними характера отношений, подтверждающих целостность системы. Подходы к структурированию системы весьма разнообразны и определяются признаком, выбранным исследователем для группирования «однородных» и распознавания отличающихся объектов. В качестве признака могут быть использованы: вид функциональной деятельности, уровни и циклы управления, виды функций и процессов управления и др. Полученная при этом некоторая структура отображает относительно устойчивый аспект системы и может рассматриваться как её структурная модель.

Системность – это исследование объекта с двух взаимосвязанных позиций: первое, исследуемый объект – эта система; второе, окружение системы – эта внешняя среда, которая рассматривается как сложная система; между системой и внешней средой действуют двухсторонние связи, наполненные сигналами. В основу принципа системности положены принципы: взаимозависимости системы и среды и единство анализа и синтеза. При исследовании внутренней среды организации системность проявляется в синтезе структурных и функциональных элементов, параметров и факторов, определяющих эффективность ее функционирования.

Идентификация (отождествление) – определение тождественности всей системы или ее элемента принятому аналогу или замещение реального объекта формальным объектом, его моделью. Под идентификацией понимается и установление конкретного воздействия факторов на систему. В кибернетике идентификация объектов управления– выбор класса математической модели, критерия соответствия модели и объекта, а также построение модели по реализации его входных и выходных сигналов.

Широкое применение принципа идентификации в управлении связано с развитием научного менеджмента, развивающего аналитический стиль управления.

Согласно общесистемному принципу множественности описания каждой системы, модель изучаемой реальности является основным инструментом исследования. Любая модель – это абстракция реальной системы. Под абстракцией понимается формирование образа реальности посредством отвлечения и пополнения. Отвлечение упрощает, а пополнение усложняет образ реальности. В качестве инструмента упрощения или пополнения в модели выступают идентификация и структурирование, которые предшествуют абстракции.

4. Внешнее дополнение Формализация – это отображение образа реальности с использованием формальных языков, а именно языка математики, логики, семиотики, что позволяет освободиться от обращения к интуитивным представлениям и перейти к более строгим выводам, утверждениям. Результаты формализации – это, прежде всего, математические, имитационные, семиотические модели изучаемой реальности, а также различного вида алгоритмы, искусственные научные языки и др.

Общие принципы исследования - основы познавательного процесса:

1. Объективность, как адекватное отображение объекта исследования

2. Воспроизводимость (повторение)

3. Доказательность (верификация)

4. Точность

Принципы кибернетики отражают фундаментальные основы изучения целенаправленного поведения системы, независимо от объекта его приложения.

1.«Черный ящик»

2. Обратная информационная связь

3. Целенаправленность управления

4. Внешнее дополнение

5. Преобразование информации

6. Эквифинальность

«Черный ящик» – система (объект), в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные параметры, а внутреннее устройство и процессы, в ней протекающие, по «причине недоступности для изучения или в связи с абстрагированием не являются предметом исследований».

«О братная связь» – поток информации, поступающий, после измерения результатов функционирования системы или ее части, в систему управления для выработки воздействия на алгоритм управления.

Преобразование информации– система рассматривается как «машина для переработки информации» с целью ее упорядочения, снижения неопределенности и разнообразия и это позволяет поведение системы сделать предсказуемым;

Целенаправленность управления «управление неотъемлемое свойство любой системы», а система «является организмом, обладающим своей собственной целью и своим собственным единством».

Эквифинальность – переход системы из множества начальных состояний в финальное не задан единственным образом. Настраивает управление на поиск оптимального варианта развития системы.

Гипотеза научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или процесса, которое после проверки может оказаться истинными или ложными. Гипотеза - первоначальная формулировка, черновой вариант принципа или открываемого закона. С выдвижения гипотезы формируется подход к решению проблемы, выстраивается логика и алгоритм исследования.

О гипотезе консалтинговая компания McKinsey. Помните, что гипотезы – это только теоретические предположения, которые нужно доказать или опровергнуть. Записав основные гипотезы на бумаге и определив, какой анализ необходим, чтобы доказать или опровергнуть их, Вы создаете себе карту, следуя которой придете к окончательному обоснованному решению.

Аксиомы - предположение, не требующие доказательства.

Они подобно закономерностям, выступают как фундаментальная основа исследования, как отражение объективной сущности явления

1. Аксиома случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует.

2. Аксиома о зависимости от внешней среды: проблемы, которые перед компанией ставит внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы.

3. Аксиома о соответствии: для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды.

4. Аксиома о сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующих успех фирмы.

Концепция – руководящая научная идея (или научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Концепция формулируется на основе научных законов, закономерностей, научных обобщений. Приеры раскрывающие содержание концепций даны в главе 1.

Теория высшая, самая развитая форма обобщения и систематизации научных знаний, дающая целостное представление о законах, закономерностях и фундаментальных связях явлений и процессов определенной области деятельности.

Признаками зрелости теории:

1) степень верификации, соответствие действительности;

2) степень формализации и точности описания;

3) развитость внутренней теоретической структуры.

Размышление о теории А. Эйнштейна. «В науке нет вечных теорий. Всякая теория имеет свой период постепенного развития и триумфа, после которого она может испытать быстрый упадок». Создание новой теории похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением».

В развитии теории большая роль отводится научным школам, каждая из которых развивает определенное научное направления в познании окружающего мира. Наглядно это проявляется в формировании теории научного менеджмента. Начало положено в первые годы 20-го столетия школой классической теории организации и управления. Ни одна научная школа не сошла со сцены и не утратила своей роли. Основные из них.

1. Школа «классической» теории организации и управления [Ф. Тейлор (1865–1935 гг.), А. Файоль (1841–1925 гг.), М. Вебер (1864–1920 гг.)]

2. Д октрина «человеческих отношений» [Э. Мэйо (1880–1949 гг.), М. Фоллет(1868–1933 гг.), Д. МакГрегор (1902–1974 гг.)]

3. Эмпирическая школа [ Э. Петерсен и Э. Плоумен, П. Друкер, Р. Девис, У. Ньюмен, Г. Минцберг, Т. Питерс и P. Уотерман]

4. Школа социальных систем [Ч. Барнарда (1887–1961 гг.) Г. Саймона (1916–1984 гг.) Л.Берталанфи (1901–1972 гг.), ]

5. Новая» школа науки управления [Д. Форрестер. Н. Винер, У. Эшби, Ст. Бир, В. Леонтьев Л. В. Канторович, Д.А.Поспелов, Н.Н. Моисеев, А. Г. Аганбегян ]

6. Школа управления на основе вычислительных и информационных технологий [Д.А. Поспелов, Н.Н. Моисеев, В.М. Глушков, Г.И. Марчук, А.А. Алексеев ].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законы, действующие в сфере управления | Модели как инструменты познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.