Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы системы налогов и сборов




Система налогов и сборов Российской Федерации

Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на тер­ритории Российской Федерации.

Видовое многообразие налогов предполагает их классифика­цию по различным основаниям.

В зависимости от плательщика:

налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что. субъектами налогового права являются организации, а не юриди­ческие лица, хотя в большинстве случаев организации имеют ста­тус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридичес­кого лица, в частности филиалы и представительства;

налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые! с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (на-' лог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходя­щее в порядке наследования или дарения, и др.);

общие налоги для физических лиц и организаций — обяза­тельные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогопла­тельщиков независимо от их организационно-правового стату­са. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным прин­ципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

В зависимости от формы налогообложения:

прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.). Прямые налоги подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы фи­зических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); б) реаль­ные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получе­ние которого только ожидается. Ставки реальных налогов рас­считываются, как правило, по результатам деятельности не­скольких одинаковых категорий налогоплательщиков (напри­мер, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);

косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процес­се расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уп­лачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную сто­имость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), явля­ющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщи­ком налога является потребитель. Именно критерий соотно­шения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

В зависимости от территориального уровня:

федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дей­ствие федеральным органом представительной власти — парла­ментом (Государственной Думой и Советом Федерации). Пере­чень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изме­нены органами государственной власти субъектов РФ или орга­нами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 ПК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологиче­ский налог, акцизы);

налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);

местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вво­димые в действие представительными органами местного са^ моуправления и обязательные к уплате на территории соот­ветствующего муниципального образования (например, зе­мельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

В зависимости от канала поступления:

государственные — налоги, полностью зачисляемые в госу­дарственные бюджеты;

местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципаль­ные бюджеты;

пропорциональные — налоги, распределяемые между бюдже­тами различных уровней по определенным квотам;

внебюджетные — налоги, поступающие в определенные вне­бюджетные фонды.

В зависимости от характера использования:

налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расхо­дуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и пред­назначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).

В зависимости от периодичности взимания:

разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение опреде­ленного периода при совершении конкретных действий (напри­мер, налог на наследование или дарение);

регулярные налоги — взимаемые систематически, через опре­деленные промежутки времени и в течение всего периода вла­дения или деятельности плательщика (налог на доходы физи­ческих лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не явля­ются исчерпывающими, но вместе с тем представляются доста­точными для юридической характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговое законодательство РФ построено на основе прин­ципа единства финансовой политики государства, проявляюще­гося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. НК РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и мест­ный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя из объема функций и полномочий, реали­зация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что неза­висимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюд­жетной системы принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (предста­вительные) органы могут только в пределах своей компетен­ции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюд­жетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются толь­ко федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или реги­ональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными закона­ми и подлежат взиманию на всей территории Российской Феде­рации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодатель­ные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льго­ты в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламен­том РФ — Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавлива­ются Правительством РФ.

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспоизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лес­ной налог; водный налог; экологический налог.

Кроме основной массы налогов в структуре федеральных обязательных платежей выделяются:

сборы (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; таможенные сборы; ли­цензионные сборы); пошлины (государственная пошлина; таможенная пошлина)

Налог на добавленную стоимость. Это косвенный налог, яв­ляющийся надбавкой к цене товара.

Порядок исчисления и взимания налога на добавленную сто­имость регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками налога в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу Российской Фе­дерации.

Не являются плательщиками налога на добавленную сто­имость организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (ра­бот, услуг) этих организаций или индивидуальных предприни­мателей не превысила 1 млн рублей. Указанное освобождение от уплаты налога не применяется в отношении налоговых обя­занностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможен­ную территорию Российской Федерации

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость по причине низкой налоговой базы осуществляется на основа­нии письменного заявления налогоплательщика, подаваемого в налоговый орган по месту своего учета. Лица, претендующие на освобождение от уплаты налога, должны приложить к заявле­нию необходимые сведения, подтверждающие право на снятие с них налоговой обязанности.

Освобождение организаций и индивидуальных предприни­мателей от уплаты налога на добавленную стоимость произво­дится на срок, равный двенадцати последовательным налого­вым периодам. По истечении указанного срока освобождение от налоговой обязанности может быть продлено на основании письменного заявления налогоплательщика и соответствующих Документов, подтверждающих получение выручки от предпри­нимательской деятельности в сумме менее 1 млн рублей.

Объектами налога на добавленную стоимость являются опе­рации, совершаемые налогообязанными лицами. В частности, налогом на добавленную стоимость облагаются:

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и переда­ча товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров (работ, ус­луг) признается также передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмезд­ной основе;

передача на территории Российской Федерации товаров (вы­полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расхо­ды на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на при­быль организаций;

выполнение строительно-монтажных работ для собственно­го потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Феде­рации.

НК РФ предусмотрен широкий перечень операций, осво­бождаемых от налога на добавленную стоимость.

Не подлежат налогообложению: предоставление арендодате­лем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Названная льгота применяется в слу­чаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предус­мотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Не подлежат налогообложению реализация (а также переда­ча, выполнение, оказание для собственных нужд) на террито­рии Российской

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, а также круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налогообложения, являются закрытыми и расширенному трактованию не подле­жат. Как видим, операции, освобождаемые от налогообложе­ния, имеют два разных правовых режима: императивный и упол­номочивающий.

Отказ от налогообложения возможен только на срок не менее одного года и реализуется путем представления юридическим плательщиком налога на добавленную стоимость заявления в налоговый орган по месту регистрации.

При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база опре­деляется налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретен­ных товаров (работ, услуг). Однако в ряде случаев обязанность по определению налогооблагаемой базы лежит на налоговых агентах. Например, налоговые агенты обязаны определить на­логовую базу в случае реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

По общему правилу налоговая база определяется как сто­имость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Осо­бый порядок расчета налоговой базы установлен законодатель­ством относительно договоров финансирования под уступку денежного требования или уступку требования; дохода, получа­емого на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров; осуществления транспортных перевозок и реализа­ции услуг международной связи; совершения операций по пе­редаче товаров для собственных нужд; реализации предприятия в целом как имущественного комплекса. Исключением из об­щего правила определения налоговой базы являются и опера­ции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или ус­луги) и могут быть 0, 10 или 18 процентов.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, обязаны представлять в налоговые органы отдельную деклара­цию.

По общему правилу налог уплачивается единовременно в полной сумме. Налогоплательщики перечисляют налог в бюд­жет по месту постановки на учет в налоговом органе, а налого­вые агенты — по месту своего нахождения.

Акцизы. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, по­дакцизными являются товары, монопольно производимые госу­дарством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефи­цитные товары.

Правовое регулирование акцизов осуществляется на основа­нии гл. 22 НК РФ.

Налогоплательщиками акциза являются организации, инди­видуальные предприниматели, а также лица, признаваемые пла­тельщиками налога в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спирто­содержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и дру­гие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилово­го спирта более 9 процентов.

Налоговым законодательством не рассматривается в качестве подакцизных товаров следующая спиртосодержащая продукция: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства; препараты ветеринарного назначения, разлитые в ем­кости не более 100 мл; парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в ем­кости не более 270 мл; подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образую­щиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий; товары бытовой химии в ме­таллической аэрозольной упаковке; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); пиво; табачная продукция; ювелирные изделия; автомобили лег­ковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; мотор­ные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжектор­ных) двигателей (ст. 181 НК РФ).

Объектом налогообложения акцизом (ст. 182 НК РФ) высту­пают различные операции, совершаемые налогоплательщиками,

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду по­дакцизного товара.

Средства, полученные налогоплательщиком, но не связан­ные с реализацией подакцизных товаров, не включаются в на­логовую базу.

 

Акцизы уплачиваются по ставкам, единым на всей территории России.

По общему правилу уплата акциза производится ежемесячно с обязательным представлением в налоговые органы специаль­ной декларации. Особый режим уплаты данного налога предус­мотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную терри­торию Российской Федерации и определяется таможенным за­конодательством.

Налог на доходы физических лиц. Это прямой налог, обращен­ный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом оп­ределяется принципом постоянного местопребывания (резиден-тства).

Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являю­щиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а так­же лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получаю­щие доходы от российских источников. Таким образом, право­вой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Фе­дерации.

Налоговыми резидентами считаются граждане России, ино­странцы и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году. Не имеющи­ми налогового резидентства признаются лица, проживающие менее 183 дней в году на территории Российской Федерации и не имеющие российского гражданства. В Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налогового резидентства.

Главное различие налоговых резидентов и нерезидентов заключается в объеме выполняемой налоговой обязанности. Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов независимо от территории их получения, поэто­му несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части до­ходов, полученных от источников в Российской Федерации, поэтому они несут усеченную (ограниченную) налоговую обя­занность.

Объектом подоходного налогообложения для физических лиц — резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а Для физических лиц — нерезидентов — только доход, получен­ный от источников на территории России.

По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включа­ются все доходы налогоплательщика, полученные им как в де­нежной, так и в натуральной формах, или право на распоряже­ние которыми у него возникло, а также доходы в виде матери­альной выгоды.

Особенности определения налоговой базы установлены за­конодательством относительно доходов, полученных в натураль­ной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхо­вания и договорам негосударственного пенсионного обеспече­ния, а также от долевого участия в организации (дивиденды).

Налогообложение доходов глав и персонала представительств иностранных государств, имеющих дипломатический и кон­сульский ранг, а также проживающих вместе с ними членов их семей осуществляется в специально оговоренном НК РФ по­рядке. Также в отдельном порядке определяется сумма подоход­ного налога для индивидуальных предпринимателей и лиц, за­нимающихся частной практикой.

Доходы, подлежащие обложению подоходным налогом пере­числены в ст. 208 НК РФ и подразделяются в зависимости от места их получения на полученные на российской территории или полученные за ее пределами, что имеет существенное зна­чение для возможности применения льгот и определения иных условий правового режима данного налога.

Налоговым законодательством установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

дивиденды и проценты, полученные от российской органи­зации, а также проценты, полученные от российских индивиду­альных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

страховые выплаты при наступлении страхового случая, по­лученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного предста­вительства в Российской Федерации;

доходы, полученные: от использования в Российской Феде­рации авторских или иных смежных прав; от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

доходы от реализации: недвижимого имущества, находяще­гося в Российской Федерации, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной орга­низации в связи с деятельностью ее постоянного представитель­ства на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего фи­зическому лицу;

вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действую­щим российским законодательством или полученные от иност­ранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомо­бильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (за­держку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выг­рузки) в Российской Федерации;

доходы, полученные от использования трубопроводов, ли­ний электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) бес­проводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации.

Доходами, полученными от источников за пределами Российской Федерации, признаются:

дивиденды и проценты, полученные от иностранной органи­зации, за исключением процентов, выплачиваемых российской организацией или иностранной организацией в связи с деятель­ностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

страховые выплаты при наступлении страхового случая, по­лученные от иностранной организации, за исключением стра­ховых выплат, выплачиваемых российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоян­ного представительства на территории Российской Федерации;

доходы от использования за пределами Российской Федера­ции авторских или иных смежных прав;

доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использо­вания имущества, находящегося за пределами Российской Фе­дерации;

доходы от реализации: находящихся за пределами Россий­ской Федерации недвижимого и иного имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капита­лах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации;

вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязан­ностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом воз­награждение директоров и иные аналогичные выплаты, получа­емые членами органа управления иностранной организации (со­вета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Россий­ской Федерации, независимо от места, где фактически испол­нялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;

пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законода­тельством иностранных государств;

доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санк­ции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунк­тах погрузки (выгрузки).

НК РФ установлен большой перечень доходов, не облагае­мых данным налогом. Например, освобождаются от налогооб­ложения государственные пособия, в том числе по безработице, беременности и родам; государственные пенсии; все виды ком­пенсационных выплат; получаемые алименты; вознаграждения донорам за сданную кровь; суммы грантов или премий за выда­ющиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечням, утверждаемым Правительством РФ; все виды государственных стипендий; до­ходы налогоплательщиков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, птицы, продуктов животноводства, растениеводства и пчеловодства; вознаграждения, выплачивае­мые за передачу в государственную собственность кладов.

Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законо­дательством установлены налоговые вычеты — денежные суммы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков. Налоговые вычеты могут быть стандартными, социальными, имущественными и профессиональными.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются в твердо выраженной сумме и применяются ежемесячно относительно какой-либо определенной группы налогоплательщиков

Социальные налоговые вычеты применяются для уменьше­ния налоговой базы физических лиц в случаях осуществления ими определенных общественно значимых действий. К данно­му виду вычетов, например, относятся суммы: перечисляемые налогоплательщиком на благотворительные цели; уплаченные налогоплательщиком за свое обучение; потраченные налогопла­тельщиком на лечение в медицинском учреждении или на при­обретение лекарственных средств.

К имущественным налоговым вычетам относятся суммы, полученные налогоплательщиком от продажи собственных жи­лых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных уча­стков, а также суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Рос­сии жилого дома или квартиры или направленные на погаше­ние процентов по ипотечным кредитам.

Право на получение социальных и имущественных налого­вых вычетов предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой деклара­ции. Согласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.

Учитывая федеративное устройство российского государства, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать иные размеры социальных и имущественных вычетов с учетом своих региональных особенностей, но уменьшать размеры налоговых вычетов, определенных НК РФ, не допускается.

По общему правилу налоговый период по данному виду на­лога составляет один календарный год, а ставка на доходы фи­зических лиц является единой, не зависящей от полученного плательщиком налога и составляет 13 процентов. Однако в от­ношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:

в размере 30 процентов с дивидендов и с доходов, получае­мых физическими лицами, не являющимися налоговыми рези­дентами Российской Федерации;

в размере 35 процентов с выигрышей в лотерею, на тотали­заторе и других основанных на риске игр, со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях, со страховых выплат и т. д.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как са­мостоятельно, так и через налоговых агентов.

Налоговыми агентами по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Фе­дерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налого­плательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредствен­но из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на дохо­ды индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам, налоговые резиденты Российской Феде­рации, получающие доходы за пределами России, а также все иные физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог. Указанные кате­гории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Согласно НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных дохо­дах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. В налоговой декла­рации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, сум­мы фактически уплаченных в течение налогового периода аван­совых платежей.

В Российской Федерации одним из принципов налогообло­жения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодатель­ством. В этой связи в целях избежания двойного налогообложения фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога на доходы с физических лиц внутри Российской Федерации. При этом размер засчитывае­мой суммы не может превышать размера ставки российского налога. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Фе­дерацией и соответствующим иностранным государством об из­бежании двойного налогообложения.

Налог на прибыль организаций. Это прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к груп­пе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляе­мый во все виды бюджетов Российской Федерации.

Налогообложение прибыли организаций регламентируется гл. 25 НК РФ.

Основным критерием определения плательщиков данного налога служит налоговая юрисдикция государства. Организация может либо представлять российское государство, либо осу­ществлять свою деятельность на его территории. Таким образом, плательщиками налога на прибыль организаций являются Российские организации, а также иностранные организации, осу­ществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или получающие доходы от ис­точников в Российской Федерации.

Из российских организаций плательщиками налога на при­быль могут быть только те, что обладают статусом юридическо­го лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на при­быль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения россий­ских организаций.

Объектом данного налога является прибыль, полученная на­логоплательщиком. В целях налогообложения законодатель­ством РФ предусмотрен разный подход к определению прибы­ли, который зависит от налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, — доход, полученный эти­ми представительствами, уменьшенный на величину произве­денных расходов; относительно иных иностранных организаций прибылью признается доход, полученный от российских источ­ников.

Определяя объект налога на прибыль, следует учитывать по­ложения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валю­те, пересчитываются в рубли по официальному курсу Централь­ного банка РФ и учитываются в совокупности с иными объек­тами налогообложения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности орга­низации могут получать доходы, выраженные в натуральной форме. В такой ситуации стоимость доходов определяется исхо­дя из цены сделки.

Доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, под­разделяются на: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка организации), внереализацион­ные доходы.

Таким образом, налоговой базой налога на прибыль органи­заций является денежное выражение прибыли.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются также доходы (имущество, перечисления), полученные в рамках целевого финансирования. Так, не подлежат обложению нало­гом на прибыль государственные бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям по соответству­ющей смете доходов и расходов; полученные гранты; инвести­ции, выигранные на инвестиционных конкурсах (торгах) и т. д.

Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, опре­деление расходов налогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение. По общему правилу к расходам от­носятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально под­твержденные. В некоторых случаях расходами считаются убыт­ки, понесенные организацией в процессе осуществления своей деятельности.

Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдикции и налоговой базы. По общему правилу для российских органи­заций и иностранных организаций, осуществляющих деятель­ность через постоянные представительства, ставка налога со­ставляет 24 процента.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, по­лученные от российских источников, установлены в размере 10 и 20 процентов. 10 процентов от полученной прибыли иност­ранные организации отчисляют с доходов, связанных с между­народными перевозками, в частности полученных от использо­вания, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов, других транспортных средств или контейнеров. Остальные доходы ино­странных организаций, не связанные с деятельностью в Россий­ской Федерации через постоянные представительства, облага­ются налогом в 20 процентов.

Налог на прибыль организаций существенно отличается от большинства федеральных налогов порядком зачисления в бюд­жеты различного уровня. Сумма налога на прибыль от доходов в виде дивидендов, процентов от операций с государственными или муниципальными долговыми обязательствами и от доходов иностранных организаций, полученных из российских источ­ников, зачисляется в федеральный бюджет. В оставшейся части по юридической сущности налог на прибыль является «расщеп­ленным», поскольку в определенных процентных долях посту­пает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований.

В соответствии с принципом федерализма, лежащим в основе государственного устройства России, законодательные (предста­вительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе снижать ставку налога на прибыль до 10,5 процента, но в преде­лах сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как прави­ло, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декла­рации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и пере­числению в соответствующий бюджет возлагается на организа­цию — налогового агента, выплатившую этот доход.

НК РФ установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому выплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским зако­нодательством.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог). Установ­лена гл. 263 НК РФ и относится к специальным налоговым ре­жимам. В российской налоговой системе этот способ налогооб­ложения впервые появился в виде единого налога (взноса) на вмененный доход для определенных видов деятельности1. Впос­ледствии законодатель внес изменения в правовой режим нало­гообложения отдельных видов деятельности, уточнив его сущ­ность, и кодифицировал в НК РФ соответствующие нормы2.

Вмененный доход — это потенциально возможный доход на­логоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом со­вокупности факторов, непосредственно влияющих на получе­ние указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

По своей сущности единый налог представляет совокупность определенных налогов, ранее уплачиваемых отдельными кате­гориями субъектов, от предпринимательской деятельности. Со­вокупность налогов, заменяемых системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, зависит от вида нало­гоплательщика. Относительно организаций уплата единого налога предусмат­ривает замену налога на прибыль организаций, налога с про­даж, налога на имущество организаций и единого социального налога. Относительно индивидуальных предпринимателей пере­ход на систему налогообложения в виде единого налога предус­матривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц и едино­го социального налога.

Перечисленные налоги не уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями только в отношении объектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Другие налоги и сборы, причитающиеся к уплате организация­ми и индивидуальными предпринимателями, исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложе­ния.

В отличие от иных федеральных налогов особенностью пра­вового режима системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является ее установление федеральным за­конодательством (НК РФ), а введение в действие — законами субъектов РФ. Применяется система налогообложения в виде единого налога одновременно с общей системой налогообложе­ния (общим налоговым режимом).

Система налогообложения в виде единого налога применяет­ся в отношении следующих видов деятельности: оказание быто­вых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ре­монту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с малой площадью или через иные объекты органи­зации торговли, в том числе и не имеющие стационарной тор­говой площади; оказание услуг общественного питания; оказа­ние автотранспортных услуг по перевозу пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпри­нимателями, эксплуатирующими не более 20 автотранспортных средств.

Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов пред­принимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, обязаны вести раздельный налоговый учет по каждому виду деятельности.

Налогообложение отдельных видов деятельности в виде спе­циального налогового режима устанавливается по решению субъекта РФ. При этом региональный закон должен опреде­лять: порядок введения единого налога на территории соответ­ствующего субъекта РФ; виды предпринимательской деятель­ности, в отношении которых вводится единый налог; значение поправочного коэффициента, предназначенного для расчета суммы налога.

Налогоплательщиками единого налога являются организа­ции и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории субъекта РФ, в котором введена система налогообложения в виде едино­го налога. Для налогоплательщиков единого налога, не состоя­щих на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, НК РФ устанавливает обязанность встать на учет в этих органах в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельнос­ти (п. 2 ст. 34628).

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Ставка налога построена на презумпции получения налого­плательщиком дохода и составляет 15 процентов от величины вмененного дохода.

Налоговым периодом по единому налогу является один квар­тал, а уплачивается налог налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. По итогам каждого налогового периода налогоплательщиком со­ставляются налоговые декларации, которые представляются им в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца сле­дующего налогового периода. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей (установ­ленных нормативными правовыми актами Российской Федера­ции) по представлению в финансово-контрольные органы бух­галтерской, налоговой и статистической отчетности.

Единый налог играет важную роль в процессе бюджетного регулирования. Суммы единого налога зачисляются на счета




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.