Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный кредит




Государственный и муниципальный кредит

Кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономиче­ском и правовом.

Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность эконо­мических отношений, возникающих по поводу получения государ­ством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гаран­тий.

Государственный кредит представляет одну из форм кредит­ных отношений в экономике, опосредующих движение ссудно­го капитала. Объектом государственного кредита является про­цесс передачи в ссуду временно свободных денежных средств. Финансовые отношения, складывающиеся в сфере кредит­ной деятельности государства, объективно требуют универсального регулятора, которым является право. Общественные отно­шения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагива­ют интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специ­фика отношений государственного кредита обусловливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных ме­тодов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государ­ственные кредитные отношения, содержатся в различных от­раслях права и образуют комплексный правовой институт.

Государственный кредит имеет конституционные основы. Важное значение для правового регулирования кредитных от­ношений имеют положения п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, от­носящего кредитное регулирование к исключительной компе­тенции Российской Федерации; ч. 4 ст. 75, согласно которой государственные займы выпускаются на основе федерального закона и размещаются на добровольной основе; ч. 3 ст. 104 пре­дусматривает обязательное наличие заключения Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов и об изменении финансовых обязательств государства. Особую зна­чимость в кредитной деятельности государства имеет положе­ние ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающее возмож­ность ограничения федеральным законом прав (в том числе и имущественных) человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основываясь на указанной норме, Конституционный Суд РФ в определении от 15 декабря 2000 г. № 251-О указал, что реализация прав и законных инте­ресов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем. Следовательно, именно в рамках

законодательства и только в форме федерального закона может быть найден баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.

Значительная часть отношений по поводу государственного и муниципального кредита урегулирована нормами БК РФ, гл. 14 которого определяет сущность и формы государственного долга, способы управления государственным долгом и порядок его обслуживания, предельно допустимый объем, порядок пре­доставления государственных гарантий; гл. 15 регулирует отно­шения в сфере государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, а также отношения по поводу долга иностранных государств перед Российской Федерацией.

Нормы, регулирующие отношения в сфере государственного кредита, содержатся в ежегодно принимаемых законах о феде­ральном бюджете на текущий финансовый год. Так, законом о бюджете определяются конкретные цели, на которые в текущем финансовом году могут предоставляться государственные кре­диты, порядок и лимиты предоставления государственных кре­дитов, а также ограничения по субъектам использования бюд­жетных денежных средств. По окончании финансового года к отчету об исполнении бюджета обязательно прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Федераль­ным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год устанавливается верхний предел размера государственного внутреннего долга.

Вопросы налогообложения операций с государственными ценными бумагами отражены в НК РФ.

Относительно государственного кредита применимы и нор­мы § 1 гл. 42 ГК РФ, регулирующие договор займа.

Детальное правовое регулирование государственных заим­ствований осуществляется на основе федеральных законов от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обраще­ния государственных и муниципальных ценных бумаг»2 с пос­ледующими изменениями.

Отношения в сфере государственного кредита регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами, принимае­мыми Президентом РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В сфере правового регулирования государственной кредит­ной деятельности особое место занимают концепции — про­граммные документы, устанавливающие ориентиры государ­ственного влияния на определенные отношения.

В систему подзаконного нормативного правового регулиро­вания отношений в сфере государственного кредита входят акты федеральных органов исполнительной власти.

Отношения по поводу государственного кредита, складыва­ющиеся в процессе финансовой деятельности субъектов РФ, регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами соответствующего региона2.

Вопросы государственной кредитной деятельности имеют нормативное закрепление в нормах международного права. В частности, действуют соглашения между Российской Федера­цией и государствами — участниками Содружества Независи­мых Государств об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывше­го Союза ССР3.

Основное место в регулировании отношений государствен­ного кредита занимают нормы финансового права. Финансово-правовое регулирование отношений в области государственного кредита находится в постоянном движении, обусловленном сложностью и политической обостренностью процессов заим­ствования денежных средств для публичных потребностей, а также временным предоставлением государственных средств иным лицам. Основная задача механизма финансово-правового регулирования кредитных отношений заключается в создании оптимального правового режима отношений с участием госу­дарства по поводу использования временно свободных денеж­ных средств.

Таким образом, государственный кредит как правовая катего­рия представляет совокупность правовых норм, регулирующих об­щественные отношения, возникающие по поводу получения госу­дарством или размещения государством денежных средств, а так­же отношения по предоставлению государственных гарантий.

В юридическом аспекте государственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовой компетенции государ­ства. Он осуществляется за счет привлеченных и собственных денежных средств на свой риск, средства размещаются на зако­нодательно определенных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.