Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование муниципального кредита




Муниципальный кредит представляет собой урегулирован­ные правовыми нормами отношения по мобилизации органами местного самоуправления временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах возврат­ности, срочности, возмездности и добровольности в целях по­крытия бюджетного дефицита и финансирования местных ин­вестиционных программ.

Муниципальный кредит характеризуется следующими осо­бенностями:

является составной частью кредита как звена финансовой системы РФ;

является самостоятельным звеном муниципальной финансо­вой системы;

результатом отношений в области муниципального кредита выступают муниципальный долг или внутренний государствен­ный долг, если муниципальные ценные бумаги гарантированы Правительством РФ или исполнительным органом государ­ственной власти субъекта РФ;

объект складывающихся правоотношений — заемные денеж­ные средства муниципальных образований, в целях оформле­ния которых эмитируются ценные бумаги;

преобладающая воля органа местного самоуправления, его обязательное участие;

муниципальные займы являются одним из методов привле­чения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет муници­пального образования;

отношения по поводу муниципального кредита всегда носят имущественный (денежный) характер.

Муниципальный кредит как форма внутреннего публичного кредита характеризуется тем, что временно свободные денеж­ные средства населения, предприятий, организаций привлека­ются на финансирование нужд местного сообщества путем вы­пуска и размещения ценных бумаг различных видов.

Источниками муниципального кредита могут выступать: на­селение соответствующего муниципального образования; госу­дарство; кредитные организации; другие муниципальные обра­зования (взаимный кредит).

Правовое регулирование муниципального кредита осуществ­ляется актами трех уровней: нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня и непосредственно актами органов местного самоуправления. Специфика правовых основ муниципального кредита обусловлена тем, что, с одной сторо­ны, общие принципы организации местного самоуправления являются предметом совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов, а с другой — установление основ кредитной политики относится к исключительной компетенции Россий­ской Федерации.

Правовое регулирование муниципальных займов осуществ­ляется на основании ст. 132 Конституции РФ, закрепляющей самостоятельность органов местного самоуправления в утверж­дении и исполнении своих бюджетов, установлении местных налоговых сборов, а также в решении иных вопросов местного значения.

Развивая конституционные положения, Закон РФ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит финансовые средства от мест­ных займов к доходному источнику муниципального бюджета (ст. 36).

Довольно обширное правовое регулирование муниципаль­ных кредитных отношений содержится в БК РФ: дано понятие муниципального заимствования, муниципального долга, установлены источники финансирования дефицита местного бюд­жета, меры ответственности по долговым обязательствам муни­ципальных образований и т. п. (ст. 91, гл. 14 и др.).

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривает возможность финансирования инвестиционной деятельности различными субъектами, в том чис­ле органами местного самоуправления, за счет финансовых средств инвесторов (банковские, бюджетные кредиты, облига­ционные займы).

Впервые в истории современного российского права в ГК РФ включены нормы о договоре государственного и муници­пального займа (ст. 817), которые распространяют правила о договоре государственного займа на правила в отношении зай­мов, выпускаемых муниципальными образованиями.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» называет в ка­честве эмитентов ценных бумаг и местные органы самоуправле­ния (ст. 2).

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавлива­ет правовые основы участия муниципальных образований в от­ношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии ценных бумаг.

Как и государственный кредит, муниципальный кредит яв­ляется комплексным правовым институтом, регулируемым нор­мами различных отраслей права.

Финансовые отношения в сфере муниципального кредита возникают в процессе финансовой деятельности органов мест­ного самоуправления. Будучи урегулированными нормами фи­нансового права, данные отношения становятся финансовыми правоотношениями с соответствующим составом и содержани­ем. Финансовые правоотношения в области муниципального кредита складываются по поводу формирования, функциониро­вания и погашения внутреннего долга муниципального образо­вания или государства, если муниципальный заем гарантирован государством.

Отношения в области муниципального кредита всегда скла­дываются по поводу образования, распределения и использова­ния соответствующих финансовых ресурсов и носят имуще­ственный (денежный) характер объекта.

В правоотношениях по муниципальному кредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон является, орган местного самоуправления. Вторым субъектом может быть любой участник финансовых правоотношений. Участие органов местного самоуправления в правоотношениях является обяза­тельным, здесь орган самоуправления выступает заемщиком-эмитентом ценных бумаг.

Объектом правоотношений, возникающих при проведении муниципального займа, являются заемные денежные средства органов местного самоуправления, в целях оформления кото­рых эмитируются ценные бумаги.

Все правоотношения в области муниципального кредита носят властный характер, так как именно органы местного са­моуправления имеют право в одностороннем порядке устанав­ливать условия займа — временные границы действия правоот­ношений, платность, виды, основания прекращения и измене­ния.

БК РФ муниципальными заимствованиями называет займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте Российской Федерации, по которым возникают долговые обя­зательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации (ст. 91).

Муниципальные займы — это кредитные отношения, скла­дывающиеся между органами местного самоуправления, с од­ной стороны, и юридическими и физическими лицами — с дру­гой, оформленные ценными бумагами от имени муниципально­го образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен­ных бумаг» муниципальными ценными бумагами признаются Ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального обра­зования (п. 1 ст. 2).

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» формулирует совокупность имущественных и неимущественных прав, зак­репляемых муниципальной эмиссионной ценной бумагой и подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению; определяет обязанных и управомоченных лиц (ст. 16). Первым в отношениях муниципального займа является эми­тент — органы самоуправления, несущие от своего имени обя­зательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Владельцем ценной бумаги является лицо, которому она принадлежит по праву собственности или по вещному праву (хозяйственного ведения или оперативного управления). Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» со­держит новые правовые признаки ценных бумаг, относящиеся к ценным бумагам местного уровня. Во-первых, муниципальной ценной бумагой удостоверяется не только имущественное, но и неимущественное право. Во-вторых, муниципальная ценная бумага не только подтверждает обязательственные требования к эмитенту, но и принадлежит ее владельцу на праве собственно­сти (ином вещном праве). Одновременно важно обратить вни­мание на то, что на основании Федерального закона «Об осо­бенностях эмиссии и обращения государственных и муници­пальных ценных бумаг» не являются муниципальными ценными бумагами те ценные бумаги, обязательства по кото­рым гарантированы муниципальным образованием, но эмити­рованы третьими лицами (ч. 6 ст. 15).

Займы органов местного самоуправления оформляются, как правило, в виде облигаций.

При эмиссии муниципальных ценных бумаг исполнитель­ный орган местного самоуправления утверждает в форме правового акта Генеральные условия эмиссии, которые должны включать указания на вид ценных бумаг; форму их выпуска; срочность данного вида ценных бумаг; валюту обязательств; особенности денежного или имущественного характера испол­нения обязательств; имеющиеся ограничения оборотоспособности или круга приобретателей ценных бумаг. На основании Ге­неральных условий эмитент в лице исполнительного органа местного самоуправления принимает документ также в форме правового акта, содержащий конкретные условия выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» определяет перечень условий, ко­торые обязательно должны содержаться в названном документе: вид ценных бумаг; сроки их обращения; номинальную сто­имость одной ценной бумаги; порядок размещения выпуска; способы осуществления прав по ценным бумагам; размер или порядок расчета дохода и иные существенные условия.

В отличие от условий эмиссии ценных бумаг федерального уровня правовой акт о муниципальной эмиссии должен содер­жать дополнительную информацию о муниципальном бюджете развития и текущем бюджете; о суммарной величине муници­пального долга на момент эмиссии; об исполнении трех преды­дущих муниципальных бюджетов.

По итогам эмиссии исполнительным органом местного са­моуправления составляется отчет, принимаемый в форме пра­вового акта.

Условия эмиссии в форме правового акта подлежат регист­рации в федеральном органе исполнительной власти, уполно­моченном Правительством РФ на составление или исполнение Федерального бюджета.

Первичная эмиссия муниципальных ценных бумаг осуществляется на основании решения об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии. Решение о выпуске должно содержать обязательные условия, складывающиеся из следую­щих элементов: наименование эмитента; даты начала, периода размещения и погашения ценных бумаг; вид и форма выпуска ценных бумаг; номинальная стоимость одной ценной бумаги; количество ценных бумаг данного выпуска; наименование регистратора или депозитария, осуществляющего учет прав вла­дельцев муниципальных ценных бумаг; имеющиеся ограниче­ния и иные существенные условия эмиссии. В качестве иных существенных условий муниципальными решениями указыва­ются порядок использования средств займа, процедура и орга­ны контроля за соблюдением условий эмиссии и целевым ис­пользованием средств займа, запрет на разглашение и иное ис­пользование конфиденциальной информации и т. п. Названные условия должны быть опубликованы в средствах массовой ин­формации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.