Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование профессии современного бухгалтера

История современной бухгалтерской науки и, как следствие, профессии бухгалтера, насчитывает несколько столетий. Развитие бухгалтерского учета было обусловлено развитием хозяйственного оборота.

Одна из основных научных разработок в бухгалтерском деле возникает в конце средних веков — в эпоху Возрождения. Авторство принадлежит францисканскому монаху и ученому Луке Пачоли (1445—1517). В трактате «О счетах и записях» им была описана система уче­та, основанная на принципе двойной записи, получившая впос­ледствии название «староитальянской».

Вскоре после этого впервые прозвучало слово «бухгалтер» (бук­вально «книгодержатель»). Оно появилось в Германии, где 13 фев­раля 1498 г. император священной римской империи Максими­лиан I подписал следующий указ: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штекер».

В 1880 г. с одобрения королевы Виктории создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Счита­ется, что с этого момента профессия профессионального бухгал­тера получила признание на государственном уровне.

В России бухгалтерская профессия первоначально была пред­ставлена немцами, состоящими на русской службе. Поэтому сло­во «бухгалтер» немецкого происхождения легко прижилось на российской почве.

Профессия бухгалтера имеет свой герб. На этом гербе, признанном в качестве интернаци­ональной эмблемы счетных работников (утвер­жден Международным конгрессом бухгалтеров в 1946 г., предложен знаменитым французским ученым Ж.Б. Дюмарше), изображены солнце, весы и кривая Бернулли и начертан девиз: «На­ука, доверие, независимость». Солнце симво­лизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы — баланс, а кривая Бернулли — символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно.

В России профессиональная деятельность бухгалтеров осуще­ствляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйству­ющих субъектов всех правовых форм собственности, сферы гос­бюджета и внебюджетных институциональных структур.

Бухгалтер должен на основе профессиональных знаний обес­печить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении де­нежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых резуль­татах деятельности предприятий, организаций, учреждений и т.д. (далее — организаций) и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

Основными видами профессиональной деятельности бухгалте­ра являются: учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая.

Дипломированный специалист согласно государственному об­разовательному стандарту высшего профессионального образова­ния по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен:

• иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

• понимать многообразие экономических процессов в совре­менном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

• обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. Профессиональное ма­стерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области.

К этим навыкам относят: способность к ведению исследова­тельской работы, абстрактному логическому мышлению, исполь­зованию методов индукции и дедукции и к критическому анали­зу; умение выявлять и преодолевать неструктурированные пробле­мы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приори­теты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблю­дением жесткого графика; способность адаптироваться к новому. Навыки работы специалиста с людьми предполагают его спо­собность взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности, в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с ли­цами, представляющими разные культуры и разные интеллекту­альные слои, вести переговоры для достижения приемлемых ре­шений по профессиональным вопросам.

Навыки работы специалиста с информацией требуют от него обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаи­вать мнение в формальной и неформальной обстановке, в пись­менной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и язы­ковых различий; находить, получать, систематизировать, письмен­но оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: ав­тономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему, а также уметь получать доступ и ве­сти поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW; пользоваться электронной почтой, текстопроцессорной програм­мой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, одной бухгалтерской (учетной) программой.

Следующей ступенью профессионального совершенствования бухгалтера становится приобретение статуса профессионального бухгалтера. В апреле 1997 г. в Российской Федерации было созда­но некоммерческое партнерство Институт профессиональных бух­галтеров России (ИПБ России), учредителями которого являют­ся высшие учебные, научные и общественные организации. Ак­тивное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ России объединяет аттестован­ных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представ­ляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгал­терского учета, экономического анализа и аудита различных учеб­ных заведений, специалистов финансового менеджмента.

В ноябре 2001 г. ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными це­лями и задачами ИПБ являются:

• объединение в единую профессиональную организацию и
координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгал­терского учета, экономического анализа, аудита, финансо­вого менеджмента, повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

• организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в це­лях повышения их профессионального статуса и значимос­ти на профессиональном рынке труда и услуг;

• разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

• создание системы оперативного информирования членов
ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования
бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

• эсовершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, фи­нансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование по­ложительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета,
финансового менеджмента, аудита и т.п. (далее — Специалистах), защита интересов Специалистов в законодательных и исполнительных органах власти, а также их социальная защита;

• внедрение в практику новых форм и методов организации
учета, экономического анализа и аудита, отвечающих тре­бованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

• формирование у Специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, соблюдение ими норм профессиональной этики;

• представление и защита прав и законных интересов членов
ИПБ, оказание помощи в защите их профессиональных ин­тересов.

ИПБ России объединяет как физических, так и юридических лиц. Активное участие ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета было предусмотрено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с ТИПБ, целью которых яв­ляется консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. На сегодняшний день уже создано 68 ТИПБ. Все они являются самостоятельными юридическими ли­цами, одним из учредителей которых является ИПБ России. Под­готовку профессиональных бухгалтеров осуществляют более 330 Учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих прак­тически во всех регионах страны. На сегодняшний день подготов­лено и аттестовано более 110 тыс. профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 100 тыс. человек.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и функции, возложенные на бухгалтерскую службу. Формирование профессии внешнего и внутреннего аудитора | Формирование внешнего и внутреннего аудитора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.