Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности учета в благотворительных и общественных организациях

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правительственные учреждения имеют статус бюджетных организаций и это определяет особенности организации в них бухгалтерского дела.

Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за! счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях предусматривает:

• План счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

• мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

• способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы дохо­дов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

• формы первичных учетных документов и регистров бухгал­терского учета;

• методы оценки активов и обязательств;

• корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским
операциям;

• другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам ведется по Плану счетов с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Руководители несут ответственность за организацию бухгалтер­ского учета в учреждениях, соблюдение действующего законода­тельства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей (в частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утверж­денной распорядителем смете доходов и расходов: получать в ус­тановленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреж­дения; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; ре­шать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения).

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об испол­нении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, получен­ные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выпол­нения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расхо­дов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обес­печивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов уч­реждения в зависимости от объема учетной работы ведется само­стоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельно­го структурного подразделения.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководите­лю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достовер­ной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е., за каждой группой работников или отдельным работником в за­висимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов
питания.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых цент­рализованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной доку­ментации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материаль­но ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованным бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерии необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непос­редственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также вся­кого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформле­ния и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников уч­реждения, а при централизации учета — для всех обслуживае­мых учреждений.

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систе­матический контроль за ходом исполнения смет доходов и расхо­дов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лица­ми, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В обязанности бухгалтерских служб входят:

• ведение бухгалтерского учета в соответствии с требования­ми действующего законодательства РФ и других нормативных правовых актов;

• осуществление предварительного контроля за соответстви­ем заключаемых договоров объемам ассигнований, предус­мотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правиль­ным оформлением первичных учетных документов и закон­ностью совершаемых операций;

• контроль за правильным и экономным расходованием
средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и
эксплуатации;

• финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;

• начисление и выплата в установленные сроки заработной
платы работникам, стипендий учащимся, студентам и аспи­рантам учебных заведений;

• своевременное проведение расчетов, возникающих в про­цессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;

• ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

• контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;

• участие в проведении инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;

• проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

• широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;

• составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

• составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);

• ведение массива нормативных и других документов по воп­росам учета и отчетности, относящихся к компетенции бух­галтерских служб;

• хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.

В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с ис­полнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам, и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, под­писываются руководителем учреждения и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченны­ми ими на то лицами.

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с пись­менного распоряжения руководителя, который несет всю полно­ту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в учет и отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность составляется учреждениями и организациями по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным: квартальная — на 1 июля и 1 октября текущего года, -месячная — на 1-е число месяца, следующего за отчетным, и пред­ставляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации.

Учреждения — главные распорядители (распорядители) средств бюджета составляют на основании представленной бухгалтерской отчетности сводную отчетность в рублях и в иностранной валюте по учреждениям, находящимся за пределами России, и другим учреждениям, получающим финансирование из бюджета в иност­ранной валюте, для представления ее органу, ответственному за исполнение бюджета соответствующего уровня (главному распо­рядителю), в установленные им сроки.

Главные распорядители средств федерального бюджета пред­ставляют сводную бухгалтерскую отчетность в Главное управле­ние федерального казначейства и в соответствующие департамен­ты Минфина РФ по принадлежности в сроки, установленные приказом Минфина РФ.

Учреждения и организации, получающие бюджетные средства в иностранной валюте, составляют и представляют месячную бух­галтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета свод­ную бухгалтерскую отчетность представляет в Главное управление федерального казначейства Минфина РФ.

В состав годовой бухгалтерской отчетности учреждения включа­ются следующие формы:

• Баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. № 1
(код 0503001) <*> со справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

• Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — ф. № 1-1 (код 0503003);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджет­ным средствам — ф. № 2 (код 0503004);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюд­жетным средствам в иностранной валюте — ф. № 2-в (код 0503018);

• Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда —
ф. № 2-4 (код 0503008);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по допол­нительным источникам бюджетного финансирования уч­реждений, находящихся за пределами Российской Федера­ции — ф. № 2-5 (код 0503006);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — ф. № 4 (код 0503055);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по сред­ствам бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации — ф. № 4-союз (код 0503043);

• Отчет о движении основных средств — ф. № 5 (код 0503051);

• Отчет о движении материальных запасов — ф. №6 (код 503053);

• Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях — ф. № 15 (код 0503078);

• Справка о полученном финансировании из федерального) бюджета (код 0503057);

• Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

• Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060);

• Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063).

В состав квартальной бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы:

• Баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. № 1 (код 0503001) со Справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

• Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетнымисточникам — ф. № 1-1 (код 0503003);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — ф. № 2 (код 0503004);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — ф. № 2-в (код 0503018);

• Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда — ф. №2-4 (код 0503008);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по допол­нительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федера­ции - ф. № 2-5 (код 0503006);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюд­жетным источникам — ф. № 4 (код 0503055);

• Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства на территории Россий­ской Федерации — ф.№ 4-союз (код 0503043);

• Справка о полученном финансировании из федерального
бюджета (код 0503057);

• Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

• Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060);

• Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063).

 

Под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выпол­нению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительной является неправительственная (негосудар­ственная и немуниципальная) некоммерческая организация, со­зданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не распределяется между ее уч­редителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта организация создана.

Благотворительные организации создаются в формах обще­ственных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для бла­готворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Регулируется такая деятельность Законом «О благотворитель­ной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11августа 1995 г.

Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соот­ветствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Бла­готворительная организация ежегодно представляет в орган, при­нявший решение о ее государственной регистрации, отчет о сво­ей деятельности, содержащий сведения о:

• финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

• персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

• составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

• содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

• нарушениях требований Федерального закона «О благотво­рительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных нало­говыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется благотворительной организа­цией в орган, принявший решение о ее государственной регист­рации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйствен­ной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.

Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются как расходы на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также данные о размерах ее имущества, расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении доб­ровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации своих целей, указанных в уставе.

Право граждан на создание таких объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Деятельность общественных объединений — юридических лиц регулируется Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. Создаваться они могут в одной из следующих организационно-правовых форм:

• общественная организация;

• общественный фонд;

• общественное учреждение;

• общественное движение;

• орган общественной самодеятельности;

• политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной де­ятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами такой организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объеди­нения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной органи­зации ее постоянно действующий руководящий орган осуществ­ляет права юридического лица от имени общественной организа­ции и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование имущества на общественно полезные цели. Учре­дители и управляющие имуществом общественного фонда не впра­ве использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назна­чений, либо избранием участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предус­мотренном ГК РФ.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соот­ветствующим законом о фондах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управляют общественным учреждением и его имуществом лица, назначенные учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Деятельность общественных объединений должна быть глас­ной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Общественные объединения могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественны­ми объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законо­дательством.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений, а должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование об­щественными объединениями своих средств на благотворитель­ные цели, даже если это не указано в их уставах.

Надзор за соблюдением законов общественными объединени­ями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, контролирует соответствие их дея­тельности уставным целям. Указанный орган вправе:

• запрашивать у руководящих органов общественных объеди­нений их распорядительные документы;

• направлять своих представителей для участия в проводимых
общественными объединениями мероприятиях;

• в случае выявления нарушений общественными объеди­нениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государствен­ной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Глоссарий: ООО, ОАО, ЗАО, малое предприятие, муниципальные унитарные предприятия, правительственные учреждения, общественные организации.

 

Тема 5: Концепции анализа и оценки учетной информации.

Лекция 6

1. Анализ финансового состояния организации.

2. Отчетная информация. Требования, предъявляемые к отчетной информации.

3. Анализ показателей деятельности предприятия в условиях инфляционной экономики.

1.

Финансовая отчетность, основанная на данных бухгалтерского учета, дает наиболее полную и достоверную информацию для анализа деятельности предприятия за определенный период. Это обусловлено сплошным отражением фактов хозяйственной дея­тельности в учете.

Проводят горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Первый дает возможность оценить динамику каждого показателя во времени — сравнить, как значение каждой статьи баланса ме­нялось от предыдущего периода к отчетному; второй дает пред­ставление о динамике структуры баланса.

Для проведения анализа финансового состояния организаций используются данные следующих форм их бухгалтерской отчет­ности:

1. Бухгалтерский баланс (ф. № 1).

2. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2).

3. Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

4. Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

5. Другие данные.

Финансовое состояние организации характеризуют:

Среднемесячная выручка (К1) рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к коли­честву месяцев в отчетном периоде.

Доля денежных средств в выручке (К2) организацией рассчитывается как доля выручки организации, полученная в денежной*' форме, по отношению к общему объему выручки.

Среднесписочная численность работников (КЗ) определяет­ся в соответствии с представленными организацией статисти­ческими сведениями о среднесписочной численности работ­ников.

Степень платежеспособности общая (К4) определяется как час­тное отделения суммы заемных средств (обязательств) организа­ции на среднемесячную выручку.

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5) вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесяч­ную выручку.

Коэффициент задолженности другим организациям (Кб) вычис­ляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Поставщики и подрядчики», «Выданные векселя», «Задолжен­ность перед дочерними и зависимыми обществами», «Авансы по­лученные» и «Прочие кредиторы» на среднемесячную выручку. Все эти строки Приложения к балансу (ф. № 5) функционально относятся к обязательствам организации перед прямыми креди­торами или ее контрагентами.

Коэффициент задолженности фискальной системе (К7) вычисля­ется как частное от деления суммы обязательств по строкам «За­долженность перед государственными внебюджетными фондами» и «Задолженность перед бюджетом» на среднемесячную выручку: (из стр. 620) (ф. № 1).

Коэффициент внутреннего долга (К8) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Задолженность перед персоналом организации», «Задолженность участникам (учреди­телям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резер­вы предстоящих расходов», «Прочие краткосрочные обязатель­ства» на среднемесячную выручку.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9) определяется как отношение текущих заемных средств (краткос­рочных обязательств) организации к среднемесячной выручке.

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными ак­тивами (К10) вычисляется как отношение стоимости всех оборот­ных средств в виде запасов, дебиторской задолженности, краткос­рочных финансовых вложений, денежных средств и прочих обо­ротных активов к текущим обязательствам организации.

Собственный капитал в обороте (К11) вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами.

Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффици­ент обеспеченности собственными средствами) (К12) рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13) вы­числяется как частное от деления собственного капитала на сум­му активов организации.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вы­числяется путем деления оборотных активов организации на сред­немесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость.

Коэффициент оборотных средств в производстве (К15) вычис­ляется как отношение стоимости оборотных средств в производ­стве к среднемесячной выручке. Определяются оборотные сред­ства как средства в запасах с учетом НДС минус стоимость това­ров отгруженных.

Коэффициент оборотных средств в расчетах (К16) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборот­ных средств в производстве к среднемесячной выручке.

Рентабельность оборотного капитала (К17) вычисляется как ча­стное от деления прибыли, остающейся в распоряжении органи­зации после уплаты налогов и всех отчислений, на сумму оборот­ных средств.

Рентабельность продаж (К18) вычисляется как частное от де­ления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период.

Среднемесячная выработка на одного работника (К19) вычисля­ется как частное от деления среднемесячной выручки на средне­списочную численность работников.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20) определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимо­сти внеоборотного капитала.

Коэффициент инвестиционной активности (К21) вычисляется как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материаль­ные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов.

Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед феде­ральным бюджетом (К22), бюджетом субъекта РФ (К23), местным бюджетом (К24), а также перед государственными внебюджетными фондами (К25) и Пенсионным фондом России (К26) вычисляются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к вели­чине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период.

Дальнейший анализ отчетных данных может быть направлен на оценку ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует мгновен­ную платежеспособность организации и показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вло­жений, быстро реализуемых в случае надобности. Рассчитывает­ся этот коэффициент как отношение ликвидных активов к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности, и про­чим краткосрочным обязательствам организации и показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена средствами, имеющими абсолютную ликвидность (деньги, ценные бума­ги со сроком погашения до 1 года):

К ал = стр. 250 + стр. 260 (ф. № 1)/ стр. 690 — стр. 640 (ф. № 1)

Коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспо­собность организации с учетом предстоящих поступлений от де­биторов. Рассчитывается показатель как отношение оборотных средств к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задол­женности и прочим краткосрочным обязательствам организации. Показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства организации.

К Тл = стр. 240 + стр. 250 + стр. 260 (ф. № 1)/ стр. 690 — стр. 640 (ф. № 1)

Показатели ликвидности имеют нормативное значение и в за­висимости от величины характеризуют степень финансовой устой­чивости организации:

 

 

Показатели Классы:
1.        
Коэффициент абсолютной ликвидности К>0,5 0,4<К<0,5 0,3 < К < 0,4 0,2<К<0,3 К<0,2
Коэффициент текущей ликвидности К>2 1,8<К<2 1,5 <К< 1,8 1,2<К< 1,5 К< 1,2

Примечания:

Класс 1 — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, гаран­тирующим возвратность заемных средств..

Класс 2 — предприятия, имеющие невысокий уровень риска невозврата за­долженности кредиторам.

Класс 3 —предприятия с высоким уровнем риска банкротства, характеризу­ющимся невосприимчивостью профилактических мер по финансовому оздоров­лению.

Класс 4 — наличие ярко выраженных признаков банкротства.

Класс 5 — фактический банкрот.

Необходимым элементом анализа является исследование резуль­татов финансовой деятельности и направлений использования по­лученной прибыли. Исходная для анализа информация содержится в прилагаемой к балансу предприятия ф. № 2.

Могут быть проанализированы структура финансового резуль­тата, удельный вес чистой прибыли, динамика финансового ре­зультата по сравнению с предыдущим периодом.

В том случае если предприятие убыточно, можно сделать вы­вод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности.

Результаты анализа являются обоснованием для принятия уп­равленческих решений менеджерами организации.

 

2. Отчетная информация.

Требования, предъявляемые к отчетной информации.

Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления, является информационная. На совре­менном этапе усиливаются роль и значение своевременно посту­пающей объективной экономической информации.

Финансовое положение организации определяется существую­щими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде фун­кционирования.

Информация о финансовых результатах деятельности органи­зации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ре­сурсах, которые вероятно будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффек­тивности, с которой организация может использовать дополни­тельные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении органи­зации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансо­вых результатах деятельности организации обеспечивается глав­ным образом Отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2). Информа­ция об изменениях в финансовом положении организации обес­печивается главным образом Отчетом о движении денежных средств (ф. № 4). Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и измене­ниях в ее финансовом положении обеспечивается единством ука­занных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руко­водством организации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. уместной, надежной и сравни­мой.

Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользо­вателей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользо­вателей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

На уместность информации влияют ее содержание и суще­ственность. Последней признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересован­ных пользователей.

Надежность отчетной информации является определяющей при ее применении заинтересованными пользователями. Информация надежна, если не содержит существенных ошибок.

Чтобы быть надежной, информация должна объективно отра­жать факты хозяйственной деятельности, к которым она факти­чески или предположительно относится.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бух­галтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколь­ко из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, представляемая заинтересованным пользовате­лям (кроме отчетов специального назначения), должна быть ней­тральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы пред­ставления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей для достижения предопределенных результатов или последствий.

При формировании информации в учете следует придержи­ваться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и рас­ходы — занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намерен­ное завышение обязательств или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости зат­рат на сбор и обработку).

Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды вре­мени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом по­ложении и финансовых результатах деятельности. Они должны так­же иметь возможность сопоставлять информацию о разных орга­низациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое поло­жение и финансовые результаты деятельности организации.

Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не пред­полагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не долж­на вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обес­печивает реализацию таких требований, как уместность и надеж­ность, либо существует лучшая альтернатива.

При формировании информации в бухгалтерском учете долж­ны приниматься во внимание факторы, ограничивающие умест­ность и надежность этой информации.

Одним из факторов, способных ограничить уместность и надежность информации, является своевременность информации. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересован­ным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты
хозяйственной деятельности, в ущерб таким образом ее надежности. Ожидание момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям. При достижении баланса между уместностью и надежностью решающим аргументом является то, как наилучшим образом удовлетворить потребности заинтересованных пользователей, связанные с принятием решений.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подго­товку.

На практике часто необходим выбор между разными требова­ниями. Как правило, задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, с тем чтобы реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требо­ваний в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются имущество, кредиторская задол­женность и капитал.

Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в Отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

Информация об изменениях в финансовом положении органи­зации, которая отражается в Отчете о движении денежных средств, является производной от элементов бухгалтерского баланса и От­чета о прибылях и убытках.

Имуществом признаются хозяйственные средства, контроли­руемые организацией в результате прошлых событий ее хозяй­ственной деятельности и которые должны принести ей экономи­ческие выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды — это потенциальная возмож­ность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считает­ся, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

• использован обособленно или в сочетании с другим объек­том в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

• обменян на другой объект имущества;

• использован для погашения кредиторской задолженности;

• распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма объекта и юридические ус­ловия его использования не являются единственным критерием определения имущества.

Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является след­ствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и рас­четы по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды. Кре­диторская задолженность может возникнуть в силу действия до­говора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение кредиторской задолженности предполагает обыч­но, что для удовлетворения требований другой стороны органи­зация лишается ресурсов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это может происходить в следующих формах:

• выплата денежных средств;

• передача другого имущества;

• оказание услуг;

• замена кредиторской задолженности одного вида другим;

• преобразование кредиторской задолженности в капитал;

• снятие требований со стороны кредитора.

Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности. Доходом признается увеличение экономических выгод в тече­ние отчетного периода или уменьшение кредиторской задолжен­ности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от реализации, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от прода­жи основных средств, нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.).

Расходами признается уменьшение экономических выгод в те­чение отчетного периода или возникновение обязательств, кото­рые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обус­ловленных изъятиями собственников). К расходам относят мате­риальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, из­менений валютных курсов и др.).

Расчеты показывают, что свыше 70% общего объема эконо­мической информации (колебания этого показателя зависят от особенностей техники и технологии производства, организации производства, труда, управления и др.) приходится на бухгал­терию.

Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапли­вает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитичес­кую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процес­сах, о конечных результатах финансовой и производственно-хо­зяйственной деятельности организации.

Бухгалтерская информация широко используется в опера­тивно-техническом и статистическом учете, для планирова­ния, прогнозирования, выработки тактики и стратегии дея­тельности.

На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъяв­ляются такие требования, как объективность, достоверность, сво­евременность, оперативность. Однако на современном этапе со­вершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требо­вания: она должна быть высокого качества и эффективной, удов­летворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного пред­приятия. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управ­ления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бух­галтерская информация формировалась с наименьшими затрата­ми труда и времени.

Любые искажения бухгалтерской отчетности, т.е. неверное от­ражение и представление данных учета из-за нарушения установ­ленных правил его организации и ведения, резко снижают цен­ность бухгалтерской информации.

Различают преднамеренное и непреднамеренное искажения отчетности.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности являет­ся результатом преднамеренных действий (или бездействия) пер­сонала проверяемого экономического субъекта. Они совершают­ся в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учиты­вать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению иска­жений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности явля­ется результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учет­ных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, не­правильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельно­сти, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажения бух­галтерской отчетности могут быть у проверяемого экономического субъекта существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что ква­лифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности мо­жет сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными.

К факторам внутрихозяйственной деятельности экономическо­го субъекта, способствующим появлению искажений, относятся:

а) наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;

б) несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли;

в) наличие зависимости экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;

г) изменения в практике договорных отношений или в учет­ной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;

д) нетипичные сделки экономического субъекта особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;

е) наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;

ж) особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре;

з) особенности структуры капитала и распределения прибыли;
и) наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появле­нию искажений, относятся:

а) состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия, подъем;

б) возрастные возможности возникновения несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;

в) особенности производственной деятельности экономическо­го субъекта, технологические особенности производства.

Причиной недостоверности отчетности может стать также не­удачно выбранная учетная политика, метод ее применения или неадекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтер­ской) отчетности.

 

3. Анализ показателей деятельности предприятия в условиях инфляционной экономики.

 

В условиях инфляционной экономики важно обеспечить срав­нимость данных бухгалтерской отчетности за ряд лет. В связи с ростом цен на ресурсы и продукцию показатели деятельности организации постоянно растут, однако нельзя утверждать, что эта динамика однозначно положительна. В ходе анализа необходимо исключить при проведении расчетов влияние инфляционных тен­денций на показатели деятельности организации.

Индекс инфляции применительно к деятельности хозяйствую­щего субъекта может рассчитываться организацией самостоятель­но (с учетом особенностей процессов реализации). Можно принять во внимание индекс-дефлятор, исчисляемый Госкомстатом. Так, для сравнения данных отчетности с аналогичными показателями предыдущих лет следует применять следующие индексы:

1. Индекс-дефлятор ВВП в 2001г. по отношению к ценам 2000г. составил 116,5%.

2. Индекс-дефлятор ВВП в 2002г. по отношению к ценам 2001г. составил 115,7%.

3. Индекс-дефлятор ВВП в 2003г. по отношению к ценам 2002г. составил 114,4%.

4. Индекс дефлятор ВВП за 2004г. по отношению к ценам 2003г. составил 118,6%.

Вывод.

Таким образом, финансовая отчетность, основанная на данных бухгалтерского учета, дает наиболее полную и достоверную информацию для анализа деятельности предприятия за определенный период. Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления, является информационная. В условиях инфляционной экономики для срав­нения данных бухгалтерской отчетности за ряд лет можно использовать индекс-дефлятор.

Глоссарий: отчетные показатели, индекс-дефлятор, инфляция, информация, аналитический показатель.

 

 


Тема 6: Профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бухгалтерский учет на малых предприятиях | Лекция 7. 1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.