КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности учета в благотворительных и общественных организациях
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Правительственные учреждения имеют статус бюджетных организаций и это определяет особенности организации в них бухгалтерского дела. Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за! счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях предусматривает: • План счетов бухгалтерского учета в учреждениях; • мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета; • способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников; • формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета; • методы оценки активов и обязательств; • корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским • другие вопросы организации бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам ведется по Плану счетов с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Руководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации. При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей (в частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов: получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения). Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений. Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е., за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей. Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованным бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерии необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.). Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений. Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. В обязанности бухгалтерских служб входят: • ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и других нормативных правовых актов; • осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; • контроль за правильным и экономным расходованием • финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета; • начисление и выплата в установленные сроки заработной • своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами; • ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников; • контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей; • участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете; • проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; • широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ; • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности; • составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения); • ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб; • хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота. В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам, и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченными ими на то лицами. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в учет и отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность составляется учреждениями и организациями по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным: квартальная — на 1 июля и 1 октября текущего года, -месячная — на 1-е число месяца, следующего за отчетным, и представляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации. Учреждения — главные распорядители (распорядители) средств бюджета составляют на основании представленной бухгалтерской отчетности сводную отчетность в рублях и в иностранной валюте по учреждениям, находящимся за пределами России, и другим учреждениям, получающим финансирование из бюджета в иностранной валюте, для представления ее органу, ответственному за исполнение бюджета соответствующего уровня (главному распорядителю), в установленные им сроки. Главные распорядители средств федерального бюджета представляют сводную бухгалтерскую отчетность в Главное управление федерального казначейства и в соответствующие департаменты Минфина РФ по принадлежности в сроки, установленные приказом Минфина РФ. Учреждения и организации, получающие бюджетные средства в иностранной валюте, составляют и представляют месячную бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета сводную бухгалтерскую отчетность представляет в Главное управление федерального казначейства Минфина РФ. В состав годовой бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы: • Баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. № 1 • Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — ф. № 1-1 (код 0503003); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — ф. № 2 (код 0503004); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — ф. № 2-в (код 0503018); • Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда — • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации — ф. № 2-5 (код 0503006); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — ф. № 4 (код 0503055); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации — ф. № 4-союз (код 0503043); • Отчет о движении основных средств — ф. № 5 (код 0503051); • Отчет о движении материальных запасов — ф. №6 (код 503053); • Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях — ф. № 15 (код 0503078); • Справка о полученном финансировании из федерального) бюджета (код 0503057); • Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058); • Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060); • Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063). В состав квартальной бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы: • Баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. № 1 (код 0503001) со Справкой о движении сумм финансирования из бюджета; • Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетнымисточникам — ф. № 1-1 (код 0503003); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — ф. № 2 (код 0503004); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — ф. № 2-в (код 0503018); • Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда — ф. №2-4 (код 0503008); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации - ф. № 2-5 (код 0503006); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам — ф. № 4 (код 0503055); • Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации — ф.№ 4-союз (код 0503043); • Справка о полученном финансировании из федерального • Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058); • Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060); • Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063).
Под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительной является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не распределяется между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта организация создана. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация. Регулируется такая деятельность Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11августа 1995 г. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; • нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются как расходы на благотворительные цели. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также данные о размерах ее имущества, расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации своих целей, указанных в уставе. Право граждан на создание таких объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения. Деятельность общественных объединений — юридических лиц регулируется Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. Создаваться они могут в одной из следующих организационно-правовых форм: • общественная организация; • общественный фонд; • общественное учреждение; • общественное движение; • орган общественной самодеятельности; • политическая партия. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо избранием участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управляют общественным учреждением и его имуществом лица, назначенные учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях». Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной. Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений, а должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе: • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; • направлять своих представителей для участия в проводимых • в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Глоссарий: ООО, ОАО, ЗАО, малое предприятие, муниципальные унитарные предприятия, правительственные учреждения, общественные организации.
Тема 5: Концепции анализа и оценки учетной информации. Лекция 6 1. Анализ финансового состояния организации. 2. Отчетная информация. Требования, предъявляемые к отчетной информации. 3. Анализ показателей деятельности предприятия в условиях инфляционной экономики. 1. Финансовая отчетность, основанная на данных бухгалтерского учета, дает наиболее полную и достоверную информацию для анализа деятельности предприятия за определенный период. Это обусловлено сплошным отражением фактов хозяйственной деятельности в учете. Проводят горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Первый дает возможность оценить динамику каждого показателя во времени — сравнить, как значение каждой статьи баланса менялось от предыдущего периода к отчетному; второй дает представление о динамике структуры баланса. Для проведения анализа финансового состояния организаций используются данные следующих форм их бухгалтерской отчетности: 1. Бухгалтерский баланс (ф. № 1). 2. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2). 3. Отчет о движении денежных средств (ф. № 4). 4. Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). 5. Другие данные. Финансовое состояние организации характеризуют: Среднемесячная выручка (К1) рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде. Доля денежных средств в выручке (К2) организацией рассчитывается как доля выручки организации, полученная в денежной*' форме, по отношению к общему объему выручки. Среднесписочная численность работников (КЗ) определяется в соответствии с представленными организацией статистическими сведениями о среднесписочной численности работников. Степень платежеспособности общая (К4) определяется как частное отделения суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку. Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5) вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку. Коэффициент задолженности другим организациям (Кб) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Поставщики и подрядчики», «Выданные векселя», «Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами», «Авансы полученные» и «Прочие кредиторы» на среднемесячную выручку. Все эти строки Приложения к балансу (ф. № 5) функционально относятся к обязательствам организации перед прямыми кредиторами или ее контрагентами. Коэффициент задолженности фискальной системе (К7) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» и «Задолженность перед бюджетом» на среднемесячную выручку: (из стр. 620) (ф. № 1). Коэффициент внутреннего долга (К8) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Задолженность перед персоналом организации», «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие краткосрочные обязательства» на среднемесячную выручку. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9) определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10) вычисляется как отношение стоимости всех оборотных средств в виде запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к текущим обязательствам организации. Собственный капитал в обороте (К11) вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами. Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К12) рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств. Коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13) вычисляется как частное от деления собственного капитала на сумму активов организации. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость. Коэффициент оборотных средств в производстве (К15) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Определяются оборотные средства как средства в запасах с учетом НДС минус стоимость товаров отгруженных. Коэффициент оборотных средств в расчетах (К16) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Рентабельность оборотного капитала (К17) вычисляется как частное от деления прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и всех отчислений, на сумму оборотных средств. Рентабельность продаж (К18) вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период. Среднемесячная выработка на одного работника (К19) вычисляется как частное от деления среднемесячной выручки на среднесписочную численность работников. Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20) определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала. Коэффициент инвестиционной активности (К21) вычисляется как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов. Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом (К22), бюджетом субъекта РФ (К23), местным бюджетом (К24), а также перед государственными внебюджетными фондами (К25) и Пенсионным фондом России (К26) вычисляются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период. Дальнейший анализ отчетных данных может быть направлен на оценку ликвидности. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платежеспособность организации и показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. Рассчитывается этот коэффициент как отношение ликвидных активов к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности, и прочим краткосрочным обязательствам организации и показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена средствами, имеющими абсолютную ликвидность (деньги, ценные бумаги со сроком погашения до 1 года): К ал = стр. 250 + стр. 260 (ф. № 1)/ стр. 690 — стр. 640 (ф. № 1) Коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность организации с учетом предстоящих поступлений от дебиторов. Рассчитывается показатель как отношение оборотных средств к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности и прочим краткосрочным обязательствам организации. Показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства организации. К Тл = стр. 240 + стр. 250 + стр. 260 (ф. № 1)/ стр. 690 — стр. 640 (ф. № 1) Показатели ликвидности имеют нормативное значение и в зависимости от величины характеризуют степень финансовой устойчивости организации:
Примечания: Класс 1 — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим возвратность заемных средств.. Класс 2 — предприятия, имеющие невысокий уровень риска невозврата задолженности кредиторам. Класс 3 —предприятия с высоким уровнем риска банкротства, характеризующимся невосприимчивостью профилактических мер по финансовому оздоровлению. Класс 4 — наличие ярко выраженных признаков банкротства. Класс 5 — фактический банкрот. Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. Исходная для анализа информация содержится в прилагаемой к балансу предприятия ф. № 2. Могут быть проанализированы структура финансового результата, удельный вес чистой прибыли, динамика финансового результата по сравнению с предыдущим периодом. В том случае если предприятие убыточно, можно сделать вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности. Результаты анализа являются обоснованием для принятия управленческих решений менеджерами организации.
2. Отчетная информация. Требования, предъявляемые к отчетной информации. Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления, является информационная. На современном этапе усиливаются роль и значение своевременно поступающей объективной экономической информации. Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые вероятно будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах деятельности организации обеспечивается главным образом Отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2). Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается главным образом Отчетом о движении денежных средств (ф. № 4). Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. уместной, надежной и сравнимой. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Последней признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Надежность отчетной информации является определяющей при ее применении заинтересованными пользователями. Информация надежна, если не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей для достижения предопределенных результатов или последствий. При формировании информации в учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы — занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку). Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении. Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива. При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации. Одним из факторов, способных ограничить уместность и надежность информации, является своевременность информации. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку. На практике часто необходим выбор между разными требованиями. Как правило, задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, с тем чтобы реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются имущество, кредиторская задолженность и капитал. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в Отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации. Информация об изменениях в финансовом положении организации, которая отражается в Отчете о движении денежных средств, является производной от элементов бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть: • использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; • обменян на другой объект имущества; • использован для погашения кредиторской задолженности; • распределен между собственниками организации. Материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются единственным критерием определения имущества. Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды. Кредиторская задолженность может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение кредиторской задолженности предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается ресурсов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это может происходить в следующих формах: • выплата денежных средств; • передача другого имущества; • оказание услуг; • замена кредиторской задолженности одного вида другим; • преобразование кредиторской задолженности в капитал; • снятие требований со стороны кредитора. Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности. Доходом признается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от реализации, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств, нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.). Расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). К расходам относят материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Расчеты показывают, что свыше 70% общего объема экономической информации (колебания этого показателя зависят от особенностей техники и технологии производства, организации производства, труда, управления и др.) приходится на бухгалтерию. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования: она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Любые искажения бухгалтерской отчетности, т.е. неверное отражение и представление данных учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения, резко снижают ценность бухгалтерской информации. Различают преднамеренное и непреднамеренное искажения отчетности. Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом. Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажения бухгалтерской отчетности могут быть у проверяемого экономического субъекта существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными. К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся: а) наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики; б) несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли; в) наличие зависимости экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков; г) изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли; д) нетипичные сделки экономического субъекта особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей; е) наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам; ж) особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре; з) особенности структуры капитала и распределения прибыли; К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся: а) состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия, подъем; б) возрастные возможности возникновения несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли; в) особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства. Причиной недостоверности отчетности может стать также неудачно выбранная учетная политика, метод ее применения или неадекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
3. Анализ показателей деятельности предприятия в условиях инфляционной экономики.
В условиях инфляционной экономики важно обеспечить сравнимость данных бухгалтерской отчетности за ряд лет. В связи с ростом цен на ресурсы и продукцию показатели деятельности организации постоянно растут, однако нельзя утверждать, что эта динамика однозначно положительна. В ходе анализа необходимо исключить при проведении расчетов влияние инфляционных тенденций на показатели деятельности организации. Индекс инфляции применительно к деятельности хозяйствующего субъекта может рассчитываться организацией самостоятельно (с учетом особенностей процессов реализации). Можно принять во внимание индекс-дефлятор, исчисляемый Госкомстатом. Так, для сравнения данных отчетности с аналогичными показателями предыдущих лет следует применять следующие индексы: 1. Индекс-дефлятор ВВП в 2001г. по отношению к ценам 2000г. составил 116,5%. 2. Индекс-дефлятор ВВП в 2002г. по отношению к ценам 2001г. составил 115,7%. 3. Индекс-дефлятор ВВП в 2003г. по отношению к ценам 2002г. составил 114,4%. 4. Индекс дефлятор ВВП за 2004г. по отношению к ценам 2003г. составил 118,6%. Вывод. Таким образом, финансовая отчетность, основанная на данных бухгалтерского учета, дает наиболее полную и достоверную информацию для анализа деятельности предприятия за определенный период. Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления, является информационная. В условиях инфляционной экономики для сравнения данных бухгалтерской отчетности за ряд лет можно использовать индекс-дефлятор. Глоссарий: отчетные показатели, индекс-дефлятор, инфляция, информация, аналитический показатель.
Тема 6: Профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла организации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |