КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. 1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования организации
1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования организации. 2. Бухгалтерское дело при реорганизации и ликвидации предприятия. 3. Особенности ведения учета и аудита в компьютерной среде.
1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования организации. Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации. Зачастую уже на этой стадии бухгалтеру отводится немаловажная роль. В небольших фирмах процедуру регистрации часто проходит именно бухгалтер. Порядок регистрации регламентирован Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. При государственной регистрации фирмы в налоговую инспекцию представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании фирмы соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и(или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством о создании юридического лица; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в налоговую инспекцию либо непосредственно, либо направляются по почте с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Внесение записи в государственный реестр признается моментом государственной регистрации. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Следующий этап регистрации — постановка организации на налоговый учет. Порядок постановки на налоговый учет установлен ст. 84 НК РФ. Налогоплательщик подает заявление установленной формы и одновременно представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации. Налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. На начальной стадии жизненного цикла организации налогоплательщик встает также на учет во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Организация является страхователем по отношению к своим работникам и как страхователь обязана встать на учет в названных фондах. В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в 13-дневный срок для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования утвержден постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 119. Вновь созданная организация открывает счет (счета) в банке. Это также функция бухгалтера. Для открытия счета в банк представляются: • заявление на открытие счета (ф. № 0401025), подписанное учредителями юридического лица; • документ о государственной регистрации юридического лица; • нотариально заверенная копия устава (положения) юридического лица; • карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. № 0401026), заверенных нотариально. Банк обязан сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок. Сам налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии любого банковского счета в 10-дневный срок, как того требует ст. 23 НК РФ. В случае нарушения этого срока взимается штраф в размере 5000 руб. в порядке налоговой ответственности (ст. 118 НК РФ) и в размере от 10 до 20 МРОТ в порядке административной ответственности (ст. 15.4 КоАП РФ). Еще одна очень важная обязанность бухгалтера на стадии становления организации — участие в выборе системы налогообложения. Налогоплательщики-организации с численностью работников до 100 человек могут выбрать упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 НК РФ, или придерживаться традиционной системы. Бухгалтер и руководитель должны проанализировать целесообразность применения той или иной системы налогообложения и разработать адекватную учетную политику. Приказ об учетной политике для целей финансового учета должен разрабатываться в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/98), а для целей налогового учета — в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ. Учетная политика включает: • рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; • методы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и технологию обработки учетной информации; • порядок контроля за хозяйственными операциями; • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Изменение учетной политики организации согласно разделу IV ПБУ 1/98 может производиться в случаях: • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; • существенного изменения условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономического анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
2. БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО НА СТАДИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Процесс реорганизации организации может проходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Инициаторами могут выступать учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. На дату реорганизации бухгалтер должен составить финансовую отчетность. При этом необходимо учитывать некоторые особенности отчетности на этой стадии жизненного цикла юридического лица. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится с учетом положений Приказа Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н и при наличии: 1) учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации; 2) решения учредителей или соответствующих органов о реорганизации; 3) договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством Российской Федерации случаях; 4) передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения: • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); • первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.; 5) документа, подтверждающего факт о внесении соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования; о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т.д. При реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков. До даты внесения в Реестр записи о возникшей организации при реорганизации в форме слияния все операции, связанные с текущей деятельностью реорганизуемых организаций (продажа товарно-материальных ценностей, расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, расчеты по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт, например, на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не передаются в порядке правопреемства, и другие расходы аналогичного характера), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в учете организаций, прекращающих свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Все вышеперечисленные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности организаций, прекращающих свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей в результате реорганизации в форме слияния организации на дату ее государственной регистрации формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытых убытков прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций. При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках организаций, реорганизуемых в форме слияния, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации в форме слияния, организации не производят. Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах возникшая организация при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации заполняет в оценке, по которой они отражаются в передаточном акте с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемых в форме слияния организаций. В соответствии с договором о слиянии и предусмотренным в нем решением учредителей о порядке конвертации (обмена) акций (долей, паев) организаций, реорганизуемых в форме слияния, в (на) акции (доли, паи) возникшей организации во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации отражается сформированный уставный капитал реорганизуемых в форме слияния организаций. При реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом производятся закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации. Организация, у которой в процессе присоединения к ней другой (других) организации (организаций), на основании решения учредителей, изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации не формирует. До даты внесения в Реестр записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с ее текущей деятельностью (продажа товарно-материальных ценностей, расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, расчеты по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт, например, на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не подлежат передаче в порядке правопреемства, и другие расходы аналогичного характера), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации. Все вышеперечисленные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации. Бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете переходных операций и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности, присоединяющейся организации, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты. При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации не производится. При реорганизации организации в форме разделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации на основании решения учредителей, производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации. При этом никаких записей в бухгалтерском учете не производится. Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытку реорганизуемой организацией не производится. На день предшествующий внесению в Реестр записи о возникших организациях организацией, прекращающей свою деятельность, выполняются учетные записи по закрытию последнего отчетного года по счетам учета продаж, учета прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат с формированием нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) для составления заключительной бухгалтерской отчетности с разделением соответствующих числовых показателей в разрезе возникших организаций согласно разделительному балансу. До внесения в Реестр записи о возникших организациях при реорганизации в форме разделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемой организации (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемой организации. В заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации должны найти отражение записи в бухгалтерском учете операций, произведенных в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации возникших при реорганизации в форме разделения организаций. На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности, реорганизованной в форме разделения организации, составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации. Данные о полученных в процессе реорганизации в форме разделения объектах основных средств, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемники при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату их государственной регистрации фиксируют в оценке, по которой полученное в порядке правопреемства имущество в соответствии с решением учредителей отражено в разделительном балансе, с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации. Сформированный уставный капитал возникших при разделении организаций отражается во вступительном бухгалтерском балансе в соответствии с решением учредителей о реорганизации в форме разделения и предусмотренным в нем порядке конвертации (обмена) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в (на) акции (доли, паи) возникших организаций. При реорганизации в форме выделения организация, у которой в процессе выделения из нее другой организации на основании решения учредителей меняется только объем имущества и обязательств, а текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность не формирует. При реорганизации организации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации,, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации. При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации не производится. При раскрытии информации в части признания суммы доходов и отдельных затрат выделяемого структурного подразделения (сегмента или части (совокупности) сегмента) реорганизуемой организации (начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам и т.п.), а также по осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды по выделяемому структурному подразделению (сегменту или части (совокупности) сегмента) организации на дату составления годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемая организация может руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. До внесения в Реестр записи о возникших организациях при реорганизации в форме выделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемой организации (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, по списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемой организации. Хозяйственные операции, произведенные в период реорганизации, должны найти отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, составленной на дату внесения в Реестр записи о возникших организациях. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса. Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации. Сформированный уставный капитал возникшей при выделении организации отражается во вступительной бухгалтерской отчетности по решению учредителей о реорганизации в форме выделения и предусмотренным в нем в соответствии с законодательством порядке конвертации (обмена) акций (определение размеров долей, паев) реорганизуемой организации в (на) акции (доли, паи) возникшей организации. Условия и порядок реорганизации организации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются решением учредителей. Вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности, подлежат урегулированию в передаточном акте. В соответствии с решением учредителей о реорганизации расходы, связанные с переоформлением документов, могут производиться за счет самих учредителей. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производятся закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей чистой прибыли. Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. В соответствии с решением учредителей о порядке конвертации (обмена) акций (долей, паев) организаций, реорганизуемых в форме преобразования, в (на) акции (доли, паи) возникшей организации во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации отражается сформированный уставный капитал. Начиная с даты принятия учредителями решения о проведении реорганизации, в бухгалтерской отчетности (промежуточной и(или) годовой), составляемой и представляемой в период проведения реорганизации в установленном порядке участвующими в реорганизации организациями, подлежит дополнительно раскрытию следующая информация о проводимой реорганизации: • основание проведения реорганизации; • сведения об организациях, участвующих в реорганизации, и правопреемниках; • дата составления передаточного акта или разделительного баланса; • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие и т.п.) и обязательств (погашение (увеличение в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации) задолженности), начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах; • расходы, связанные с реорганизацией; • формирование уставного капитала возникших организаций; • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта или разделительного баланса числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности; • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса; • невыполненные условия и прочие события, связанные с признанной реорганизацией; • и др. Организации, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, заполняют на основании передаточного акта или разделительного баланса в бухгалтерском балансе заключительной бухгалтерской отчетности числовые показатели графы «На конец года». В Пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности организации, прекратившей свое существование, может быть раскрыта информация о проведенной реорганизации и прекращении ее деятельности, с указанием: • основания для проведения реорганизации; • документов передачи имущества и обязательств правопреемнику; • документов, подтверждающих закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой организацией; • сведений о снятии с учета реорганизуемой организации налоговыми органами, территориальными органами Пенсионного фонда РФ, региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, территориальными органами Государственного комитета РФ по статистике и др. Организации, продолжающие свою деятельность после проведенной реорганизации в форме присоединения или выделения, составляют промежуточную и(или) годовую бухгалтерскую отчетность с учетом полученных (переданных) имущества и обязательств. Данные передаточного акта или разделительного баланса, изменения величины уставного и добавочного капиталов, других числовых показателей бухгалтерского баланса раскрываются в Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. При реорганизации в форме выделения организация может раскрывать информацию о доходах, расходах, суммах прибылей (убытков), а также налога на прибыль, в том числе относящихся к выделяемому структурному подразделению (сегменту или части (совокупности) сегмента), в Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности либо в Отчете о прибылях и убытках в соответствии с порядком, приведенным в приложении к Положению по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Для обеспечения сопоставимости числовых показателей бухгалтерской отчетности по окончании процесса реорганизации, при котором было осуществлено присоединение (выделение) организации, информация за предшествующие реорганизации периоды корректируется в установленном порядке. При этом никакие записи в бухгалтерском учете не производятся. Организации, возникшие в результате реорганизации, за отчетный период, начиная с даты их государственной регистрации, составляют и представляют промежуточную и(или) годовую бухгалтерскую отчетность в установленном законодательством порядке. Если в результате проведенной реорганизации к правопреемнику перешли права в отношении дочерних и зависимых обществ реорганизованной организации, то правопреемник наряду со вступительной бухгалтерской отчетностью своей организации должен составить в соответствии с действующим порядком сводную бухгалтерскую отчетность группы взаимосвязанных организаций с раскрытием информации в пояснениях к сводной бухгалтерской отчетности.
3. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И АУДИТА НА КОМПЬЮТЕРЕ В современных условиях ведение учета и аудит (как внешний, так и внутренний) без применения ЭВМ практически невозможно. Объясняется это постоянным ростом объема учетных данных и усложнением учетных процедур. Применение компьютеров позволяет ускорить обработку и систематизацию данных, их анализ, оформление стандартных и специфических отчетов, освободить бухгалтера и аудитора от львиной доли рутинных работ. Все более распространяются и системы банковского обслуживания «клиент-банк» с использованием возможностей компьютерных сетей. В целом программные продукты, автоматизирующие учет в организации, можно разделить по степени охвата на три основные группы: «коробочный» продукт, программный комплекс и интегрированный программный комплекс. К первой группе относятся стандартные программные продукты, не требующие затрат на внедрение — они практически не адаптируемы к особенностям хозяйственной деятельности пользователя. Программный комплекс позволяет автоматизировать специфические объекты учета, а также предусматривает возможность настройки под нужды конкретного предприятия. Наконец, интегрированный программный комплекс обеспечивает автоматизацию всей деятельности организации, построение информационной модели, максимально приближенной к действительности. При подборе программных продуктов следует руководствоваться прежде всего принципом целесообразности. У многих фирм имеется электронный архив учетных документов, необходимый для хранения большого объема информации и быстрого нахождения в нем нужных документов. Рынок изобилует программами автоматизации бухгалтерского учета, отвечающими разнообразным потребностям организаций. Среди лидеров рынка программы: «1С:Бухгалтерия», «ИНФИН», «Инфо-бухгалтер», «Парус». Каждая программа ориентирована на определенный круг потребителей и имеет несколько модификаций в зависимости от численности работников организации и разнообразия ее деятельности. Так, 1С:Бухгалтерия позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета: операции по банку и кассе; основные средства и нематериальные активы; материалы и МБП; товары и услуги, выполнение работ; учет производства продукции; учет валютных операций; взаиморасчеты с организациями; расчеты с подотчетными лицами; расчеты по зарплате; расчеты с бюджетом; другие разделы учета. Программа позволяет использовать нескольких планов счетов одновременно, предусмотрены многоуровневые планы счетов, многомерный аналитический учет, многоуровневый аналитический учет, количественный учет, многовалютный учет по неограниченному числу валют, ведение на одном компьютере учета нескольких фирм, консолидированного учета, учет импортных товаров по ГТД (автоматический подбор необходимых номеров ГТД при выписке счетов-фактур). Программа «1С:Бухгалтерия» позволяет автоматизировать подготовку любых первичных документов: платежные поручения, счета на оплату и счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, акты, накладные, требования, доверенности, другие документы. Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту. 1С:Бухгалтерия включает набор стандартных отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации. Отчеты по синтетическому учету: • оборотно-сальдовая ведомость; • шахматная ведомость; • Главная книга; • журнал-ордер и ведомость по счету; • анализ счета (за период и по датам); • карточка счета. Отчеты по аналитическому учету: • оборотно-сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов аналитического учета; • журнал-ордер по объектам аналитики; • анализ счета по объектам аналитики; • отчет «Диаграмма» (позволяет представить бухгалтерскую информацию в графическом виде). Отчеты по разделам учета: • анализ объекта аналитики по счетам; • карточка операций по объекту аналитики; • Кассовая книга; • книги продаж и покупок; • отчеты по основным средствам и нематериальным активам; • отчеты по заработной плате; • и т.д. Предусмотрено формирование регламентированной отчетности: ввод, заполнение и печать бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетов в фонды. В «Ручном» режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные показатели, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели, в автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций; перед формированием отчетов специальный режим позволяет проверить состояние учета и выявить ошибки бухгалтера, не позволяющие правильно составить отчетность; режим расшифровки позволяет получить «обоснование» заполненных автоматически показателей вплоть до каждого первичного документа и хозяйственной операции. Формы отчетности ежеквартально обновляются фирмой «1С» и бесплатно предоставляются зарегистрированным пользователям. В комплект поставки программы, кроме основной Типовой, входит также «Упрощенная конфигурация». Ее применение целесообразно, когда: в организации ведется достаточно простой учет и не требуется высокого уровня автоматизации ведения учета, предполагается существенно перестраивать структуру учета по отношению к методологии, заложенной в Типовой конфигурации, программа используется в целях освоения, а также для организации учебного процесса по обучению бухгалтерскому учету и работе с 1С:Бухгалтерия. 1С:Бухгалтерия является готовым решением, позволяющим веста учет без дополнительных доработок и настроек. Кроме того, программа может быть адаптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет: • настраивать систему на различные виды учета и реализовать любую методологию учета; • редактировать свойства справочников: изменять состав хранимой информации, количество уровней вложенности, тип кода (числовой, текстовый) и др.; • создавать новые справочники произвольной структуры; • настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации; • редактировать существующие и создавать новые необходимые документы любой структуры; • изменять экранные и печатные формы документов; • создавать новые журналы для работы с документами и произвольно перераспределять документы по журналам; • редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных отчетов; • создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации; • описывать поведение элементов системы на встроенном языке. В программе имеются средства работы с распределенными информационными базам. Их основное назначение — организация единой системы автоматизированного учета в организациях, имеющих территориально удаленные объекты: филиалы, склады, магазины, пункты приема заказов и иные подобные подразделения, не связанные локальной сетью: • ведение неограниченного количества автономно работающих информационных баз; • полная или выборочная синхронизация данных; • настройка состава синхронизируемых данных; • произвольный порядок и способ передачи изменений. Использование средств управления распределенными информационными базами не ограничивает действия пользователей системы. Все изменения данных система отслеживает автоматически и передает их в соответствии с описанными правилами синхронизации. 1С:Бухгалтерия включает разнообразные сервисные возможности: • контроль корректности вводимых проводок; • табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам); • проверка возможности удаления «неиспользуемых» бухгалтерских счетов, объектов аналитики, документов; • вызов правовой системы с диска Информационно-Технологического сопровождения (ИТС) или «1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА»; • управление правилами округления сумм. Пользовательский интерфейс включает: 1. Путеводитель по конфигурации — предназначен для быстрого освоения программы бухгалтером. Он позволяет ознакомиться с порядком использования программы по конкретным разделам учета и тут же выполнить необходимые действия. 2. Режим комментирования проведения документов. В процессе автоматического формирования проводок документами программа информирует пользователя о том, почему были сформированы те или иные бухгалтерские записи. 3. «Советы дня» подскажут вам эффективные приемы работы и удобные возможности системы. 4. Настраиваемые панели инструментов позволят вам быстро получать доступ к часто используемым функциям программы. 5. Подробная контекстно-зависимая помощь сообщит о допустимых действиях во всех режимах работы программы. 1С:Бухгалтерия включает готовые режимы для обмена бухгалтерской информацией с другими программами системы 1С:Предприятие и содержит разнообразные средства для связи с другими программами: • возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы позволит обмениваться данными практически с любой программой; • встроенный язык содержит средства работы с файлами формата DBF; • 1С:Бухгалтерия поддерживает современные средства интеграции приложений: OLE, OLE Automation и DDE. Использование этих средств позволяет: • управлять работой других программ, используя встроенный язык, например, формировать отчеты и графики в Microsoft Excel; • получать доступ к данным 1С:Бухгалтерии из других программ; • вставлять в документы и отчеты 1С:Бухгалтерии объекты, созданные другими программами, например, помещать в первичные документы логотип фирмы; • размещать в документах и отчетах рисунки и графики. Для организаций с различным количеством совершаемых хозяйственных операций фирма «1С» предлагает разные версии программы «1С:Бухгалтерия»: • однопользовательская версия; • сетевая версия; • версия для SQL (клиент-сервер). При изменении законодательства и методологии учета выпускаются обновления конфигурации, которые бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей. Режим обновления позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных. Программа «Инфо-бухгалтер» автоматизирует следующие разделы бухгалтерского учета: операции по банку и кассе, основные средства и нематериальные активы, материалы, операции в оптово-розничной торговле, валютные операции, взаиморасчеты с организациями, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по зарплате и с бюджетом. Возможны применение многоуровневого Плана счетов, количественный учет, ведение на одном компьютере учета для нескольких организаций, аналитический и синтетический учет движения денежных средств и материальных ценностей по всем счетам, параллельное ведение суммового и количественно-суммового учета (материалов, товаров и т.п.) с формированием оборотных ведомостей и карточек счетов в суммовой или количественно-суммовой форме. На компьютере оформляются платежные и инкассовые поручения, счета на оплату и счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, акты, накладные, доверенности, документы по учету кадров и расчетам по оплате труда и многие другие документы. В системе могут быть подготовлены отчеты: • оборотно-сальдовая ведомость; • ведомость остатков; • шахматная ведомость; • Главная книга; • Журнал-ордер и ведомость по счету; • карточка движения средств по счету; • материальный отчет по счету; • Кассовая книга; • книги продаж и покупок; • отчеты по основным средствам и нематериальным активам. Возможна подготовка бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетов в фонды. В автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций. В «ручном» режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные сведения, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели. Возможна подготовка отчетов в налоговую инспекцию и Пенсионный фонд РФ на магнитных носителях. В программе имеется встроенный текстовый редактор, который позволяет создавать и редактировать все первичные и отчетные формы, а также готовить новые бланки и типовые операции. Программа может быть адаптирована к особенностям учета в конкретной организации. Программа позволяет автоматически выполнять проводки при заполнении первичных документов, редактировать любую хозяйственную операцию в любой момент времени. После внесения изменений все отчеты автоматически пересчитываются. Имеются функции временного выключения хозяйственной операции, что позволяет не учитывать эту операцию при пересчете отчетов и бланков документов. Возможна контекстная связь со справочно-правовой системой «Гарант», что позволяет при необходимости получать достоверную правовую информацию на любом участке работы. Файл журнала хозяйственных операций автоматически сохраняется через заданные промежутки времени в локальной версии. Графические возможности программы позволяют наглядно представить бухгалтерскую информацию в виде графиков и диаграмм. В программе реализован многооконный интерфейс. Любая форма, будь то список, таблица, документ или текст, размещаются в отдельных окнах. Все документы и отчеты представляются в форме, соответствующей бумажным документам. Импорт и экспорт информации осуществляется в формате.dbf или через текстовые файлы. Это позволяет обмениваться данными с другими программами. Допускается передача любого рассчитанного документа (бланка) в Microsoft Word или Microsoft Excel. Поставляются однопользовательская или сетевая версия (до 5, до 10, свыше 10 рабочих мест). Все отчетные и первичные документы, входящие в состав программы, регулярно обновляются в соответствии с изменениями законодательства и бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей, находящихся на гарантийном обслуживании. Программа постоянно развивается, выпускаются новые версии. Все версии совместимы между собой по принципу снизу вверх. Это означает, что информацию из предыдущей можно перенести в более новую версию. Режим обновления бланков или версии позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных. Срок гарантийного обслуживания составляет год с момента приобретения программы или платного обновления. Существует бесплатная линия телефонных консультаций для зарегистрированных пользователей. Программа «ИНФИН-Бухгалтерия» имеет диплом лауреата международного конкурса программного обеспечения в области финансов и рекомендована к применению Минфином РФ. Программа ориентирована на малые, средние и крупные организации как с простым, так и со сложным учетом. Осуществляется полный балансовый и забалансовый бухгалтерский учет. Возможна работа с несколькими организациям на одном рабочем месте, а также объединение данных, введенных с разных рабочих мест. Изюминкой «ИНФИН-Бухгалтерии» является то, что программа предусматривает серию автоматических проводок, выполняемых в конце отчетного периода (начисление всех налогов, закрытие счетов реализации и затрат). Кроме того, автоматические расчеты можно выполнять в любой момент с целью выяснения авансовых платежей налога на прибыль. Осуществляется помесячное начисление НДС. Сетевая версия программы не привязана к определенному типу сети, а продуманная система блокировок и синхронизации сетевых процессов позволяет независимо работать с данными нескольким пользователям и видеть в динамике изменения, вносимые с других рабочих станций. Всевозможные сортировки, выборки, изменения порядка аналитики в балансовых счетах позволяют получать документ в разных разрезах информации. Возможна работа в закрытых месяцах и любых будущих, что полезно для оперативного ввода первичных документов и корректировки уже введенной информации. Изменение данных в закрытых месяцах вызывает автоматический пересчет остатков. Предусмотрена парольная защита информации с разными уровнями доступа. Для предприятий разного масштаба существует несколько вариантов программы «ИНФИН-Бухгалтерия». Каждая программа сохраняет все возможности предыдущего уровня, добавляя к ним новые. Комплексная система автоматизации программы «ПАРУС» предназначена для подготовки и учета документов финансово-хозяйственной деятельности организации, накопления информации о совершенных хозяйственных операциях на бухгалтерских счетах, получения внутренней и внешней отчетности. Использование этой системы позволяет: • готовить платежные документы; • выписывать счета на оплату и накладные на отпуск товара; • вести учет основных средств и нематериальных активов, производить расчет амортизационных отчислении по ним; • вести учет производственных запасов и товарно-материальных ценностей по материально ответственным лицам, применяя различные методы оценки материальных ценностей (учетные цены, средние цены, ФИФО, ЛИФО); • вести учет затрат на производство, издержек обращения и реализации по различным объектам учета (филиалы, подразделения, договоры и т.д.), вести учет денежных средств; • вести учет расчетов с дебиторами-кредиторами; • получать ежемесячную отчетность по движению средств по счетам в виде Книги учета хозяйственных операций, ведомостей учета движения материальных ценностей, учета движения денежных средств, учета расчетов с дебиторами и кредиторами, ведомостей расчетов амортизационных отчислений; • получать баланс фирмы и другие отчетные документы для предоставления в налоговые органы; • рассчитывать заработную плату, осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций; • осуществлять планирование и контроль доходов и расходов (финансовое планирование). Учет по всем разделам может вестись как в рублях, так и в валюте. Программное обеспечение позволяет организовать работу, как на автономных компьютерах, так и в локальной вычислительной сети. Устранение ручной обработки документов в процессе делопроизводства имеет ряд преимуществ. В частности, можно автоматизировать процесс создания и заполнения документов, присвоения значений реквизитов документам, их пересылки по магистралям Интернета/Интранета, контроля за исполнением документов. Автоматизация последней функции необходима в первую очередь для поиска документов, которые должны быть определенным образом обработаны к заданному сроку, и своевременного напоминания об этом. По прошествии определенного времени автоматически производится запрос по заранее заданным правилам, при этом могут учитываться имена пользователя, исполнителя. Последняя услуга позволяет защитить информационный ресурс от несанкционированного доступа. Автоматическое создание документов, таких как бланки, анкеты, квитанции, декларации и т.д., возможно с помощью стандартных форм, зарезервированных в системе для этой цели. Пересылка документов может проводиться по сетям как локальным (внутри организации), так и глобальным. Для этого должна быть предусмотрена возможность сетевой работы системы, например, по принципу «клиент-сервер», когда информация обо всех документах хранится в единой базе на сервере. В современных условиях система управления документооборотом должна иметь поддержку работы в Интернете/Интранете и интегрировать с традиционными почтовыми программами. Одним из основных требований, предъявляемых к современной автоматизированной системе управления документооборотом в бухгалтерии, является обеспечение логично организованного информационного пространства, т.е. пространства хранимых и обрабатываемых документов, желательно единого для всей организации. Такая среда должна обеспечивать простой и быстрый доступ к документам независимо от места их хранения. Они могут находиться на любом носителе информации, в Интернете и т.д. Сама машинограмма (документ, созданный на компьютере) должна быть создана с учетом требований государственных стандартов на унифицированные системы документации. Документы на машинном носителе должны содержать следующие обязательные реквизиты: • наименование организации — создателя документа; • местонахождение организации — создателя документа или почтовый адрес; • наименование документа; • дата изготовления документа; • код лица, ответственного за правильность изготовления документа на машинном носителе или машинограммы, или, как правило, код лица, утвердившего документ. Обязательные реквизиты документа на машинном носителе следует размещать способом, позволяющим однозначно идентифицировать реквизит. Обязательные реквизиты машинограммы следует печатать и размещать в соответствии с требованиями государственных стандартов на унифицированные системы документации. Подлинником документа на машинном носителе является первая во времени запись документа на машинном носителе, содержащая указание на то, что документ является подлинником. Подлинником машинограммы является первый по времени напечатанный средствами вычислительной техники экземпляр документа на бумажном носителе и содержащий указание на то, что документ является подлинником. Дубликатами документа на машинном носителе являются все более поздние по времени, аутентичные по содержанию записи документа на машинном носителе и содержащие указание, что эти документы являются дубликатами. Дубликатами машинограммы являются все более поздние по времени, аутентичные по содержанию распечатки на бумажном носителе, содержащие указание, что являются дубликатами. Копиями документа на машинном носителе или машинограммы являются документы, переписанные с подлинника или дубликата на машинном носителе или машинограммы на другой носитель информации, аутентичные по содержанию и содержащие указание на то, что эти документы являются копиями. В дубликатах и копиях должны быть сохранены обязательные реквизиты, содержащиеся в подлиннике документа на машинном носителе или машинограммы. Компьютеризированы и современные аудиторские процедуры. Согласно стандартам аудита при его проведении с использованием компьютеров сохраняются цель и основные элементы методологии аудита. Использование аудитором компьютера возможно как при ведении бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную, так и при использовании средств автоматизации бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета экономическим субъектом вручную аудитор должен решить проблему наличия необходимого программного обеспечения для анализа базы данных бухгалтерских записей по всем учитываемым хозяйственным операциям или по итоговым записям бухгалтерских регистров. В том случае если у экономического субъекта весь бухгалтерский учет или отдельные его участки автоматизированы, наличие в распоряжении аудитора базы учетных данных экономического субъекта (отдельных ее компьютерных файлов) позволяет применить для ее анализа эффективные методы современных информационных технологий. Основное назначение использования компьютеров при аудите — организация аудита как последовательности выполняемых аудиторских процедур с целью повышения эффективности при взаимодействии человека с компьютером. Аудиторской организации целесообразно вести постоянную работу по освоению новых информационных технологий автоматизации аудиторской деятельности. Информационное обеспечение аудита с применением компьютеров включает два основных источника: 1. Данные бухгалтерского учета экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии. 2. Нормативно-справочная база и система форм рабочей документации аудитора. Возможность использования базы данных экономического субъекта или отдельных ее массивов должна быть обеспечена: • организационно — в договоре о проведении аудита желательно отразить согласие экономического субъекта на использование базы данных или ее фрагментов в процессе аудита; • технически — в договоре о проведении аудита при необходимости следует отразить состав, форму и срок предоставления аудитору для анализа базы данных или ее фрагментов; • программно — система аудита с применением компьютеров при необходимости должна иметь в своем составе блок, обеспечивающий конвертацию (преобразование) базы данных экономического субъекта в данные, обработка которых возможна средствами программного обеспечения, используемого аудитором. Аудитор для анализа может применять не саму базу данных или фрагменты рабочей базы данных, а ее копию. Сформированная или полученная для анализа копия базы данных должна быть идентична той, на основании которой экономический субъект формирует все бухгалтерские регистры и отчетные документы. Прежде чем приступить к анализу ее содержания, аудитор должен убедиться в таком соответствии или сделать копию базы данных самостоятельно. Для проверки соответствия должна применяться специальная система тестов. Нормативно-справочные данные системы, используемой аудитором для проведения аудита, должны соответствовать проверяемому периоду. Аудитор должен обеспечить конфиденциальность как полученной информации, так и созданной в ходе аудиторских процедур, а также ее защиту от несанкционированного доступа. Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать: а) анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна; б) контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта; в) тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета; г) контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов; д) использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации; е) формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой). Эффективность аудиторских процедур может быть повышена благодаря использованию компьютеров при проведении аудита, при получении и оценке некоторых аудиторских доказательств в тех случаях, когда: • проверке подвергаются большие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета; • у проверяемого экономического субъекта используется унифицированная стандартная система оформления бухгалтерских операций; • имеется и используется информационно-поисковая система для расшифровки и подтверждения наличия соответствующих первичных документов, регистров бухгалтерского учета; • имеется и используется автоматизированная система контроля исполнения утвержденного регламента решения соответствующих учетных задач. Применение компьютеров позволяет аудитору провести следующие процедуры: • тестирование операций и остатков по счетам в компьютерной базе данных; • аналитические процедуры с целью выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных; • тестирование базы данных проверяемого экономического субъекта; • тестирование информационного, математического, программного и технического обеспечения проверяемого экономического субъекта. Процедуры, выполняемые аудиторской организацией при использовании компьютеров для контроля, могут включать: а) контроль последовательности проверяемых данных, которые проходят несколько этапов обработки; б) контроль предварительных данных; в) прогнозирование и планирование результатов проверки данных и сопоставление их с контрольными данными для отдельных операций и в целом по видам деятельности; г) подтверждение работоспособности и соответствия современным требованиям программного и аппаратного обеспечения работы аудитора при проведении аудита с использованием компьютера; д) подтверждение соответствия используемого компьютерного обеспечения проверяемого экономического субъекта действующему законодательству; е) подтверждение использования компьютеров у проверяемого экономического субъекта в период проведения аудита. Проведение аудитором машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допускается при условии, что имеется достаточная уверенность в том, что они действительно полностью соответствуют оригиналам файлов экономического субъекта. При использовании для проведения аудита компьютеров повышается эффективность проведения таких аудиторских процедур, как проверка арифметических расчетов и составление альтернативного баланса. Бухгалтер и аудитор в своей работе активно используют компьютеризированные правовые базы, такие как «Гарант», «КонсультантПлюс», позволяющие оперативно отслеживать динамику нормативной базы бухгалтерского учета. Такие системы содержат также комментарии к законодательству, обзоры арбитражной практики, образцы корреспонденции бухгалтерских счетов, тематические подборки журнальных публикаций, справочные сведения и т.д. Вывод. Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации. Зачастую уже на этой стадии бухгалтеру отводится немаловажная роль. Процесс реорганизации организации может проходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Инициаторами могут выступать учредители либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. В современных условиях ведение учета и аудита без применения ЭВМ практически невозможно. Применение компьютеров позволяет ускорить обработку и систематизацию данных, их анализ, оформление стандартных и специфических отчетов. Глоссарий: регистрация предприятия, реорганизация предприятия, ликвидация предприятия, 1С:БУХГАЛТЕРИЯ, ПАРУС, КОНСУЛЬТАНТ плюс.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |