Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение общих принципов, договоров и обычаев

 

К источникам земельного права начинают относить общие принципы права, нормативные договоры и соглашения, а также некоторые обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками права является для России сравнительно новым (после забытого за десятилетия старого) и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике они еще не приобрели того значения, которое им придается в теории земельного права и которое они имеют в ряде других стран.

Общие принципы права. Отправные, исходные начала и принципы правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного Суда предусматривается следующее: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

В ст. 15 Конституции говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Понятно, что такая норма, установленная в 1993 г., вызывает многочисленные дискуссии: что считать общепризнанным принципом? Кем он должен быть признан? Каковы его формулировка и степень обязательности?

Большинство юристов считает, что к указанным принципам относятся, например, такие положения, как: «специальный закон отменяет действие общего закона» (например, Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» заменяет нормы Закона СССР от 26.05.1998 № 8998-XI «О кооперации», нормы ЗК об обороте земельных участков уточняют нормы ГК об имущественном обороте) или: «позднейшим законом отменяется более ранний» (даже если это не указано в акте о его введении в действие), или: «норма должна быть четкой, ясной, не допуская двоякого понимания».

Общие принципы права постепенно занимают свое место в российском праве. Согласно ст. 6 ГК при невозможности использования аналогии закона, т.е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, из требований добросовестности, разумности и справедливости.

Однако судебная, арбитражная и административная практика постоянно сталкивается с трудностями различного, неоднозначного понимания и толкования понятий добросовестности, разумности и справедливости разными лицами, государственными и правовыми инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями, неустойчивостью правоприменения, различием этических позиций судей и иных должностных лиц.

Договоры. Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы, т.е. устанавливать не только права и обязанности сторон, но и общие правила поведения, которым в будущем должны подчиняться другие участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства возрастает роль соглашений между государственными органами РФ и ее субъектов. Подобные соглашения в ряде случаев носят довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «совместной компетенции»: для их конкретизации необходимы накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. На основании соглашений Правительство РФ» вправе передавать исполнительным органам субъектов PФ часть своих полномочий, но возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов.

К этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые государственными, муниципальными и уполномоченными ими органами. В настоящее время правовой статус и обязательность этих договоров подвергаются обсуждению, а сфера действия сокращается, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК).

К договорам, регулирующим земельные отношения, относится также международный договор, предусмотренный в упомянутой выше ст. 15 Конституции, которой устанавливается, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем не менее, административная и судебная практика до сих пор предполагает имплементацию, т.е. обязательное включение норм международного договора РФ в российское законодательство, иные нормативно-правовые акты, и земельное право здесь не является исключением.

По этому пути идет и правотворчество РФ: после подписания и ратификации международных договоров РФ, становящихся источниками российского права, составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия указанных договоров, включения их требований и предписаний в российское законодательство.

Правовые обычаи. Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовые обычаи занимают наибольшее место по сравнению с другими отраслями российского права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и неурегулированностью земельных общественных отношений до принятия в XXI в. ЗК и иных соответствующих законов РФ.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев. Таковы, например, Русская Правда XIII в. (узаконившая наказания за кражу, порчу и нарушение земельных и охотничьих владений), Судебник 1497 г., Соборное Уложение (Алексея Михайловича) 1649 г. (закрепившее три вида землевладения: государственное - царя; вотчинное - передаваемое по наследству; поместья - выдаваемые за службу и по месту службы, на время службы государю).

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не установленное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком - оправдавшему себя обычаю. Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Незафиксированные в праве обычаи часто используются в республиках с населением, исповедующим мусульманство. Однако и здесь прослеживаются тенденции к включению обычаев, сложившихся веками, в нормативные акты и договоры: так происходит с земельным законодательством и договорами Республики Дагестан. Велико значение буддистских земельных и природоохранных традиций и обычаев в Республиках Бурятия и Калмыкия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подзаконные акты | Государственное управление использованием и охраной земель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.