Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный земельный кадастр

 

Государственный земельный кадастр (ГЗК) — это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, их кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В ГЗК включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Цели ГЗК. Из приведенного определения следует, что государственный кадастр представляет собой элемент организационно-правового механизма, государственного управления использованием и охраной земель. В актах земельного законодательства проводится основополагающий принцип ЗК, рассматривающий земельный участок в качестве главного ресурса окружающей среды, а также как предмет гражданского, имущественного оборота с находящейся на участке недвижимостью.

Ведение ГЗК и других видов кадастра тесно связано с мониторингом земель, иных природных ресурсов и землеустройства (см., например, постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»).

Многие нормативные правовые акты одновременно регулируют земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и ГЗК, что еще раз подчеркивает их взаимосвязь как между собой, так и с иными звеньями организационно-правового механизма использования и охраны земель.

Порядок, цели и принципы ведения ГЗК устанавливаются в Законе о государственном кадастре, в соответствии с которым ГЗК создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Принципы ведения и документы ГЗК. Указанная деятельность ведется в соответствии со следующими принципами:

Ø единство системы и технологии его ведения на всей территории РФ;

Ø непрерывность внесения в него изменяющихся характеристик земельных участков;

Ø сопоставимость и совместимость сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах;

Ø учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918 утверждены Правила предоставления сведений ГЗК. В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона о государственном кадастре в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

Ø кадастровый номер;

Ø местоположение (адрес);

Ø площадь;

Ø категория земель и разрешенное использование земельного участка;

Ø описание границ участка и его частей;

Ø зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

Ø экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

Ø качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

Ø наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

Значение кадастра для земельной реформы. Большое внимание уделялось ГЗК в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Для проведения земельной реформы постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660 утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам.

Порядок ведения ГЗК. Требования к оформлению за явок на ГЗК земельных участков были установлены приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115. Правообладатели участков подают в организации Госземкадастра заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, правоустанавливающие документы на участки, документы об их межевании.

Получение заявок подтверждается записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок (Росземкадастром 10.04.2001 утверждены Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков).

Проведение государственного кадастрового учета включает: проверку представленных заявителями документов; составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель; присвоение земельным участкам кадастровых номеров; изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков; формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение месяца со дня подачи заявки.

Если в представленных документах отсутствуют необходимые сведения или такие сведения противоречивы, проведение кадастрового учета приостанавливается не более чем на один месяц и заявителям немедленно направляется извещение в письменной форме с обоснованием этого решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утв. Росземкадастром 10.04.2001). В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, если:

Ø с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

Ø представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ;

Ø при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;

Ø площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;

Ø содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В ст. 170 УК (гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности») предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием служебного положения.

Истребование и предоставление кадастровых документов. Одной из основных целей ГЗК является информационное обеспечение земельных отношений, исполнение Правил предоставления сведений ГЗК.

По одному из дел Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам. Главой местной администрации вынесено постановление о предоставлении ЗАО «КЛК» земельного участка для размещения шпалозавода и центрального участка в аренду сроком на пять лет, а также постановление о предоставлении ООО «МК "Рассвет"» земельного участка и 100 3.5. Государственный земельный кадастр шпалоцеха в аренду сроком также на пять лет. ЗАО «КЛК» обратилось в Земельную кадастровую палату Петровск - Забайкальского района Читинской области с заявлением о присвоении кадастрового номера арендуемому земельному участку. Руководитель палаты уведомил ЗАО «КЛК» о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с предоставлением противоречивых сведений о смежных участках и, соответственно, невозможностью однозначного определения местоположения арендуемого земельного участка.

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того обстоятельства, что ЗАО «КЛК» не представило доказательств нарушения его прав. Согласно п. 2 ст. 19 Закона о государственном кадастре для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению ГЗК, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков приостанавливается в соответствии со ст. 20 названного Закона, если в представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для его проведения, или если такие сведения противоречивы.

Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд. Суд кассационной инстанции полагает, что представленными ЗАО «КЛК* и имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждаются доводы заявителя о том, что основанием приостановления государственного кадастрового учета земельного участка являлась передача ООО «МК "Рассвет"» права аренды земельного участка. ЗАО «КЛК» не реализовано право на получение в уполномоченных организациях и представление в судебное заседание планов соответствующих земельных участков, привязанных к местности и арендуемых ООО «МК "Рассвет"» и ЗАО «КЛК», а также на обращение в арбитражный суд с иском об оспаривании действий (бездействия) кадастровой палаты, связанных с нарушением права владения и пользования арендованным земельным участком.

Представленное при рассмотрении в суде апелляционной инстанции земельное дело не может являться доказательством правомерности требований ЗАО «КЛК», поскольку создано после принятия решения судом первой инстанции и с достаточной определенностью не свидетельствует о совпадении земельных участков, выделенных ЗАО «КЛК» и ООО «МК "Рассвет"». Кроме того, письмом руководителя палаты подтверждается факт постановки на кадастровый учет земельного участка, предоставленного ЗАО «КЛК» ввиду исключения противоречивости предоставленных названным юридическим лицом сведений.

Разнообразие кадастровых документов. Выше был показан набор кадастровых документов, необходимых для проведения землеустройства и оценки земли. Их состав имеет немаловажное значение для обеспечения судами земельного правопорядка.

Апелляционная инстанция арбитражного суда, признав недействительным постановление администрации г. Барнаула, приняла законный и обоснованный судебный акт. Согласно п. 1 ст. 35 ЗК при переходе к другому лицу права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Право на использование предполагает сохранение размеров, целевого назначения, установленных сервитутов и ограничений в пользовании. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с Порядком предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах городской черты, утвержденным решением городской думы от 23.04.2002, ЗАО «Отблеск» наряду с другими пользователями объектов обратилось с заявлением в Госкомзем России, однако документов, удостоверяющих право на землю, не получило. В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК границы и размеры земельного участка определяются с учетом его фактически используемой площади в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательств. Из имеющейся в деле схемы, согласованной ЗАО «Барнаульская зеркальная фабрика» и ООО «Каре», в которой определена условная граница деления, следует, что эта схема разработана для получения адресной справки, а для получения землеотводящих документов в Госкомземе России необходимо было приложить технико-экономическое обоснование на выделяемый участок.

Апелляционной инстанцией установлено и заявителями жалоб не оспаривается, что технико-экономического обоснования на выделяемый участок ООО «Каре» не представляло, постановление администрации принято лишь на основании акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, работы по межеванию объектов землеустройства, включающие определение границ объекта на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты, не проводились, карты (план) объекта землеустройства не составлялись. Согласно п. 4 Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений (утв. постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 № 105) в границы земельного участка включаются все объекта, входящие в состав недвижимого имущества. Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции нашел судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

Соотношение ГЗК и землеустройства. Кадастр, землеустройство, мониторинг являются звеньями организационно - правового механизма управления земельными ресурсами.

ЗАО «Агрокомбинат "Московский"» обратилось в префектуру г. Москвы и Москомзем (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) с заявлением об оформлении кадастровых карт на четыре земельных участка общей площадью 166 га, а также просило провести необходимые землеустроительные работы, предусмотренные Законом о землеустройстве. Префектура Западного административного округа г. Москвы отказала в оформлении кадастровых карт, ссылаясь на отсутствие у нее необходимых полномочий. Москомзем отказал заявителю в оформлении кадастровых карт, ссылаясь на невозможность совершения данных действий в связи с отсутствием необходимой документации, не переданной Московским областным земельным комитетом при изменении вида землепользования указанных земель и постановке их на учет Москомзема.

Признавая незаконным бездействие Москомзема, суд исходил из того, что заявление ЗАО «Агрокомбинат "Московский"» было подано с соблюдением требований ст. 19 Закона о государственном кадастре, а бездействие Москомзема противоречит ст. 36, 68, 69 ЗК. Разрешая спор, суд должен был установить, содержится ли в письме ЗАО «Агрокомбинат "Московский"» обращение о постановке на кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ о государственном кадастре и ст. 70 ЗК или же заявитель просит предоставить ему соответствующую информацию, выдав кадастровые карты (планы) земельных участков.

В соответствии со ст. 36 ЗК в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Суд первой инстанции не исследовал, как соотносится норма данной статьи, предусматривающая соответствующую обязанность в отношении органа местного самоуправления, с полномочиями Москомзема, являющегося органом субъекта РФ - города федерального значения - Москвы. Применяя ст. 68, 69 ЗК в совокупности со ст. 36 ЗК, суд также должным образом не исследовал вопрос о субъектах проведения землеустроительных работ. Между тем процедура выдачи кадастровой карты земельного участка тесно связана с ведением земельного кадастра, что в соответствии с п. 3.3 Положения о Москомземе является его обязанностью. При этом выдача кадастровой карты (плана) земельного участка может быть произведена только после постановки земельных участков на кадастровый учет, о чем должно быть подано соответствующее заявление в порядке, предусмотренном Законом о государственном кадастре.

Суд не дал оценки данным доводам заинтересованного лица по делу, содержащимся в его отзыве на заявление. Тем самым не были исследованы вопросы, связанные с необходимостью совершения заявителем определенных действий по постановке на кадастровый учет. Вывод об обязанности Москомзема осуществить землеустроительные работы сделан без учета требований постановления Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства».

Согласно п. 2 упомянутого Положения Федеральная служба земельного кадастра и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Землеустройство | В области использования и охраны земель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.