Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области использования и охраны земель




Регулирование экономических отношений

 

Многие полагают, что стимулом поступков большинства граждан являются их экономические интересы. Действительно, ряд запретов и разрешений базируется на экономической мотивации, и земельные отношения не являются здесь исключением. Экономический механизм надлежащей охраны и использования земель регламентируется правовыми нормами: организационно-правовой механизм обеспечения действия земельного права включает регулирование экономических отношений по поводу земли. Правовому воздействию подвергаются плата за землю и оценка земли, поддержка предпринимательской деятельности и аудит, направленные на рациональное использование и охрану земель, их стимулирование.

Плата за землю и оценка земли. Использование земли является платным; формами платы служат земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Земельный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Порядок определения размеров арендной платы, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся земли, сдаваемые в аренду Размер арендной платы - существенное условие договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются по соглашению сторон в договорах аренды.

Рыночная стоимость участка определяется на основе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Для определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости.

Предпринимательство, направленное на рациональное использование и охрану земель.В российском обществе развиваются идеи о том, что в условиях рыночной экономики, ослабления и кризиса государства более эффективными участниками природоресурсной и природоохранной деятельности становятся предприниматели - предполагаемые главные субъекты экономического развития, от активизации и усилий которых во многом зависят его итоги.



Расширение предпринимательской деятельности, направленной на охрану земель и окружающей среды, - экологического предпринимательства - рассматривается многими как сектор рынка экологических услуг, включающий экологические аудит, сертификацию, поддержку предприятий, ведущих экологическую деятельность, и др.

Наибольшее развитие получила деятельность по рациональному использованию и тщательной обработке земель, обращению с ломом цветных металлов, контролю и улучшению экологических параметров транспортных средств, разработке проектов нормативов воздействия предприятий на земли и окружающую среду, а также иные природоохранные работы. Осуществляются мониторинг земель, оказание медико-экологических услуг, утилизация и переработка отходов производства и потребления, проектирование новых, экологически чистых технологий, агрегатов и производств,

Экологической доктриной РФ предусматривается, что дм экономического регулирования рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на земли и природную среду, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность необходимы содействие предпринимательству в сфере охраны окружающей среды, установление механизмов финансовых гарантий, включая страхование, развитие аудита и добровольной сертификации.

Предпринимательской деятельностью, осуществляемой в целях охраны земель и окружающей среды, могут, в частности, считаться следующие действия, предусмотренные в ЗК и Законе об охране окружающей среды:

Ø оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель (ч. 2 п. 2 ст. 13 ЗК); внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв (п. 3 и др. ст. 13 ЗК); приобретение земельных участков в собственность, в аренду и оформление иных прав на земельные участки (ст. 15—25 ЗК); защита прав на землю и участие в рассмотрении земельных споров (ст. 59—64 ЗК);

Ø участие в экологической паспортизации предприятий и организаций (ст. 6 Закона об охране окружающей среды), в аудите (ст. 1 указанного Закона), оценке воздействия проектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 32 ФЗ); страхование в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков в соответствии с законодательством РФ (ст. 18 Закона);

Ø проведение в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности обязательной или добровольной экологической сертификации, т.е. подтверждения соответствия объектов (готовой продукции) требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров (ст. 31 Закона об охране окружающей среды);

Ø обращение с отходами - их сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, захоронение (ст. 51 Закона); участие в мониторинге, т.е. системе наблюдений за состоянием земель и окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния земель и окружающей среды иод воздействием природных и антропогенных факторов (ст. 67 ЗК и ст. 63 Закона об охране окружающей среды);

Ø участие в научных исследованиях, проводимых в целях социального, экономического и экологического развития Российской Федерации, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению земель, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими федеральными законами (ст. 70 Закона об охране окружающей среды);

Ø оценка прошлого экологического ущерба, причиненного хозяйственной и иной деятельностью при изменении организационно-правовых форм управления предприятием и организацией на основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других актов законодательства.

Управление качеством земель и окружающей среды. Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, руководители предприятий и собственники организаций-землепользователей осуществляют внедрение систем управления качеством продукции и систем управления природоохранной деятельностью в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации и международными стандартами ISO 9000 (менеджмент качества) и ISO 14000.

В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаются в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое управление предприятием и организацией. Принятые в 1996 г. первые стандарты ISO 14000 в отличие от других природоохранных стандартов не заменяют установленных национальными актами требований, а способствуют созданию систем природоохранительного управления, ориентируют не на количественные показатели воздействия хозяйствующего субъекта на состояние земель и окружающую среду, а на организацию экологического менеджмента.

Например, в этих стандартах предусматриваются создание земельной и экологической служб предприятия, достижение согласия между руководством и персоналом по деятельности в земельной сфере, оценка качества земельного управления, учет земельно-правовых требований на всех этапах жизненного цикла предприятия, выпуска продукции и оказания услуг.

Стандарты разработаны с учетом вхождения России в мировой рынок и включением ее товаров в международный и конкурентный оборот, а также с учетом концепции глобального управления качеством, в соответствии с которой условием достижения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции является создание надлежащей организационной структуры и системы ответственности за качество продукции, состояние земель и окружающей среды.

Государственная поддержка предпринимательства, направленного на рациональное использование земель.Финансовая поддержка государством и муниципальными образованиями предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану земель и окружающей среды, предусматривается в ст. 14 Закона об охране окружающей среды. Федеральные законы, как и региональные, имеют прямое действие, однако указанная норма финансового характера нередко получает преломление и продолжение в других законах и подзаконных актах, принятых в соответствии с законодательством.

После вступления в силу гл. 25 НК «Налог на прибыль организаций», к материальным расходам отнесены расходы налогоплательщика, определенные в ст. 254 НК и связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; на захоронение экологически опасных отходов; на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а также расходы на сертификацию продукции и услуг, на аудиторские услуги.

Государственные заказы как одна из важных форм стимулирования и поддержки предпринимателей, занимающихся природоресурсной деятельностью, выдаются на основании требований ГК, БК, Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Использование аудита.Сравнительно новым, но достаточно эффективным элементом экономического механизма охраны земель и иных компонентов окружающей среды, подвергаемым правовому регулированию, считается экологический аудит. Под ним понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, в том числе нормативов и нормативных документов, требований международных стандартов, а также подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Аудит можно рассматривать как своеобразный вид земельного контроля, результаты которого представляются только его заказчику и могут свидетельствовать об экологической безопасности предприятия, выполнении им земельных и иных природоохранных требований, послужить основой рекламирования продукции и повышения инвестиционной привлекательности предприятия (или наоборот).

Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям рационального природопользования может включать аудит: документов на право пользования землей, водами, лесами, недрами и выполнения требований рационального землепользования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха; соблюдения природопользователем условий лицензий и договоров, в том числе на комплексное природопользование; выполнения законных требований органов местного самоуправления и исполнения взятых на себя обязательств. К видам деятельности, связанной с аудитом, можно отнести:

Ø консультирование; обследования, направленные на выявление деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации; оценку прошлого экологического ущерба; составление финансовой и бухгалтерской отчетности о плате за землепользование;

Ø анализ финансово-хозяйственной деятельности по использованию земельных и иных природных ресурсов; консультирование при решении земельных споров в соответствии со ст. 76 Закона об охране окружающей среды и ст. 64 ЗК;

Ø составление бизнес-планов с включением в них мероприятий по охране земель и окружающей среды и организации рационального использования земель и иных природных ресурсов.

Экономическое стимулирование рационального использования земель.В целях повышения заинтересованности землеобладателей в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель на основании бюджетного и налогового законодательств.

Бюджетное законодательство базируется на БК, законодательство о налогах и сборах — на НК и иных федеральных законах. Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательствами и законодательством о налогах и сборах могло бы включать:

Ø выделение средств регионального или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

Ø освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;

Ø частичную компенсацию из средств бюджета снижения налога в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

Ø поощрение граждан, ведущих крестьянское или личное подсобное, приусадебное хозяйство, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда;

Ø установление повышенных цен на экологически чистую продукцию и др.

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. В области производительности труда
  2. II. В области строительства промышленности
  3. III. В области строительства сельского хозяйства
  4. А. Теоретические основы патентной охраны
  5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  6. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  7. Административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
  8. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  9. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития.
  10. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования.
  11. Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
  12. Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй в конце 18—19 в.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.015 сек.