Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы охраны земель




 

Охрана земель осуществляется различными способами и в разных направлениях. Как и в других сферах общественных отношений, действие правового механизма начинается с принятия нормативных правовых актов.

Нормативная правовая база охраны земель. Основным актом законодательства, устанавливающим регулирование санитарно-гигиенических норм и требований к охране земель, является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В соответствии с ним приняты постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 15 «О введении в действие Санитарных правил» вместе с «Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. СанПин 2.2.1./2.1.1.10311-01»; от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01».

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель и обеспечения эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в Законе о мелиорации.

В Федеральном законе от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понималось содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

Охрана и безопасность земель, а также обеспечение безопасности на землях регулируются в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», в Федеральных законах от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в части химической безопасности).

В ст. 7 Закона о техническом регулировании предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие относительно земель безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.

Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезням» растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Минсельхозои России по согласованию с Минздравсоцразвития России и Минприроды России.

Под консервацией земель понимают их временное исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Земельно-правовой институт «охрана земель» является важным звеном организационно-правового механизма использования и охраны земель, убедительным примером существования самостоятельной отрасли (подотрасли) земельного права и законодательства, включенной в более крупную отрасль (подотрасль), - природоресурсное право и законодательство, входящие в комплексную суперотрасль - экологическое законодательство, или законодатеньство об охране окружающей среды и природопользовании.

Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. На таких землях не обеспечивается производство надлежащей по качеству продукции, поэтому они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации, на них запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).

Появление этой статьи в ЗК обусловливается интенсификацией в XXI в. процессов химизации сельского хозяйства и промышленности, внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения, накоплением в почвах и окружающей среде радиоактивных веществ, выводом из эксплуатации атомных подводных лодок и атомных реакторов и иными результатами научно-технического прогресса.

Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», в котором предусматриваются принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

В методических указаниях «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. МУ 2.1.7.730-99» (утв. Минздравом России 07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве. Действуют также Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Госкомземом России 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, МПР России 15.02.1995).

В Федеральном законе от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» предусматривается порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива. Этим законом на Правительство РФ возложены: определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов; контроль над реализацией специальных экологических программ.

Субъекты РФ разрабатывают и реализуют специальные экологические программы (в этом должны принимать участие и органы местного самоуправления), согласовывают порядок и очередность финансирования специальных программ охраны земель. На Федеральное Собрание РФ, в том числе на его Счетную палату, возложен контроль за поступлением и надлежащим использованием средств целевого бюджетного фонда.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы в 1986 г., аварии в производственном объединении «Маяк» Челябинской области в 1957 г. (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»).

Экологическая экспертиза. Одним из звеньев охраны земель и организационно-правового механизма обеспечения действия земельного права, решающих факторов охраны земель и окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более двух десятков лет. Ее цели состоят в установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на природные ресурсы и окружающую среду. Эти отношения регулируются Законом об экологической экспертизе. Важнейшим элементом экспертизы применительно к земельным правоотношениям является оценка воздействия каждого проекта на окружающую среду (ОВОС).

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

Ø презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (этот новый подход для российского земельного права означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на заказчиков и авторов проекта);

Ø обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и работы по всем проектам и программам должны производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);

Ø комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);

Ø достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном случае невозможно определить допустимость реализации объекта и профилактики загрязнения земель и всей среды);

Ø независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (их заинтересованность в тех или иных выводах, не связанных с охраной земель и природной среды, может свести на нет значение экспертизы как обязательной меры охраны земли и благоприятных условий проживания);

Ø научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти три требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы - как государственной, так и общественной);

Ø гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (экспертиза организуется ради настоящего и будущего благополучия населения, поэтому подключение к ее проведению граждан естественно и нередко требует правового оформления);

Ø ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений).

Предусмотренные законодательством принципы экологической экспертизы решения, могущего оказать воздействие на состояние окружающей среды и охраны земель, иных природных ресурсов, служат основой правоприменения, судебной практики.

Так, Верховный Суд РФ установил, что распоряжения Правительства РФ приняты с нарушением законодательства, определяющего порядок перевода лесных земель в нелесные. В частности, на федеральном уровне не проведена экологическая экспертиза проекта правового акта, в результате чего остался неразрешенным вопрос о возможных негативных воздействиях на окружающую среду при вырубке лесов первой группы при реализации хозяйственных объектов. Распоряжения Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы затрагивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Проверив доводы заявителей о незаконности обжалуемых распоряжений, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение Правительства РФ от 21.02.1998 принято с нарушением федерального законодательства. Согласно ст. 11 Закона об экологической экспертизе обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду. Реализация оспариваемых заявителями распоряжений Правительства РФ может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

В силу ЛК к лесам первой группы (в настоящее времязащитным лесам) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Поэтому перевод лесных земель в нелесные в лесах перюй группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, может привести к прекращению выполнения этими лес an и указанных выше функций.

В связи с этим суд пришел к выводу, что проекты правовых актов Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы подлежали государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, такая экспертиза при принятии оспариваемых распоряжений не проводилась. Заключения экологических экспертиз объектов строительства, оформленные на уровне субъектов РФ, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, в этих заключениях не приведено никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода лесных земель в нелесные, не содержится выведав относительно допустимости негативного воздействие на окружающую среду в случае вырубки лесов.

Исходя из изложенного, указанное распоряжение Правительства РФ признано незаконным. Доводы представителей Правительства РФ на заседании кассационной коллегии о том, что в отношении распоряжения от 21.02.1998, признанного судом незаконным, проведена экологическая экспертиза на федеральном уровне, не могут служить основанием для постановки вопроса об отмене указанного решения. Как следует из представленного заключения, экспертиза проведена после вынесения судом решения (28 апреля 1999 г.). Кроме того, в соответствии с Законом об экологической экспертизе соответствующее заключение должно предшествовать принятию правового акта, а представленное заключение оформлено более чем через год после принятия распоряжения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.