Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайское Центральное ТВ в системе национального телевидения

Posted September 26th, 2006 by Moderator

o Выпуск №1. 2006г.

o Ли Янь

o Масс-медиа зарубежных стран

Новейшая история китайского ТВ

Можно смело утверждать, что из всех СМИ ни одно не имеет столь короткой, но насыщенной и поступательно развивающейся истории. В течение 50 лет китайское национальное ТВ прошло путь от наивности к зрелости, от зарождения к процветанию. Анализ путей формирования и развития телевидения в Китае предполагает выявление определенных закономерностей и тенденций, источников жизненной силы электронных СМИ. Такой анализ поможет определить направление дальнейшего развития и перспективы ТВ в Китае. Научный подход к истории национального ТВ Китая позволяет выделить пять этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием:

1) 1958-1966 гг.: становление китайского ТВ;

2) 1967-1976 гг.: «культурная революция» на китайском ТВ;

3) 1977-1982 гг.: период активного развития;

4) 1983-1989 гг.: расцвет ТВ в Китае;

5) 1990 гг.: переход на цифровые технологии вещания.


1. Рождение национального ТВ Китая (1958-1966) 1 мая 1958 г. была создана первая китайская телестанция - Пекинская. Первого октября того же года появилась вторая телестанция - Шанхайская, 20 декабря - третья, Харбинская. В 1958 г. на китайском рынке появились импортные телевизоры из СССР. В апреле 1963 г. состоялось собрание по внешней пропаганде всех телестанций Китая. Пекинская, Шанхайская, Гуанжоуская и другие телестанции приняли в нем участие. Они обсуждали вопрос об улучшении качества экспортной телепродукции. В 1960 г. китайские телестанции направляли 61 телепрограмму только в 7 стран мира, а в 1965 г. установили отношения по обмену передач с телевизионными организациями уже с 27 странами.

2. Трудности развития ТВ во время «Культурной революции» (1967-1976) Во времена «культурной революции» Пекинская телестанция прекратила свою работу с 1 января 1967г., а вскоре было закрыто большинство телестанций Китая. В 1968 г. телестанции провинций вернулись к нормальному вещанию. Согласно статистике, до конца 1975 г. в стране насчитывалось 463 тыс. телевизоров, в том числе 4 тыс. цветных телевизоров китайского производства и 1,9 тыс. импортных цветных телевизоров. Каждые 1,6 тыс. китайцев имели 1 телевизор. 1976 г. стал переломным: после окончания «культурной революции» китайское ТВ получило новые перспективы развития.

3. Оживление и восстановление китайского ТВ (1977-1982) 1 мая 1979 г. Пекинская телестанция была переименована в «Китайскую центральную телестанцию» (CCTV), которая в дальнейшем стала самой известной телестанцией в Китае. В августе 1979 г. в Центральном управлении по делам радиовещания проходило первое заседание, посвященное производству телепрограмм. Согласно решению заседания, в сентябре - октябре 1979 г. состоялась выставка телепрограмм, где 25 телестанций страны продемонстрировали свои программы, общий хронометраж которых составил более ста часов. Это был первый обмен телепродукцией в истории национального ТВ Китая. 28 января 1979 г. впервые на китайском ТВ появилась реклама, которую показывали 8 раз в течении дня по Шанхайскому каналу.

4. Период процветания национального ТВ Китая (1983-1989) В конце марта 1983 г. состоялось 11 заседание по телевидению и радиовещанию всей страны. После совещания одна за другой начали открываться телестанции. Если в 1982 г. в Китае было менее 20 городских и уездных телестанций, то в 1985 г. их уже насчитывалось 172. 8 апреля 1984 г. был запущен первый китайский спутник. В этом же году в Пекине, Урумчи и других городах началось создание наземных станций приема спутникового сигнала. В 1986 г. таких станций в Китае было уже 2000. К 1990 г. через спутники передавались программы для 78% территории Китая. Начало регулярного вещания современного цветного телевизионного центра CCTV 15 марта 1988 г. означало, что китайское ТВ и радиовещание поднялись на новую ступень. По данным статистики, в июле 1987 г. количество телезрителей уже достигло 600 миллионов (56% населения Китая). В 1987 г. в Китае насчитывалось 120 миллионов телевизоров (у 47,8% семей). Как видим, значение национального телевидения как электронного СМИ за эти годы значительно расширилось, ТВ стало неотъемлемой частью жизни китайцев.

5. Период перехода на цифровые технологии вещания (с 1990 г.) За последние четырнадцать лет китайское ТВ существенно изменилось, стало более разнообразным, оперативным и многоплановым. Переход на цифровые технологии вещания открывал принципиально новый этап в развитии китайского ТВ, предлагая широкий спектр возможностей. В конце 1994 г. в Китае существовало 766 телестанций, 38917 запускаемых и ретрансляционных станций, а к концу 1998 г. оно достигло 44000. В настоящее время количество телевизоров в Китае составило 448 миллионов, и он занимает первое место в мире по абсолютному числу телевизоров. 1995 г. вещание охватывало территорию, на которой проживало 83,4% населения Китая, а к 2003 г. распространилось на 94,62% жителей страны. В 2000 г. в стране существовало более 1300 кабельных телестанций, кабельные телесети охватывали около 400 городов и 2000 уездов, число их зрителей составляло 79,2 млн. Таким образом, в Китае создана современная телерадиовещательная сеть, соединившая города и деревни. Вещатели также получили несомненные выгоды, поскольку более эффективно начали использовать рекламу. В 1990 г. доходы от рекламы на ТВ Китая составили 5610 млн. юаней, в 2000 г. - 16,9 млрд., в среднем процент прироста составил 53,83%. Рост в секторе телевизионной рекламы занимает первое место среди СМИ, и он выше процента прироста валового национального продукта (ВНП).

Внедрение рыночной экономики в сферу китайского телевещания привело к бурному развитию многопрограммности отечественного ТВ. Появилось значительное число новых телеканалов и новых телепрограмм.

Правовые нормы в области телерадиовещания

В настоящее время единый закон о СМИ в Китае не принят. Регулирование телерадиовещательной отрасли осуществляется с помощью ряда законодательных актов, в том числе «Об обеспечении обслуживания телевизионного вещания и радиовещания», «О лицензировании телестанций и радиостанций», «О телерадиовещании». Следует остановиться на самых важных.

Для усиления регулирования спутникового телевизионного вещания и радиовещания Государственный Совет 5 октября 1993 г. принял постановление № 129 «О наземной приемной аппаратуре спутникового телерадиовещания», в котором содержатся нормы производства, продажи, установки, использования и импорта наземной приемной аппаратуры для осуществления спутникового телерадиовещания.

Одним из важнейших для китайских вещателей документов стала правовая норма, принятая Государственным министерством телевидения и радиовещания 3 февраля 1994 г. «О кабельном телевидении», в которой закреплены условия создания кабельного ТВ. Министерство телерадиовещания работает над вопросом управления и регулирования кабельного ТВ и планирует направление его развития. Основным условием кабельного телевидения является лицензирование, осуществляемое административными органами телерадиовещания провинции, города и уезда.

Для расширения международного обмена и укрепления сотрудничества с зарубежными предприятиями 1 сентября 1995 г. Министерством телевизионного вещания и радиовещания Китая принято постановление «О сотрудничестве в производстве телепередач с предприятиями за рубежом». Согласно правовой норме «О лицензировании подготовки телесериалов» от 18 октября 1995 г., Министерство телерадиовещания отвечает за управление и регулирование трансляции сериалов во всей стране. Эта норма играет важную роль в улучшении качества сериалов.

В соответствии с постановлением Министерства телерадиовещания от 24 мая 1996 г. «О цензурировании создания телевизионной станции и радиостанции» провинциальные административные органы определяют условия создания телерадиостанций и управляют их работой. Только администрация при центральном правительстве, в провинциях, городах и уездах и административные органы просвещения имеют право создать телерадиостанции, у всех остальных организаций, предприятий или частного лица нет такой возможности.

Важнейший правовой шаг в законодательстве Китая в области телерадиовещания, определивший направление его развития, уже сделан - им стало постановление № 228 «О телевизионном вещании и радиовещании», принятое Государственным Советом 11 августа 1997 г. и вступившее в действие 1 сентября 1997 г. Как главный нормативный документ в китайской журналистике, это постановление юридически закрепило общие принципы управления деятельностью в области телерадиовещания. В документе содержатся также нормы, регулирующие процедуру подготовки и распространения телепередач, и необходимые условия для создания телестанций и радиостанций. В постановлении закреплен порядок осуществления телерадиовещания, статус телерадиокомпаний, механизм лицензирования и т. д.

25 декабря 2001 г. Государственный Совет принял постановление «О кино», вступившее в действие 1 февраля 2002 г. В нем определен порядок производства, импорта, экспорта, выпуска и показа фильмов, а также условия для получения лицензии при разрешении Госсовета, государственным и частным предприятиям.

Таким образом, несмотря на то, что по сравнению с другими развитыми странами в Китае недостаточно разработано законодательство о ТВ, его содержание не охватывает все аспекты телерадиовещания и имеет недостаточную силу закона, тем не менее в китайском законодательстве были заложены предпосылки для дальнейшего законотворчества и формирования законодательной базы в области теле- и радиовещания.

Политические и экономические особенности ТВ Китая

Китайское ТВ по идейно-политическим и общественным функциям принципиально не похоже на ТВ других стран. Под руководством государства и правительства сложились своеобразная политическая система и экономическая структура в отрасли телевизионного вещания.

Политические особенности. Под руководством партии и правительства китайское ТВ обладает нижеследующими политическими особенностями.
В настоящее время Китай держит курс на «Создание телерадиостанций 4 уровней - Центрального Комитета КПК (ЦК КПК), провинции, города и уезда». Принятие этого курса является самым важным шагом для развития ТВ Китая. В связи с этим китайское ТВ развивается высокими темпами. На сегодняшний день в стране сложилась своеобразная структура СМИ: 4 вертикальные линии (ЦК КПК, провинция, город и уезд) и 3 горизонтальные (печать, радио и ТВ), что позволяет внутри разных инстанций в системе СМИ постепенно формировать тенденцию плюрализма развития.
Две структуры (Народное правительство различных ступеней и Министерство телевизионного вещания и радиовещания) управляют работой ТВ. В Китае телестанции являются не только одним из главных органов партии для пропаганды, но и важной частью отделов партийного комитета и правительства, так что их создание в большой степени зависит от партии и правительства. В 1983 г. в статье №13 ЦК КПК установил, что народные правительства различных ступеней и Министерство телерадиовещания руководят телерадиовещательными управлениями в провинциях, городах и автономных районах и отвечают за их создание. Партийные комитеты провинций, городов и автономных районов и Министерство телерадиовещания работают над пропагандой телерадиовещательных управлений. Таким образом, в последние годы в телевизионной отрасли сложился принцип управления под двойным руководством.
ТВ и право собственности. В Китае право собственности всех телестанций принадлежит государству. Задача ТВ - вести агитацию в пользу политики государства и удовлетворять требования телезрителей к информации и развлечениям. Итак, телестанции являются государственными учреждениями. С развитием рыночной экономики в Китае, особенно после принятия решения «об ускорении развития третьей индустрии», ТВ включилось в эту индустрию, и приобрело ее особенности. В Китае в силу особой ситуации в отраслях экономики, политики, культуры, истории и др. только в 1979 г. появилась первая реклама, с тех пор экономический атрибут ТВ постепенно формируется и быстро развивается.

Особенности экономики. С точки зрения «экономики» и «рынка», можно разделить развитие китайского ТВ на 3 этапа.

1) До III пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.). После создания КНР при социализме была принята советская теория о СМИ; в период «планового хозяйства» ТВ являлось инструментом для пропаганды политической власти.

2) С декабря 1978 до открытия Всекитайского совещания по вопросам пропаганды по призыву ЦК КПК в январе 1994 г. В течение этих лет возникло определение «рыночного хозяйства», т.е. главным способом урегулирования экономики стал рынок.

3) С января 1994 г. до наших дней. В эти годы при использовании многообразных методов рыночного регулирования проходило преобразование телеканалов, телепрограмм и передач.

С переходом к рыночной экономике и возникновением новых СМИ глобализация экономики неизбежно влияет на развитие ТВ Китая. В последние годы китайское ТВ сильно изменилось и достигло больших успехов.

С увеличением кабельных и спутниковых телестанций по инициативе Шанхайского и других каналов произошла перестройка внутри структуры ТВ.

Во-первых, в наше время ТВ является помощником предприятий и мостом к рынку, а компании используют средства от рекламы на развитие телеиндустрии. Во-вторых, действует принцип «управления с целью», в последние годы на многих телестанциях введены системы «подрядной ответственности» и «целевой ответственности». Использование такой децентрализованной формы управления дает возможность разделения централизованных прав органов и способствует совершенствованию планирования и выполнению цели. В-третьих, в середине 80-х гг. в Китае стали появляться организации для изучения общественного мнения.

В связи с изменением свойства телеиндустрии и системы управления ТВ, изменились экономические методы стимулирования развития ТВ.

В настоящее время в сфере СМИ проведена система «открытого оргнабора». Каждый год сокращается количество работников, что позволяет внутри системы ТВ постепенно сформировать конкуренцию, стимулировать активность работающих и повысить экономическую эффективность. В 1987 г. предложена система финансового подряда и новые правила распределения; в секторе программ некоторых телестанций используется «подрядная норма на передачи», прибыль распределяется по труду и т.п.

С начала рыночных реформ Китае в результате конкуренции на рынке сформировались объединения разных телестанций. В настоящее время в Китае существует 3 телевизионные сети по обмену телепрограмм: между Центральным и провинциальными; между провинциальными; между городскими телестанциями. Через эти сети разные телестанции имеют возможность обмениваться своими программами, объединять ресурсы, готовить совместные передачи.

На основе социалистической собственности в Китае существует две управленческие системы: руководство государственными учреждениями и модель управления коммерческими предприятиями. До 1979 г. в системе СМИ использовался первый метод, затем многие телерадиовещательные организации постепенно переходят к использованию другого метода. В последние годы используя модель управления коммерческими предприятиями, телевизионная индустрия развивается быстрыми темпами, и обнаруживаются следующие особенности хозяйствования.

В настоящее время основными источниками финансирования китайского ТВ являются государственный бюджет, средства коммерческих предприятий, частные вклады, внутренние ресурсы.

Если раньше китайское ТВ стремилось к идейной эффективности, которая была единственной целью его развития, то в настоящее время телестанции уделяют внимание экономической эффективности. С углублением реформ требование самоокупаемости, стремление к максимальной прибыли стали важной задачей телеиндустрии.

В период реформирования экономики Китая реклама становится главным источником финансирования телестанций. С развитием коммунистической рыночной экономики рост капиталовложений в рекламу повысил доходы телевизионных организаций.

На китайском телевидении долгое время действовала модель интеграции изготовителя программ, редакции и вещания. Для повышения эффективности работы начинаются преобразования, связанные с разделением производства и вещания. В последние годы на телевизионном рынке появилось несколько высокопрофессиональных частных предприятий по производству телепрограмм.

Для повышения доходов телеиндустрия вышла на внешний рынок, используя два способа.

Кооперативное хозяйствование. Коммерческие предприятия вкладывают средства в государственный телеканал; местные телерадиовещательные станции вместе с коммерческими компаниями создают сеть ТВ и радио. Создание дочерней компании. Отделив капитал, телевизионная организация совместно с предприятием создает дочернюю компанию, которая выйдет на фондовый рынок.

Китайская телеиндустрия находится в периоде перехода от системы «планового хозяйства» к «рыночному хозяйству». В развитии политики и экономики СМИ играют существенную роль. ТВ обладает огромной аудиторией зрителей и, накопив значительные материальные ресурсы и профессиональную базу еще до начала реформ, имеет явное преимущество в перспективах развития.

Центральное ТВ (CCTV) и его место на национальном телерынке

CCTV - первая телестанция в Китае. С 1 мая 1958 г. в Пекине начали выходить пробные выпуски, с 2 сентября Пекинская телестанция начала вести регулярное вещание 4 раза в неделю, а с 1 января 1960 г. ежедневно. С точки зрения развития и макростратегии телеиндустрии, история CCTV подразделяется на 3 этапа.

На первом этапе экономических реформ (1978-1993 гг.) преобразования CCTV были ограничены производством новых программ. Во-первых, в 1978 г. была восстановлена программа «Синвэн ляньбо» («Сводки новостей»), которая занимает первое место в рейтинге новостных передач. Во-вторых, с 80-х гг. начало выходить в эфир много документальных фильмов. В-третьих, в 1983 г. CCTV впервые разработали передачу «Чшунде ляньхуань уаньхуй» («Праздничный вечер, посвященный началу Весны»), которая стала неизменной культурной программой ТВ Китая. В-четвертых, начинается развитие спортивных программ и производство сериалов.

На втором этапе (1993-2000 гг.) в середине 90-х гг. CCTV впервые увеличило объем вещания, создав 8 тематических каналов (универсальный, экономический, развлекательный, спортивный, зарубежный, детский, фильмов, сериалов). Наряду с этим, обновлялись жанры и стиль каналов, повысилось качество программ. В этот период начались реформы в системе телеиндустрии. Важно отметить, что в это же время CCTV впервые вышел на фондовый рынок.

На третьем этапе (после 2000 г.) CCTV продолжает вести реформы в разных областях для повышения своей конкурентоспособности и усиления экономической значимости на национальном телерынке. В настоящее время CCTV уже добилось значительных успехов, создав еще 8 телеканалов. CCTV, для того чтобы выйти на международный рынок, расширило сотрудничество с зарубежными телекомпаниями, в том числе и TimeWarnerInc. Проведена перестройка международной телесети при CCTV. С усилением специализации каналов, улучшилось качество программ.

В настоящее время CCTV является одной из самых важных организаций для пропаганды в отрасли телевещания, оно дает огромное пространство для обмена информацией и культурой, играет заметную роль в распространении новостей, популяризации общественного образования, предоставлении разнообразных услуг, развлечений и т. д.

Подведем итоги. С начала рыночных реформ, способствовавших открытости Китая, CCTV развивается высокими темпами. В настоящее время существует 16 каналов Китайского ТВ - универсальный, экономический, театральный, международный, спортивный, сельскохозяйственный, военный, научно-образовательный, музыкальный, новостной, детский, кинофильмов, сериалов, разнообразных шоу (Variety Show), канал для западного района, каналы на английском, испанском и французском языках. Эти каналы охватывают практически все основные стороны общественной жизни страны.

В CCTV около 400 блоков программ, время его ежедневного вещания составляет 270 часов, 75,36 % программ приходится на передачи, подготовленные ССТV. Программы ССТV выходят в эфир в стране и за рубежом на китайском, английском, французском, испанском и местных (юй, минан и др.) языках. CCTV охватывает вещанием более 1,1 млрд. населения (90 % территории Китая). А через спутники CCTV-4 (международный канал), CCTV-9 (канал на английском языке) и CCTV-16 (канал на испанском и французском языках) транслируются по всему миру.

CCTV обладает самым передовым высокотехнологичным оборудованием, в том числе передвижной спутниковой системой (DSNG), с помощью которой можно всегда и везде осуществлять прямую трансляцию важнейших новостей в Китае и за границей.

CCTV создало программные телецентры во многих городах и открыло сеть телемагазинов, охватывающую 36 стран мира и имеющую программы от 145 компаний. К концу 2000 г. основные фонды CCTV в сумме составили 5,4 млрд. юаней, а доходы достигли 6,1 млрд. юаней в 2001 г., что соответствует первому месту в системе СМИ Китая. CCTV сотрудничает с местными телестанциями и многими структурами на национальном телерынке, а также с 208 телевизионными организациями 134 стран мира. С помощью 14 корреспондентских пунктов, размещенных CCTV во всем мире, своевременно освещаются важнейшие события за рубежом. Итак, CCTV стало самой большой и влиятельной телестанцией в Китае.

Основные периоды в развитии национального телевидения Китая (1958г.—1990г.)

Posted September 26th, 2006 by Moderator

o Выпуск №1. 2006г.

o Ли Янь

o Масс-медиа зарубежных стран

Научный подход к истории национального телевидения Китая (1958-1990гг.) позволяет выделить четыре этапа его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием: 1) 1958-1966гг.: деятельность первой телестанции Китая; 2) 1967-1976гг.: китайское ТВ в годы «культурной революции»; 3) 1977 - 1982гг.: период активного развития; 4) 1983-1989гг.: расцвет ТВ Китая. Можно утверждать, что из всех СМИ ни одно не имеет такой короткой, но столь насыщенной и поступательно развивающейся истории Китая. В течение 30 лет китайское национальное ТВ переходило от наивности к зрелости, от создания к процветанию.

1. Рождение национального телевидения Китая (1958г.-1966г.) 1 мая 1958г. была создана первая китайская телестанция - Пекинская. Первого октября этого года появилась вторая телестанция - Шанхайская. Теленовости начального периода были очень простыми. Изготовленные Центральной кинодокументальной студией передачи стали источником постоянных теленовостей. Их зрителями стали члены коммунистической партии, включая в себя и лидеров Китая. В начале этого периода среди телепрограмм Пекинской телестанции фильмы занимали 75%, спектакли - 15%. В то время китайское телевидение называлось «Маленьким кино». С 1958г. по 1966г. в стране появилось более ста десятки сериалов. В сущности, первые сериалы шли в прямой трансляции, их форма была похожа на спектакль, а не на кино. В апреле 1963г. впервые транслировалось собрание работников внешней пропаганды всех телестанций Китая, на нем обсуждали вопрос об улучшении качеств экспортной телепродукции. В 1960г. китайские телестанции отправляли 61 телепрограммы только в 7 стран мира, а в 1965г. уже установили отношения по обмена телепередач с телевизионными организациями уже 27 стран.

2. Трудности развития ТВ во время «Культурной революции» (1967г.-1976г.) Во время «Культурной революции» контроль за телепрограммами был очень серьезным, руководство запретило показывать «плохие передачи», которые изображали героев, жизнь в войне, пропаганду мира, романтическую любовь и т.д., в результате чего китайское телевидение оказалось в трудном положении. В то же время Пекинская телестанция перестала работать с 1 января 1967г., потом большинство телестанций Китая (кроме Шанхайской телестанции) тоже было закрыто. В 1968г. телестанции провинций вернулись к нормальному вещанию. С 1971г. телепрограммы могли получать 20 городов страны. 1 мая 1973г. Пекинский канал начал показывать зрителям столицы цветные передачи. К началу 1975г. Пекинская телестанция могла транслировать цветные передачи на все другие города. По статистике до конца 1975г. во всей стране было 463 тысяч телевизоров, в том числе 4000 отечественных цветных телевизоров, 1900 импортных цветных телевизоров, среди них 68% телевизоров находилось в городах, а 32% - в уездах и деревнях, можно сказать, что каждые 1600 китайцев имели 1 телевизор. 1976г. стал переломным в китайской политике, после «культурной революции» китайское ТВ получило новые перспективы развития.

3. Оживление и восстановление китайского телевидения (1977г.-1982г.) 1 января 1978г. по Пекинскому каналу начали официально показывать передачу «Серия новостей», которая стала самой интересной в Китае. 1 мая 1979г. Пекинская телестанция была переименована в «Китайскую центральную телестанцию» (CCTV) и в дальнейшем она стала самой известной телестанцией во всей стране. В августе 1979г. Центральный радиовещательный отдел проходил первое заседание телепрограмм. Согласно решению заседания, в сентябре и октябре 1979г. была открыта выставка телепрограмм, во всей стране 25 телестанций предоставили программы больше ста часов. Это был первый обмен телепродукции в истории национального телевидения Китая.

28 января 1979г. впервые в китайской истории появилась первая реклама, которую показывали 8 раз по Шанхайскому каналу. В декабре 1979г. CCTV начало транслировать рекламу товаров и магазинов по 5 минут в день. В октябре 1987г. в золотое время в CCTV была открыта новая гуманитарная реклама, появление которой повысило авторитет телеканала. 1 апреля 1980г. CCTV впервые через спутник получило видеозапись международных теленовостей из других стран мира. Таким образом, резко повысилась сиюминутность зарубежных новостей. В мае 1980г. «Международные новости» вошли в передачу «Серия новостей». Успех «Международных новостей» способствовал развитию китайского национального ТВ. Государственные новости становились короче и ярче, добавили информацию об экономике, общественных новостях, и т.д.

4. Процветание национального телевидения Китая (1983г.-1989г.) В конце марта - начале апреля 1983г. состоялось 11 заседание по телевидению и радиовещанию всей страны. По решению заседания, все города и уезды, имеющие необходимые условия, получили возможность создавать радиостанции и телестанции. Сразу же после совещания начали открываться телестанции одна за другой. В 1982г. в Китае было менее 20 телестанций городов и уездов, но в 1985г. их уже существовало 172.

В 1984г. CCTV участвовала в собрании Азиатской телевизионной сети по обмену новостей. В 1986г. и 1987г. CCTV начало сотрудничать с Европейским радиовещательным союзом, Американской кабельной сетью теленовостей и Международным телерадиовещательным обществом. В октябре 1987г. на 13 заседании представителей китайской коммунистической партии впервые шла речь о гласности в истории новостей Китая.

8 апреля 1984г. был запущен первый китайский спутник, вместе с этим появлялись и наземные спутниковые приемные станции. В 1986г. их уже было 2000 в Китае. 1 февраля 1986г. послали второй коммуникационный радиовещательный спутник. 7 марта 1988г. - третий, что повысило точность и стабильность, увеличило длительность работы, расширило коммуникационную емкость. К 1990г. через спутники передавались программы для 78% территории Китая.

15 марта 1988г. начал регулярное совещание современный цветной телевизионный центр CCTV, что означало, что китайское ТВ и радиовещание поднялись на новую ступень. В конце 1978г. CCTV начало использовать электронное оборудование (ENG) для репортажей, в 1981г. поставили еще новое - EFP, в июле 1983г. начинает поставить современную импортную из Японии автоматическую систему для трансляции передач.

С 1986г. началось исследование телезрителей в Китае. По результатам статистики, в июле 1987г. количество китайских телезрителей уже достигло 600 миллионов (56% население Китая). В 1987г. у китайцев было 120 миллионов телевизоров (47.8% семей). Как видим, место национального телевидения в электронных СМИ резко повысилось за эти годы, Т В стало неотъемлемой частью жизни китайцев.

 

Еще одна страна этого региона заслуживает особого внимания – это Австралия. Особенности современного состояния СМИ страны характеризуются значительным наплывом иммигрантов из Европы в послевоенные годы, а затем и иммигрантов из азиатских стран. В связи с этим несколько изменился характер средств массовой информации как печатных, так и электронных.

Если говорить о правовом регулировании информационных процессов[253][41], то можно отметить следующее немаловажное обстоятельство. Ни в федеральной Конституции, ни в конституциях штатов нет положений, гарантирующих свободу слова и свободу печати. Используется традиционный для бывшей метрополии (Англии) принцип: эти свободы лучше всего защищаются общим правом. Австралия как страна общего права применяет на своей территории прецедентное право других государств общего права, особенно английских и новозеландских судов.

Механизмы саморегулирования австралийских СМИ включают в себя Австралийский совет по делам прессы (добровольный орган, основанный в 1976 году Австралийской ассоциацией журналистов, тремя издательскими организациями и основными издателями Австралии) и Альянс средств массовой информации, индустрии развлечений и искусства (возник в результате объединения Ассоциации австралийских журналистов с другой организацией работников СМИ).

Австралийский совет по делам прессы создает благоприятные условия для независимого, квалифицированного и беспристрастного рассмотрения жалоб, связанных с прессой. Его работа в некоторой степени напоминает шведский образец. Исполнительный секретарь Совета, в сущности, выполняет функции контролера прессы (омбудсмена).

По австралийским законам, помимо клеветы, вторжения в частную жизнь, разглашения секретных сведений и прочего, караются оскорбление религиозных чувств, непристойность и посягательства на общественную нравственность. Публикация «непристойных измышлений» является по общему праву мелким преступлением. Австралия приняла английский критерий для определения того, является ли публикация непристойной. Этот критерий состоит в определении того, «может ли материал, которому инкриминируется непристойное содержание, развратить тех, чье сознание открыто такому аморальному влиянию и в чьи руки может попасть публикация такого рода»[254][42].

В дополнение к этому суды определяют, является ли материал оскорбительным или неприличным в смысле наличия в нем вызова общественным приличиям и выхода за их рамки. Также учитывается, распространяется ли материал среди широкой публики или же среди небольшой группы лиц.

Большинство судебных преследований за оскорбление общественной нравственности связано с вопросами секса, но публикация материалов о насилии, жестокости и употреблении наркотиков может быть также классифицирована как оскорбительная. Большинство штатов и территорий приняли дополнительные законодательные акты, регулирующие привлечение к ответственности за оскорбление общественной морали. Некоторые из них разработали классификационные схемы, которые могут быть применены для запрещения или ограничения доступа к распространению и рекламированию печатных материалов. Законодательство обычно ссылается на «оскорбительный или непристойный» материал, который может быть интерпретирован как наносящий оскорбление современным общественным стандартам. Цензурные законы проводятся в жизнь через «Организацию по классификации фильмов и литературных произведений», которая вменяет в обязанность издателю материала, потенциально непристойного, сначала направлять его соответствующим властям, чтобы он был должным образом классифицирован.

Также в общем праве считается правонарушением публиковать богохульные материалы, под которыми понимаются материалы, оскорбительные для англиканской церкви. Богохульство определяется скорее манерой, в какой был сделан комментарий, нежели его содержанием. Например, комментарий, отрицающий или критикующий фундаментальные доктрины христианства, не назовут оскорбительным, если он написан в сдержанной манере. В течение долгих лет в Австралии никого не привлекали к ответственности за богохульство. В 1992 году Комиссия по реформе законодательства Нового Южного Уэльса рекомендовала отменить ответственность за богохульство.

Закон о рекламе курения и табачных изделий 1989 года (федеральный) запрещает рекламу сигарет и табака в печатных средствах массовой информации. Запрет критикуют как дискриминационный, поскольку он делает исключение для газет, печатающихся или публикуемых за пределами Австралии и ввозимых в страну для продажи, распространения или личного использования.

В 1991 году федеральное правительство представило законопроект, запрещающий политическую рекламу на радио и телевидении. Это вызвало широкое противодействие не только политических партий, но и Комиссии по правам человека и Совета по делам прессы. В Билль были внесены поправки, ограничивающие рекламу только во время избирательных кампаний и кампаний по проведению референдумов. Высший суд признал недействительным этот законодательный акт в августе 1992 года.

Этические стандарты и объективность австралийской прессы – одни из самых высоких в мире. В последние годы наблюдается все возрастающая озабоченность ее финансовым положением. Это, однако, не мешает ряду газет конкурировать на национальном рынке, хотя, конечно, большинство регионов имеют только одну основную газету. Рост концентрации СМИ и владения одним собственником разными видами средств массовой информации может быть частично ослаблен применением антитрестовых положений Закона о торговой деятельности и положений Акта о службах вещания, значительным разнообразием и конкуренцией между издательскими группами, а также быстрым распространением электронных средств массовой информации.

Несмотря на то, что журналистика в разных регионах мира зачастую имеет общие тенденции развития, в каждой из стран существуют свои особенности.

Тенденции дальнейшего развития как американских, так и европейских СМИ характеризуются переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса среди публикаций анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к таким особенностям прессы, как жанровое многообразие.

Развитие средств массовой информации Тропической Африки определяется слабо развитой инфраструктурой и экономической отсталостью стран к югу от Сахары, сложными социально-политическими процессами и сложившейся ранее структурой СМИ. Развитие газетно-журнальных технологий сдерживается неграмотностью населения и тем немаловажным обстоятельством, что ввиду большого числа существующих в регионе местных языков газеты и журналы чаще всего издаются на европейских языках. Выпуск газет и журналов зачастую жестко контролируется государством, бумага и полиграфическое оборудование – импортные, а устная традиция относит чтение к «канцелярским» видам деятельности. Радио, наиболее развитое из африканских СМИ, после 1990 года стало значительно меньше внимания уделять передачам на местных языках, но продолжает развиваться быстрыми темпами. Телевидение и компьютерные технологии все еще остаются элитарными.

В странах Ближнего Востока и Северной Африки в целом дальнейшее развитие журналистики связано с урегулированием сложных внешнеполитических проблем, демократизацией общественной жизни, повышением уровня грамотности населения и совершенствованием законодательной базы, поскольку во многих случаях используются нормы традиционного мусульманского и национального общего права. Острые вопросы политики – проблема арабского единства, арабо-израильские отношения, исламская революция в Иране и ее долговременные последствия, урегулирование положения в Северо-Западной Африке, а также положение женщины в странах Востока, исламизация СМИ находятся в центре внимания прогрессивных журналистов и политических деятелей.

СМИ Азиатско-Тихоокеанского бассейна в современных условиях переживают определенную ломку устоявшихся отношений, перенимают опыт ведущих в информационном отношении стран (в частности, США). Средства массовой информации Китая, Тайваня, Японии и Южной Кореи вступили в период «вестернизации» содержания, преимущественно американского типа. Появляются новые, неизвестные ранее жанры – скажем, полемика, традиции которой в культуре этих стран отсутствуют; рушатся некогда казавшимися незыблемыми морально-этические правила. Все страны региона активно внедряют новейшую технику, причем усиливается роль государственного регулирования. В каждой из стран региона эти процессы протекают по-разному, но их направленность вполне очевидна: демократизация и модернизация идут одновременно с усилением роли государства в СМИ.

Многообразие форм и методов журналистского творчества, присущее различным регионам и странам мира, обогащает мировую культуру, и существующая тенденция к унификации культур по американскому образцу в ряде стран встречает сопротивление, выражающееся, в частности, в консервации традиционных жанров и профессиональных правил работы журналистов.

 

Глобализация информационного пространства имеет ярко выраженные социально-правовые последствия. Бурные процессы трансформации общественно-политических отношений во многих странах мира неизбежно приводят к изменениям в законодательствах этих стран и к перестройке международных отношений. Естественно, все эти изменения существенно влияют на международный обмен информацией, правовые основы регулирования информационных потоков. Изменились и сами средства массовой информации. Возросли их оперативность и эффективность, медиа-продукт стал интерактивным.

После подписания и ратификации Маастрихтского договора политическая жизнь и законодательство европейских государств получили новый импульс к движению вперед. Создание «общего европейского дома» перестало быть утопией или только идеей великих политиков. Мир стал общим. Необходимое международное взаимопонимание требует по-новому взглянуть на протекающие в мире процессы, на тот опыт, который выработало человечество на пути создания единой Европы. Естественно, такое объединение было бы невозможно, если бы не глобальное информационное пространство. Развивают его средства массовой информации, подталкивая законодателей к необходимости унификации их деятельности. И особое место в подобной работе отводится международным организациям, поскольку международное право становится наиболее влиятельным в современном мире.

Деятельность современных СМИ распространяется не только на территорию национальных государств, но и вовлекает в свою орбиту людей соседних, а во многих случаях и весьма отдаленных стран. Поэтому возникла острая необходимость соблюдать не только национальное законодательство, но и, предполагая, что результаты деятельности СМИ будут оценены и с точки зрения законопослушных читателей в других странах, соблюдать нормы международного права, чтобы не вызвать негативную реакцию в чужой стране.

В современном насыщенном политическими событиями мире любое слово политика, сказанное им и неправильно понятое журналистом, может перевернуть годами налаживаемую работу по сближению народов, по укреплению дружбы и сотрудничества.

Естественно, невозможно знать досконально внутреннее законодательство той или иной страны, поэтому журналисты должны соблюдать нормы международного права, поскольку они приняты не в целях удовлетворения амбиций какой-то одной страны, а в целях нахождения компромисса, позволяющего СМИ выполнять свои функции, не ущемляя национальных или религиозных чувств зарубежных участников информационного процесса.

Информационные потоки – это те рычаги, с помощью которых управляют обществом, общественными процессами, к которым прибегают имеющие власть и те, кто стремится эту власть завоевать. Зарубежная журналистика многолика, но существуют общие тенденции развития средств массовой информации и основаны они, в частности, на международном праве.

Помимо государственного регулирования, информационные потоки подвержены процессу саморегулирования прессы, который включает в себя действующие этические нормы, союзы и ассоциации прессы и т.п.

Как правовое регулирование, так и саморегулирование прессы составляют ту среду, в которой функционируют СМИ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зайцев Евгений Борисович | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.