Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великие Дионисии

Великие Дионисии – главный праздник в честь бога Диониса. Он праздновался в марте месяце. Первоначально главной частью Великих Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянное изображение Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Весь город от храма Диониса до Академа заполняло праздничное шествие, а у статуи Диониса весь день выступали хоры мальчиков, ночью – ряженые пели песни и развлекались. Праздники длились около недели.

Позднее главную роль в Великих Дионисиях вместо торжественной процессии в честь Диониса, стали играть пышные театрализованные представления, которые продолжались два дня. В период расцвета рабовладельческой демократии, торжественные шествия и игры, выросшие из древних обрядов и культов, всемерно поддерживались городами-государствами. Организацию праздников и их оплату городские власти брали на себя. Поэтому народные празднества процветали, образовывая новые и новые формы массовых состязаний-представлений. Великие Дионисии знаменовали победу весны над зимой, дни, о которых говорили: «Тогда возрождается жизнь и расцветают на бессмертной земле прекрасные цветы, смешиваются фиалки и розы, чтобы увенчать прекрасное чело». Вся деловая жизнь замирала. Не собирались собрания, закрывались суды. Аресты не разрешались, узников отпускали на поруки, кредиторам запрещалось требовать возвращения долга. Все находились под охраной Диониса. В городе царила радость. Строгая кара ожидала каждого, кто оскорбит какого-либо гражданина. Известен случай: один афинянин ударил своего врага во время праздничного шествия, за что был приговорен к смерти. А оскорбление поэтов, хорегов, актеров и хоревтов приравнивалось к оскорблению самого бога, потому что их личность считалась священной. Еще до начала праздника народ устремлялся на проагон – первый акт Дионисийских торжеств, пролог и программу драматических представлений, предшествующий агону, т. е. состязанию поэтов. Вместе с актерами, хорегами и хоревтами поэты представали перед зрителями не в театральных костюмах, а в своих лучших платьях, с венками на голове. Каждый поэт представлял своих актеров и хор, свою трагедию. Первый создатель этого церемониала и первый создатель трагедии – Феспид. Именно он ввел в хоры первого актера, который мог вести разговор с запевалой, прерываемый песнями хора. Основной темой трагедии были героические предания в форме эпоса. Феспид устранил сатиров. Его хор состоял из мужчин или мальчиков. Феспид объезжал во время праздника города и представлял прибытие Диониса на корабль, поставленный на колеса (по латыни «каррус навалис»). Писистрат оставил поэта в Афинах, устраивать праздники для своих горожан с первыми в мире театральными представлениями на афинской опоре. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. Ее снимали с пьедестала в храме Диониса и переносили в другое священное место, расположенное на пути в Элевферы, а оттуда в театр, т. е. статуя повторяла тот путь, по которому Дионис однажды совершил свой первый въезд в Афины. В процессии принимал участие весь город. Впереди шел распорядитель праздника. В его распоряжении были 10 граждан – организаторов шествия, которые должны были оплачивать все расходы по процессии (позднее, с конца IV в. до н. э. выбор их происходил по жеребьевке). Медленно двигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника мальчики поют священные песни, под звуки которых совершается грандиозное жертвоприношение ста быков, а после него начинается веселый пир.

Возвращались только вечером. При свете факелов статуя Диониса переносилась в театр, и водружали ее посреди орхестры, чтобы бог мог присутствовать на зрелищах, устроенных в его честь. Два последующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим под аккомпанемент флейты гимны в честь Диониса. Театр Диониса был расположен на юго-восточном склоне Акрополя. Еще в VI в. до н, э. здесь был построен храм Диониса и орхестра. В V в. до н. э. появилась сцена. Постройка сцены и каменного театра началась лишь в IV в. до н. э., когда обрушились старые деревянные скамьи. В новом театре орхестра была отделена от зрителей водным каналом, а сцена получила свой законченный характер.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. В последний день праздника Великих Дионисий тысячи зрителей собирались в театр. Бедность не могла быть помехой. Специальная субсидия, выдававшаяся государством – феорикон,– давала возможность каждому заплатить за свое место. Феорикон равнялся двум оболам и выдавался, начиная с конца V в. до н.э. перед всеми большими праздниками, даже перед такими, в которых не было театральных представлений, чтобы бедняки могли себе позволить в эти дни отдохнуть.

С первыми лучами солнца афиняне с венками на головах, окружали плотной толпой вход в театр. У каждого в руке свинцовая марка с обозначением сектора филы. Марки распространялись и за пределами Афин, не каждый гражданин имел право потребовать для себя место. Первые ряды занимать не полагается. Они предоставляются почетным посетителям, которые ничего не платят. Право занимать такие места называется поэдрия. К числу этих древнейших контрамарочников относятся жрецы различных культов, архонты, стратеги, послы иностранных государств, граждане, оказавшие услугу государству и их мужские потомки. В центре первого ряда стоит прекрасное кресло, оно принадлежит жрецу Диониса. В специальной части амфитеатра усаживаются эфебы, в булевтиконе – члены совета.

Отцы приводят с собой детей. Если идёт трагедия – они видят достойные примеры подражания, комедия призвана отвращать их от порока. Насколько эта воспитательная системе была успешна – судить трудно. Текст Аристофановских, да и других комедий был настолько своеобразен, что вызывает у современного педагога законные сомнения.

Зрители брали с собой подушки для сидения, толстые плащи и шляпы на случай холода, дождя и жары. В узелках были увязаны съестные припасы и фляги с вином: когда захочется есть, можно закусить во время представления, глядя на происходящее на сцене.

Спектакли начинались не сразу. Сначала шел ряд церемоний официального характера. Рабы вносили дары союзных городов. Золото, статуи, драгоценные ткани выставлялись в орхестре. Этой демонстрацией Афины показывали свое богатство и могущество. Затем следовала церемония, выражавшая благодарность города тем, кто погиб за него. По вызову глашатая сыновья погибших в полном вооружении появлялись в орхестре. Глашатай объявлял, что народ вскормил этих юношей. Теперь они достигли совершеннолетия, и отныне, вручая, как последний дар, это вооружение, их отпускают в самостоятельную жизнь: Провожаемые привет­ственными криками, юноши занимают специально предоставленные им места.

После этого следует чествование граждан, которым афинский народ или союзные города присудили золотые венки в благодарность за оказанные ими услуги. Они выходят на сцену, где архонт торжественно венчает их под звуки труб, в то время как глашатай сообщает об их подвигах всей многотысячной толпе афинян и иностранцев, наполняющих амфитеатр.

После этого наступает пауза. Появляется множество рабов с вином и пирожками. Они раздавали их всем желающим.

Потом на сцену выходил жрец. Он должен был произвести очищение собравшихся зрителей. Тут же он приносил в жертву Дионису поросят и их кровью обрызгивал толпу. Разрезанное на кусочки мясо разносилось по рядам. Каждый благоговейно съедал свой кусок. Так, на момент, сквозь пышную церемонию, проглядывало лицо древних, кровавых мистерий.

Церемония закончена. Жребием оглашен порядок, в котором должны идти пьесы. Звук трубы возвещает начало. Спектакли были кульминацией праздников Великих Дионисий, которые вошли в историю как первые массовые, народные празд­ники.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анфестерий | Элевсинские Мистерии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.