КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философский период развития психологии
Науки Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии Тема 3. Выделение психологии в самостоятельную науку Тема 4. Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX вв Тема 5. Структурализм и функционализм в американской психологии Тема 6. Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии Тема 7. Формирование и развитие психоанализа Тема 8. Бихевиоризм как новая методология психологического исследования Тема 9. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта Тема 10. Развитие психологии в России в середине Х1Х-начале XX в Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии
Предисловие Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и методов исследования. Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустанного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, со времени основания в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология — одна из наиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977, Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находится, — закономерное явление. Одна цель курса — помочь студенту увидеть историю психологии в общекультурном контексте. В связи с этим в тексте приведены фрагменты описаний исторических эпох, событий, краткие биографические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем дипломном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему. Если провести аналогию с формированием личностной идентичности, то курс «История психологии» может помочь в обретении профессиональных корней и профессиональной идентичности. Принимаясь за данную работу, составитель, безусловно, использовал наиболее значимые исследования по истории психологии отечественных психологов — М. Г. Ярошсвского, В. А. Якунина, А. Н. Ждан и зарубежных философов и психологов: итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале, английского физика и философа Бертрана Рассела и американских психологов Ф. Алек-сандера и Ш. Селестика, Д. Шульц и С. Шульц, Т. Лихи, Н. Смита. В изложении текста соблюдены описанные М. Г. Ярошевским (1985) принципы: контекстный (привязка к культурному, историческому контек сту, или «духу времени»), персоналистский (привязка изложения к определенным именам), принцип контрастирующих пар (попытка изложить материал через знакомство с альтернативными, часто оппозиционными идеями). В данном издании представлены основные темы по истории психологии. РАЗДЕЛ 1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |