Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет истории психологии




Предмет история психологии — это изучение изменений в представлениях ученых о психичес­ких феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.

Психология как наука начинается с понятия «душа», но, несмотря на то что человечество зада­ется вопросом о том, что такое душа, с доистори­ческих времен, оно так и не получило ответа. Труд­ности в изучении феномена души (или психики) заключаются, во-первых, в том, что он не имеет не­посредственного материального воплощения (пси­хика — это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и позна­ваемый феномен нерасторжимы, или то, «чем по­знается», и то, «что познается», — едины. Психология имеет дело с «опредмеченными» во­площениями психической активности, выраженны­ми соматически (вегетативные проявления при пе­реживании эмоций), вербально (в письменной и устной речи) и в продуктах человеческой деятель­ности. Тот факт, что сам феномен не опредмечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество кон­цепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины XIX в.) концепции психики были результатом субъективных раздумий филосо­фов о душе. Естественно, что эти концепции явля­ются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ними — это результат до­верия им. Лишь с началом использования экспери­мента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормаль­ной науки. Теперь нам становится ясно, почему пси­хология имеет «столь долгую предысторию и столь короткую историю», почему человечество так дале­ко продвинулось в познании объективированного мира внешней реальности и так мало — в познании субъективного мира внутренней реальности.

Периодизация развития психологии. В попыт­ках исследовать историю развития психологичес­кой науки наиболее типичны два подхода к выделе­нию периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода — философский период развития психологии (начинается от античности и длится до 70-х гг. XIX в.) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х гг. ХIХ в. до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. — год основания немецким физио­логом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейп­циге Лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого мо­мента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние это становилось внешним, дис­куссии по наиболее острым вопросам перемести­лись в узкопрофессиональное пространство.

Второй подход, предложенный А. Н. Ждан(1997), более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения пред­мета психологии. В этом подходе выделялись три периода.

Первый период — психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (XVII в.). Под душой понималась матери­альная, идеальная, а затем и божественная субстан­ция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и по­знающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, пред­ставления, воображение, аффект, воля, характер.

Второй период — психология как наука о со­знании; он связан с именем Репе Декарта (начало Нового времени-XVII в.) и продолжался до начала XX в. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные по­требности, бессознательное, психическое развитие, перцепция и апперцепция, законы ассоциации, вре­мя реакции, пороги ощущений, психология, психо­физика, психофизиология, одаренность и ее насле­дование, кривая забывания.

Третий период — психология как наука о пове­дении, он связан с развитием бихевиоризма и с име­нем Джона Уотсона (начало-конец XX в.). Психо­логия стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и ма­тематический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим тер­минам добавились такие, как условный и безуслов­ный рефлексы, подкрепление, респондентное и опе-рантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким обра­зом, современная психология продолжает оставать­ся дисциплиной, в которой используется весь тер минологический аппарат, формировавшийся с вре­мен античности, и в отдельных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и душа, и со­знание, и поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.