КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Генезис и характерные черты античной философии
Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества — философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями — установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром и человеком. «Философия родилась в процессе выделения логоса и обособления его от фантазий и мифов» (Антисери Д., Реале Дж., 2001). Из философских размышлений сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные) объяснения, открывали желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете -господствовать над природой (сейчас мы можем говорить о том, что это господство стало опасным для самого человека). Именно эта традиция породила науки и этические ценности современной Европы. Такие формы греческой культуры как религиозные, политические и военные институты, ремесла и технические достижения имелись и у других народов. В чем причины того, что греческая культура стала ключевым фактором развития европейской цивилизации? Приводятся несколько причин разного характера. Греция является полуостровным государством, где мореходство развивалось с незапамятных времен. Активная торговля способствовала многочисленным кросскультурным контактам греков, что способствовало формированию многомерной картины мира, допускающей многообразие языков, традиций, жизненных стилей, и порождало раздумья. Кроме того, греческая цивилизация представляла собой культуру, свободную от насильственной религиозности. Немаловажное значение имел и тот факт, что элита греческого общества смогла употребить свою «праздность» для целей философского размышления. Эпоха античности продолжалась с VI в. до н. э. до II-III вв. н. э., т. е. примерно 8 веков. Внутри нее выделяются три периода с характерными признаками каждого из них. Первый период получил название атомистической материалистической античности, и для него характерны: • огромный интерес к космосу и создание первых космологических теорий; • поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них; • одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости. Второй период получил название гуманистической идеалистической античности, и для него характерны: • интерес к человеку, его взаимоотношениям с миром; • создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами; • признание разума как высшей человеческой ценности; • признание добродетели и ценностей нравственного начала в человеке; • изменение представлений о связи души и тела, последовательность переходов, описанных разными авторами, выглядит следующим образом: тело —это отличная от души субстанция; тело — случайное пристанище души, тело — тюрьма для души. Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны: • создание и проработка религиозной концепции человека; существенные изменения в представлениях о человеке; если в предыдущий период человек представлялся существом героическим, добродетельным, процветал культ здорового красивого тела и любви, то в поздней античности человек пред ставлялся существом греховным по факту своего рождения, поэтому он печален и его прижизненная задача — искупить свою греховность; * формирование ценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые стали приоритетными над интеллектуальными.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |