КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские представления Сократа. Сократ
Тема 5. Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля (470-399 гг. до н. э.) — сын каменщика (скульптора, по некоторым версиям) — был мастером устной традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 г. до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в «нечестии и развращении умов». В «Апологии» (диалогах) Платона воспроизведена речь, которую Сократ произнес на суде в свою защиту. Судебное преследование было основано на обвинении в том, что Сократ «по-грешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод сильным и научая тому же самому других» (Рассел Б., 1998). С именем Сократа связано изменение проблематики философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности природы и мироздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем его сущность. Определяя природу человека, Сократ установил приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в человеке: «человек — это его душа, т. е. разум и нравственное поведение». Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сих пор составляли основание образа идеального человека в европейской культуре. Согласно Сократу над человеком есть субстанция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хра-нится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специ-ального искусства, майевтики (дословно — родо-вспоможение; надо отметить, что мать Сократа была повитухой). Сократическая беседа — способ рас крытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. По форме такой диалог обладает сходством с современной психотерапевтической беседой, по содержанию он чаще всего касается тем, связанных с моралью. Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа — это разум, она бессмертна и божественна, тело — только инструмент на службе у души. Учение Платона (427-347 гг. до н. э.). Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона — ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ, написанных в форме диалогов) сохранилось почти полностью, поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого. «Мир идей». Центральным понятием концепции Платона является понятие «мира идей», идеального, вечного, истинного бытия, которое стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир преходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не имеют опоры, источников в мире внешней реальности. К таким понятиям относятся, например, абстрактные понятия из области эстетики, этики и морали (благо, справедливость, прекрасное и др.). Источники этих понятий находятся в мире идей. Учение о душе. Душа — это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна. Телесность — антагонистичная душе субстанция, которая склоняет душу к худшему. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последующее телесное воплощение души может быть различным («тот, кто предавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...»). Анамнезис — припоминание душой прежнего опыта телесных воплощений. Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души — разум (головной мозг), иррациональная часть состоит из яростного духа или пыла (сердце) и вожделеющей души (печень). Благодаря иррациональным частям души человек переживает такие страсти, как смелость, честолюбие, справедливость («яростный дух») и биологические по требности (вожделеющая душа). Вожделеющая часть души составляет большую часть, она сходна с душой животных. Процессы внутри иррациональной части души по своей природе хаотичны, функция рациональной части души состоит в том, чтобы организовывать и управлять этими процессами. Конфликт между рациональной и иррациональной частями души обнаруживается в сновидениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, дикий вид желаний» («Республика»). Метафоры структуры души — пастух, пес и стадо овец («Государство»); крылатая упряжка с возницей, запряженная двумя лошадьми («Федр»). Психоаналитическая метафора коня (Ид) и наездника (Эго), а также психоаналитическая концепция сна явно навеяны идеями Платона. Типология личности. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум — мудрость, яростный дух — мужество, вожделеющая душа — воздержанность. На основе трехкомпонентной концепции структуры души Платон разработал типологию личности (градации человека) по критерию преобладания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник; раб. Типология носит политическую окраску и является «оправданием» политической структуры общества, в котором жил Платон. Трехуровневая структура процесса познания. Разум — наиболее значимая часть души, «душа души», поэтому ему уделяется большое внимание в философском учении Платона. Уровни различаются по объекту, на который направлено познание. Мнение — низший вид знания — созерцание объектов чувственного (материального) мира (метафора узника, прикованного в глубине темной пещеры, — «Государство»). Рассудок — объектом познания является мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели. Примером может служить геометрия, к которой Платон относился с большим уважением. В геометрии с помощью моделей постигаются метрические характеристики пространства. Разум — высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей. Здесь «душа направлена к познанию сущности вещей через диалектику». Диалектика Платона — способ от единичного посредством понятий прийти к общей идее путем сопоставления понятий и отыскания противоречий в них. Этот процесс Платон описал как внутренний диалог, или диалог с внутренним собеседником, подчеркнув, что на высшем уровне познавательного процесса человеку не нужен внешний собеседник. Метафизика (дословно — после физики), или «вторая навигация» — стремление к постижению и необходимость постижения не только мира физических явлений, но и мира сверхчувственного бытия, «мира идей», для чего недостаточно объяснения реальности исходя из физической (натурфилософской) причинности. Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское, а затем философское образование. Таким образом, его мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. Материалистически ориентированные авторы считают Аристотеля самым видным автором античности, те же, кто ориентирован на поиск ответов на метафизические, сущностные вопросы, а также открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих авторов отражена в известной фреске Рафаэля «Афинская школа», где Платон и Аристотель изображены в центре, при этом Платон указывает рукой на небо, а Аристотель — на землю. Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, материи, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей. Учение о душе. Представления о душе изложены Аристотелем в одноименном трактате («О ду ше»). Душа — это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение — это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причина и цель — объединены в философии Аристотеля в одно — энтелехия (от греч. entelecheia — целенаправленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она представляет собой некое органическое вещество -«пневму», которая у животных вырабатывается в крови. В некоторых источниках (Якунин В. А., 1998; Ждан А. К, 1997) концепция души Аристотеля называется «сердцецентрической». Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона). Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни. Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят питание, рост и размножение. Эта способность — общая у растений, животных и человека. Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку. Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек. В представленном иерархическом построении отчетливо просматриваются элементы эволюционного мышления Аристотеля. Представления о процессе познания. Познание начинается с восприятия (перцепции), «принятия» воспринимающим органом формы предмета без его материи. Для того чтобы восприятие могло осуществиться, необходимы три условия: наличие воздействующего предмета внешнего мира, промежуточная среда, передатчик сигнала (свет — для зрения, воздух — для слуха) и ощущающая способность тела, сконцентрированная в органах чувств. Из всех органов чувств осязание является первичным и основным видом чувствительности; кроме того, оно объединяет в себе несколько видов чувствительности, (ощущение касания, движения, температурный и болевой виды чувствительности), и на его основе формируется способность ориентации организма в трехмерном пространстве. Нельзя не удивиться глубине понимания Аристотелем сути перцепции, современная теория ощущений (Ананьев Б. Г., 1969) вполне согласуется с идеями Аристотеля, в частности, относительно осязания. На следующем этапе познания частные виды перцепции упорядочиваются, сравниваются, объединяются в единый класс или разъединяются в центральном органе, локализованном в головном мозге. Аристотель назвал этот орган «общим чувствилищем». Если воспользоваться современным языком, то можно сказать, что этот орган ответствен не только за прием и первичную обработку информации, но и за ее хранение. Прежние впечатления взаимодействуют с вновь поступившими, основной механизм такого взаимодействия — ассоциация (связь). Аристотель описал следующие виды ассоциаций: по сходству, по противоположности и по временной смежности. Благодаря ассоциациям образ предмета может возникать в отсутствие самого предмета. Таким образом, Аристотель впервые описал механизм сохранения и накопления опыта, или процесс научения, и тем самым заложил основы одного из важных течений в психологии XVIII-XIX вв, — ассоциативной психологии. В синтезирующем органе («общем чувствилише») происходят такие психические процессы, как память, представления и воображение, которые являются процессами-посредниками между перцепцией и мышлением. В зависимости от того, какие операции осуществляются в памяти, Аристотель выделяет низшую память, которая хранит копии предметов и привязывает события к временной оси (она свойственна человеку и животным), и высшую память, в которую включен процесс мышления. Мышление (форма форм) — процесс, в котором исчезает наглядно-образное содержание и остается только обобщенное, общезначимое знание. На основе описанного трехступенчатого познавательного процесса формируется индивидуальный разум, погибающий со смертью человека. Однако помимо индивидуального разума существует «родовой разум», содержащий «чистые всеобщие фор-мы", вечный и неразрушимый. Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах). Аристотель полагал, что источниками эмоциональных реакций человека являются внешние события и представления о них. Удовольствие и страдание — результат свободного и затрудненного протекания телесных или душевных процессов. Удовольствие делает жизнь полной и цельной. Аффектами Аристотель называл влечения и эмоционально насыщенные состояния страха, гнева, ненависти, зависти, радости и др. Аффект вызван внешним событием и вынуждает человека действовать непроизвольно. Обсуждая проблему аффекта, Аристотель ввел понятие катарсиса, как очищения аффекта. Этот термин он позаимствовал у Гиппократа. Катарсис — лечение болезни с помощью выпускания накопившихся лишних соков, например кровопускание как процедура, восстанавливающая баланс четырех жидких сред организма. «Трагедия при помощи сострадания и страха позволяет достичь очищения аффектов», или катарсиса (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Так Аристотель предвосхитил один из важных механизмов психотерапевтического лечения, заново открытый в XX в. 3. Фрейдом и Я. Л. Морено, Представление о характере. Типология характеров Теофраста, Аристотель считал, что характер — не природное свойство человека, а результат прижизненного опыта. Тем не менее отдельным возрастам свойственны определенные черты характера, положение на социальной лестнице также формирует определенный характер. Ученик Аристотеля Теофраст (370-288 гг. до н. э.) в своем трактате «Характеристики» дал описание 30 характеров. Критерием для создания этой, возможно, одной из первых типологий явилось наблюдаемое поведение. Интересно обратиться к первоначальному значению столь широко используемого слова «характер» (от греч. charakter — черта, особенность, изображение) — это знак, который наносился на межевой камень в поле, знак принадлежности данной земли определенному хозяину.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |