Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периода Просвещения-ХVIII в

В работах французских философов

Тема 12. Развитие идей эмпирической психологии

Культура Просвещения, охватившая такие стра­ны Европы, как Франция, Англия, Германия, Ита­лия, Россия, характеризуется следующими черта­ми: твердой верой в человеческий разум как орудиепреобразования мира; убежденностью в том, что че­ловечеству необходимо освободиться от многих предрассудков, догм и религиозной нетерпимости; ростом религиозных свобод и возникновением но­вых форм религиозности — деизма (форма рели­гиозности, при которой сохраняется вера в Бога, но нет жестких требований к ритуальности) и атеизма [мы придерживаемся позиции Э. Фром­ма (1993), согласно которой атеизм обладает при­знаками религиозной культуры; в нем есть явно выраженная ритуальность, сформулированная догматика, границы членства и нетерпимость к ина­комыслию; он охватывает большие социальные группы и сплачивает их идеологическ; верой в достижимость гражданских свобод и равноправия (французская «Декларация прав человека и граж­данина», написанная в 1789 г. в начале Великой французской революции).

В наибольшей степени культура Просвещения охватила Францию, и во Франции этот историче­ский период получил название «века энциклопеди­стов». Это было связано с тем, что с 1751 по 1772 г. во Франции издавался знаменитый «Толковый сло­варь наук, искусств и ремесел», или «Энциклопе­дия». В издании, вышедшем под редакцией и при поддержке Дени Дидро и Жана Д'Аламбера, насчи­тывалось 17 томов текста и 11 томов гравюр, а в отличие от 2-томного английского словаря сюда входили статьи по гуманитарным вопросам. Подоб­ным изданием французские энциклопедисты вне ели свой вклад в дело просвещения. Девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться соб­ственным умом» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).

Сенсуалистская теория познания аббата де Кондильяка (1714-1780) (светское имя Этьен Бон-но). Кондильяк получил теологическое образова­ние и принял сан священника в возрасте 26 лет> но постепенно утратил интерес к религии. Основны­ми его работами являются «Трактат о системах» (1749) и знаменитый «Трактат об ощущениях» (1754). Первая работа посвящена резкой критике рационалистических идей Декарта, Лейбница и Спинозы: «Оперируя какой-нибудь предвзятой иде­ей, часто даже не продумав ее, тот, кто желает про­слыть метафизиком, начинает собирать все слова, которые, по его мнению, имеют хоть какое-то отно­шение к идее, он обзаводится следующими слова­ми: бытие, субстанция, природа, атрибут, модус..., вечность, в результате можно только накапливать бесконечные ошибки, а сознание должно доволь­ствоваться неясными понятиями или бессмыслен­ным набором слов» (Антиссри Д., Реале Дж., 2001). • Под влиянием английского эмпирика Дж. Лок-ка Кондильяк развил сенсуапистскую теорию по­знания, согласно которой основу и начальную сту­пень процесса познания составляли сенсорные процессы, или чувства в архаичной терминологии (ощущения и восприятия). По существу, этой по­зиции придерживались и философы античности Де­мокрит, Платон и Аристотель. Различие состояло только в следующем: Демокрит полагал, что сен­сорные процессы дают истинную информацию о мире, тогда как Платон считал сенсорную инфор­мацию ненадежной, не дающей истинного (или сущностного) знания.

В «Трактате об ощущениях» Кондильяк стремил­ся доказать, что все психические процессы выво­дятся из ощущений, и оспаривал теорию врожден­ных идей Декарта. Для доказательства Кондильяк воспользовался умозрительной моделью статуи, ли­шенной всех психических способностей, за исклю­чением одной, минимально значимой для жизни человека, способности воспринимать обонятельные ощущения. Сильное, неожиданное обонятельное ощущение порождает внимание, при повторном воз­действии два стимула сравниваются, что с необхо­димостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения, ко­торые и составляют суть самых сложных действий интеллекта. Каждое ощущение сопровождается эмо­цией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, заключает Кондильяк, вся деятельность души — суть ощуще­ния и их превращения, а «человек есть не что иное, как только то, что он приобрел через ощущения» (цит. по: Ждан А. К, 1997).

Представления о телесных и психических про­цессах, этические взгляды Жюльена Ламетри. Ламетри (1709-1751) был полковым врачом, и его философские взгляды во многом определялись тем, что он наблюдал, выхаживая больных и раненых людей. Две его работы — «Трактат о душе» и «Че­ловек-машина» — были публично сожжены, а сам он подвергся религиозным гонениям, что вынуди­ло его эмигрировать и изменить имя (Шарп). Одна из легенд гласит, что Ламетри умер в результате испытания па себе нового метода лечения.

Для обоснования своей позиции относительно идентичности телесных и психических процессов Ламетри воспользовался идеями Декарта о маши-нообразности телесных функций. Поскольку, по его наблюдениям, больное тело всегда вызывает опре­деленные психические состояния, очевидно, что источником этих состояний являются телесные про­цессы. Если телесные процессы можно описать с помощью понятия протяженности, т. е. как матери­альную субстанцию, то и психические (душевные) процессы, идентичные материальным, тоже можно описать, применив ту же терминологию. Таким об­разом, Ламетри пришел к выводу, что «человек со всеми его душевными способностями — всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаж­дениям автомат» (цит. по: Ждан А. Н., 1997). Из данного утверждения логично вытекает, что душа имеет не божественное, а естественное, материаль­ное происхождение, что делает идею Бога ненуж­ной. Свою атеистическую (а — частица отрицания, теос — бог) позицию Ламетри обосновывает в рабо­те «Естественная история души» (1745). В каче

РАЗДЕЛ 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпирической психологии в учениях английских философов XVII-XVIII вв | Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.