КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
Развитие психологии как самостоятельной науки Исследования в области локализации корковых функций. Френология — учение о локализации психических способностей. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Иозеф Галлъ (1758-1828). Френология (от греч. phrenos — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Галль выделил 37 способностей души. Так, аффективные способности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллектуальные (16) — в участках переднего. Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека (Якунин В. А., 1998). Концепция френологии приобрела популярность в начале XIX в.: в ней поддерживалась античная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направлении. Идеи Франца Галля основывались на клинических наблюдениях и умозрительных заключениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном мозге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований. Работая в этом направлении, французский физиолог и анатом Ж. Флуранс (1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах (низших позвоночных), Флуранс сформулировал идею мозга как целостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями. Так в физиологии высшей нервной деятельности сформировались два противоположных подхода к анализу деятельности головного мозга и локализации психических функций в нем. Представители аналитического подхода, или узкого локализационизма, акцентировали внимание на узкой специализации участков мозга (по словам Н. В. Бехтеревой, «карта коры как лоскутное одеяло карликовых суверенных княжеств» (цит. по: Ярошевский М. Г., 1985), а представители синтетического подхода полагали, что мозг — целостный орган, с которым в равной степени связаны все психические функции, следовательно, поражение любой области мозга ведет к общему нарушению его функции. Степень нарушения функции не зависит от локализации, а определяется массой пораженного мозга. Медицинские исследования Дакса, Брока, Вер-нике в области локализации речевых центров. Дальнейшее изучение проблемы локализации психических функций проводилось в рамках медицинской практики в связи с речевой функцией. Впервые связь левого полушария с речью была замечена английским врачом Даксом в 1836 г. Он наблюдал за парализованными больными и обнаружил, что паралич правой половины тела часто приводит к нарушениям речи, а паралич левой половины к таким последствиям не приводит. Спустя 25 лет в 1861 г. французский врач Брока описал двоих больных, которые обладали симптомами утраты речи. Исследовав после смерти их мозг, он обнаружил общий очаг повреждения в третьей лобной извилине левого полушария. Хотя фактического материала было мало, Брока сделал вывод о том, что именно эта зона регулирует речь. Последующие исследования явились подтверждением того, что эта часть лобной доли действительно связана с речевым поведением, теперь она известна под названием «зоны Брока». Позднее Вернике пришел к заключению, что словесная глухота (заболевание, при котором больные слышат звуки, но не могут расшифровать значение речевых высказываний) возникает при повреждении задней части височной извилины («зона Вернике»). Он также сделал предположение, что во второй лобной извилине, непосредственно перед двигательной зоной руки, находится центр письма (Милнер П., 1973). Таким образом, при клинических и анатомических исследованиях подтвердилась локализационистская концепция работы головного мозга. В современной теории системной локализации высших психических функций ученые объединяют обе полярные концепции и исходят из представления, что мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. С мозговыми структурами соотносится не целостная психическая функция, а те физиологические процессы, которые происходят в данной мозговой структуре. Нарушение физиологических процессов ведет к первичному дефекту, влияющему на целый ряд взаимосвязанных психических функций (Краткий психологический словарь, 1985). Психофизиология органов чувств, исследования времени реакции. Успехи в изучении физиологии органов чувств были тесно связаны с успехами ученых в области физики (оптики и акустики): именно они стали первыми исследователями процессов, происходящих в рецепторных окончаниях зрительного и слухового анализаторов. Крупнейшие физики Нового времени И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, М. В. Ломоносов установили важнейшие оптические свойства хрусталика, описали механизм моно- и бинокулярного зрения, влияние ус-ловий восприятия на характер видения предмета. Дальнейшие исследования сенсорного восприятия проводились в Германии, в лаборатории И. Мюллера — сторонника «витализма», автора учения, согласно которому нервные волокна обладают собственной энергией (Якунин В. А., 1998). Одним из наиболее видных исследователей сенсорных функций явился немецкий физиолог Герман фон Гелъмголъц (1821-1894). В процессе работы над проблемами зрительного восприятия пространства он пришел к выводу о том, что восприятие -не врожденное свойство, а результат прижизненного опыта субъекта, выделил и описал одно из наиболее важных свойств образа восприятия — его предметность, т. е. отнесенность к внешнему объекту. Этот вывод Гельмгольц получил в опытах по зрительному восприятию в условиях помех. В каче стве помех использовались оптические линзы, искажающие зрительный образ. Несмотря на искаженное видение и соответственно искаженное сет-чаточное изображение, испытуемых учили «видеть» предмет правильно, что достигалось благодаря многократной проверке формы, величины и местоположения с помощью движений глаз и рук. Своими экспериментами Гельмгольц пытался доказать, что образ восприятия является результатом непосредственной психической деятельности субъекта, а не результатом идей, содержащихся в уме в готовом виде (Ярошевский М. Г., 1985). Исследование не только качественных характеристик и механизма восприятия, по и длительности этого процесса было проведено в экспериментах на определение времени реакции. В 1796 г. в Гринвичской обсерватории (под Лондоном) произошел инцидент (увольнение ассистента за систематические погрешности в измерении времени прохождения звезды через меридиан), послуживший поводом к началу исследований времени реакции. Первым исследователем характеристик человека-наблюдателя стал немецкий астроном Ф. Бессель, который обратил внимание на большие индивидуальные различия в точности наблюдений разных астрономов. Он разработал формулу так называемого личного уравнения наблюдателя, поправочный коэффициент, учитывающий индивидуальную погрешность в точности восприятия светящихся объектов (звезд). Последующие работы по изучению «личных уравнений наблюдателя» привели к созданию искусственных лабораторных условий, которые воссоздают условия работы наблюдателя и позволяют модифицировать условия наблюдения, характеристики стимула (яркость свечения, скорость движения и цвет) и перейти от исследований зрительного восприятия к исследованию других видов чувствительности — слуховой и кожной. Под временем реакции, или временем простой сенсомоторной реакции понимается величина скрытого периода произвольной двигательной или словесной реакции человека на внешний стимул (или время от момента предъявления стимула до момента начала ответной реакции-). Эксперименты по исследованию времени реакции позволяли исследовать зависимость продолжительности реакции от предварительной словесной инструкции, от модальности стимула (зрительный, слуховой), его интенсивности, сложности, местоположения в пространстве и длительности, от наличия и характеристик предупредительного сигнала, а также от тренированности, пола, возраста и психофизиологического состояния испытуемого. Особая заслуга в исследовании времени реакции принадлежит Гельмгольцу который в 1850 г. с помощью миографической и гальванометричсской методик определил скорость распространения возбуждения в нервном волокне сначала лягушки, а затем и человека. Эта скорость оказалась равной 33,9 м/с, тогда как ранее считалось, чго она равна скорости света или звука (Якунин В. А., 1998). Согласно Гельмгольцу, разность между общим временем реакции на стимул и скоростью проведения импульса в нервном волокне будет собственным временем протекания психического процесса. В исследованиях подобного рода впервые в психологии возникла возможность определить время протекания простейшего психического процесса — восприятия. Это важно и с точки зрения развития психометрики, т. е. развития измерительных процедур в психологии. В современных исследованиях по психофизиологии время реакции используется как индикатор изменений функционального состояния центральной нервной системы и ее свойств. Психофизика Э. Вебера и Г. Фехнера. Первые математические обобщения в психологии, описывающие связь параметров объективного физического и субъективного психического миров, были сделаны двумя немецкими учеными — Эрнстом Ве-бером (1795-1878) и физиком Густавом Фехнером (1801-1887), которые не были знакомы. Вебер проводил свои опыты в 30-е гг. XIX в. и являлся новатором в измерении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, а также автором метода едва заметных различий, который использовал для измерения абсолютных порогов кожной чувствительности. Кроме того, он измерил так называемые пространственные (двухточечные) пороги кожной чувствительности и обнаружил наиболее и наименее чувствительные участки кожи человека. Можно сказать, что Ве-бер определил факт наличия границы между двумя мирами — миром физической природы и миром психической сенсорной реальности. Основываясь на расчетах, он заявил, что далеко не все события физического мира становятся достоянием психического мира человека, часть из них остается за пределами его сенсорных возможностей, Густав Фехнер преподавал физику в Лейпциг-ском университете, проводил исследования в области электричества, исследовал цветовое зрение и цветовые последовательные образы, рассматривая Солнце сквозь цветные стекла. По своим философским убеждениям относился к идеалистам и стоял на позициях панпсихизма, полагая, что Вселенная и небесные светила одушевленны, а материя представляет собой лишь оборотную, теневую сторону духовной субстанции. В противовес материалистам он стремился доказать реальность душевных (психических) явлений (Ждан А. Н., 1997). В 1850 г. он начал свои эксперименты по ощущению веса с использованием метода едва заметных различий, а в 1860 г. опубликовал результаты в работе под названием «Элементы психофизики». Фехнеру удалось сформулировать основной психофизический закон, в котором он связал логарифмической функцией два ряда данных — интенсивность субъективных ощущений и значения физического раздражителя. Этот закон гласит, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя или, другими словами, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии (например, 1, 2, 4, 8, 16, 32...) интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5, 6...). На основе полученных данных возникла новая научная дисциплина — психофизика, объектом которой явилось исследование взаимоотношений между миром физической и миром психической реальности. Благодаря работам Вебера и Фехнера осуществлены некоторые преобразования психологии в естественно-научную дисциплину: внедрен эксперимент как метод проверки научной гипотезы, использованы математические процедуры для измерения психических феноменов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |