Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии




Для завершения курса по истории психологии требуется теоретическое осмысление как самого пути развития психологической науки, так и ее со­временного состояния. В отечественной психоло­гии попытку проведения такого анализа предпри­няли Л. В. Петровский и М, Г, Ярошевский (1998). Традиционно история психологии излагается в опи­сательном ключе с привязкой к временной оси и персоналиям (так сделано и в нашем изложении): это наиболее простой, но менее концептуальный способ. Вместе с тем задача курса истории психо­логии — способствовать выработке парадигмальной концепции в психологии.

Петровский и Ярошевский, пытаясь создать тео­ретическую основу психологии, пошли двумя пу­тями. С одной стороны, они рассмотрели историю психологии с точки зрения социальных психоло­гов и описали развитие школ и идей отчасти как результат социально-психологических процессов, происходивших в малой группе (малая группа со­здавалась вокруг определенной идеологии — тео­рии, сплачивалась возле лидера, контролировала членство, критично относилась к нечленам группы, имела свой печатный орган — как инструмент спло­чения и как средство контроля за внешней соци­альной средой). С другой стороны, они проанали­зировали ключевые понятия, на основе которых развивались теории или понятия о категориаль­ном строе, делался анализ причинности в исто­рии психологии и теоретических проблем в со­временной психологии.

Базисные и метакатегории в психологической науке. Авторы выделили следующие базисные пси­хологические категории: образ, действие, мотив, отношение, переживание, которые сформировались как ключевые понятия соответственно в когнитив­ной психологии, бихевиоризме, психоанализе, пси­хологии межличностного взаимодействия (интер-акционизме) и в экзистенциальной психологии. Базисные категории выступили в качестве своего рода «молекул» психологического знания. Над ними надстраивались категории более высокого уровня обобщения — метапсихологические, такие как сознание, деятельность, ценность, общение, чув­ство. Метакатегории являлись системообразую­щими понятиями. Соотношение метакатегории и базисных категорий можно было понять, обратив­шись к понятиям сущности и явления метафизи­ки Владимира Соловьева или понятиям ненаблю даемое явление и его операционализация через на­блюдаемое явление (мысль—слово). В каждой ме-такатегории скрывались сущностные характерис­тики базисных категорий (наблюдался пример диалектического мышления, уходящего корнями в античность). Такое понимание структуры (инфра­структуры) позволило по-иному взглянуть на об­щую картину развития науки. Так, применительно к базисной категории «действия» и метакатегории «деятельность» в один ряд встали Декарт, Ламет-ри, Сеченов, Павлов, Бехтерев, Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бернштейн, Леонтьев.

Представления о причинности в истории пси­хологии — детерминизм и его варианты. Детер­минизм — один из главных объяснительных прин­ципов научного познания, в его основе лежит традиция истолкования событий исходя из при­чин (явлений), которые предшествуют ему во вре­мени и вызывают его. Петровский и Ярошевский выделили четыре основные формы детерминизма, внутри которых описали разновидности (описа­ния даются в очередности, соответствующей исто­рическому процессу).

Предмеханический детерминизм: гилозоизм, или индетерминизм, жизнь и все ее проявления «про­израстают» из Праматери, без вмешательства ка­ких-либо творческих сил; телеология (от греч. telos — цель) — учение Аристотеля о целесообраз­ности как конечной причине; теологический детер­минизм — причиной всего является Бог (Августин).

Механический детерминизм: декартовский дуа­листический детерминизм, согласно которому часть человека (душа) описывается с помощью теологи­ческого детерминизма, другая часть (тело) — с по­мощью механического детерминизма. Механиче­ский детерминизм Ламетри — «человек-машина»; детерминизм, основанный на идее развития. «Ана­томический» детерминизм основан на представле­нии о том, что психические процессы — это резуль­тат определенного строения мозга (френология, концепция локализации психических функций). «Физико-химический» детерминизм включает представление о том, что психические процессы можно описать с помощью законов сохранения и превращения энергии.

Биологический детерминизм включает в себя идею вероятностной зависимости в отличие от линейной, жесткой причинности в механическом детерминизме, а также представление о том, что изменения, происходящие в организме, детерми­нируются будущим, а не прошлым. Его вариантами являются эволюционный детерминизм (причин­ность как стремление к выживанию) и детерми­низм, связанный с наследственной передачей при­знаков (Гальтон).

Психический детерминизм — представление о том, что психические процессы и их результаты (об­раз, мысль, мотив, действие) сами могут быть при­чиной других психических процессов (представле­ния о саморегуляции и механизме обратной связи).

Кроме детерминизма, Петровский и Ярошевский в качестве объяснительных рассматривают прин­ципы системности и развития.

Ключевые проблемы теоретической психоло­гии. Психофизическая проблема связана с вопро­сом о месте психических процессов в общей карти­не физического мира, о соотношении психического и физического миров.

Психофизиологическая проблема, напротив, свя­зана с вопросами о том, каким образом в мозговых и нервных тканях зарождаются психические про­цессы, идеальные по своей природе, каков механизм перевода с языка физиологического на язык психи­ческого.

Психогностическая проблема — это проблема познаваемости мира; относительно решения этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся взглядов на природу человека и мира в целом.

 

Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Авгу­стина, епископа Гиппонского. М., 1991. 448 с.

Александер Ф., Селестик Ш. Человек и его душа; познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.

Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Антисери Д., Реале Дж. Античность и Среднсве-ковье//3ападная философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2001.

Антисери Д., Реале Дж. От Возрождения до Кан-та//3ападиая философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2002.

Аристотель. Метафизика. О душе. Соч. в 4-х т. Т. 1.М.: Мысль, 1975.

Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной психологии // Психо­логический журнал. 1981. № 6.

Бине А., Симон Т. Ненормальные дети // Руко­водство по приему ненормальных детей в специаль­ные классы. М.:Изд-воМ и С. Сабашниковых, 1911.

Блейхер В. М. Эпонимические термины в психи­атрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. М.; Киев, 1984.

Большакова В. В. Очерки истории русской пси­хологии (Х1Х-начало XX в.)- Нижний Новгород, 1994.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Будилова Е. А. Проблема личности в русской пси­хологии второй половины Х1Х-начала XX в. // Тео­ретические проблемы психологии личности. М., 1974.

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Новый органон. М.: Мысль, 1971.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

Галътон Ф, Наследуемость таланта: законы по­следствия. М.: Мысль, 1996.

Гельвеции К. Об уме. М., 1973. Т. 1, 2.

Го'дфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 1, 2.

Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). М.; Изд-во АН СССР, 1957.

Декарт Р. Страсти души. М.: Мысль, 1989. Т. 1, 2.

Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. М., 1997.

История зарубежной психологии (30-36-е гг. XX в.). Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.

Когнитивные стили //Тезисы научно-практи­ческого семинара / Под ред. В. Кол га. Таллин, 1986.

Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М.; Про­гресс, 1975.

Лакосина Я. Д., Ушаков Г. К. Медицинская пси­хология. М.: Медицина, 1984.

Ламетри Ж. Естественная история души. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1983.

Левин К. Конфликт между аристотелевским и га-лилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. № 5.

Леонтьев Д. А., Потяева Е. Ю. Курт Левин: в по­исках нового психологического мышления // Пси­хологический журнал. 2001. Т. 22, № 5.

Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003.

ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985.

Макиавелли Н. Государь. М.: Мысль, 1996.

Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.

Никитин В. А. Предисловие к книге Тейяра де Шар-дена «Феномен человека. Вселенская месса». М.: Ай­рис-пресс, 2002.

Павлов И. П. Естественно-научное изучение так называемой душевной деятельности животных // Двадцатилетний опыт объективного изучения нерв­ной деятельности (поведения) животных. М., 1973.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы тео­ретической психологии. М., 1998.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Платон. Федр. Пир. Соч. в 3 т. М., 1993.

Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Ле­онтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1972.

Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 1998.

Скиипер Б. Оперантное поведение // История за­рубежной психологии. Тексты. М., 1986.

Смит Н. Современные системы в психологии. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

Спиноза Б. Этика. Соч. в 2 т. СПб.: Наука, 1999.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

УотсонДж. Психология с точки зрения бихевио-риста//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БСЭ, 1983.

Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в по­следние десятилетия // Психоанализ в развитии. Екатеринбург, 1998.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х-середина 30-х гг. XX в.). М.: Изд-во МГУ, 1980.

Хрестоматия по общей психологии // Психоло­гия мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Шулъц Д., Щульц С. История современной пси­хологии. СПб., 1998.

Эткинд А. Эрос невозможного// История пси­хоанализа в России. СПб., 1993.

Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998.

Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.