КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии
Для завершения курса по истории психологии требуется теоретическое осмысление как самого пути развития психологической науки, так и ее современного состояния. В отечественной психологии попытку проведения такого анализа предприняли Л. В. Петровский и М, Г, Ярошевский (1998). Традиционно история психологии излагается в описательном ключе с привязкой к временной оси и персоналиям (так сделано и в нашем изложении): это наиболее простой, но менее концептуальный способ. Вместе с тем задача курса истории психологии — способствовать выработке парадигмальной концепции в психологии. Петровский и Ярошевский, пытаясь создать теоретическую основу психологии, пошли двумя путями. С одной стороны, они рассмотрели историю психологии с точки зрения социальных психологов и описали развитие школ и идей отчасти как результат социально-психологических процессов, происходивших в малой группе (малая группа создавалась вокруг определенной идеологии — теории, сплачивалась возле лидера, контролировала членство, критично относилась к нечленам группы, имела свой печатный орган — как инструмент сплочения и как средство контроля за внешней социальной средой). С другой стороны, они проанализировали ключевые понятия, на основе которых развивались теории или понятия о категориальном строе, делался анализ причинности в истории психологии и теоретических проблем в современной психологии. Базисные и метакатегории в психологической науке. Авторы выделили следующие базисные психологические категории: образ, действие, мотив, отношение, переживание, которые сформировались как ключевые понятия соответственно в когнитивной психологии, бихевиоризме, психоанализе, психологии межличностного взаимодействия (интер-акционизме) и в экзистенциальной психологии. Базисные категории выступили в качестве своего рода «молекул» психологического знания. Над ними надстраивались категории более высокого уровня обобщения — метапсихологические, такие как сознание, деятельность, ценность, общение, чувство. Метакатегории являлись системообразующими понятиями. Соотношение метакатегории и базисных категорий можно было понять, обратившись к понятиям сущности и явления метафизики Владимира Соловьева или понятиям ненаблю даемое явление и его операционализация через наблюдаемое явление (мысль—слово). В каждой ме-такатегории скрывались сущностные характеристики базисных категорий (наблюдался пример диалектического мышления, уходящего корнями в античность). Такое понимание структуры (инфраструктуры) позволило по-иному взглянуть на общую картину развития науки. Так, применительно к базисной категории «действия» и метакатегории «деятельность» в один ряд встали Декарт, Ламет-ри, Сеченов, Павлов, Бехтерев, Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бернштейн, Леонтьев. Представления о причинности в истории психологии — детерминизм и его варианты. Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного познания, в его основе лежит традиция истолкования событий исходя из причин (явлений), которые предшествуют ему во времени и вызывают его. Петровский и Ярошевский выделили четыре основные формы детерминизма, внутри которых описали разновидности (описания даются в очередности, соответствующей историческому процессу). Предмеханический детерминизм: гилозоизм, или индетерминизм, жизнь и все ее проявления «произрастают» из Праматери, без вмешательства каких-либо творческих сил; телеология (от греч. telos — цель) — учение Аристотеля о целесообразности как конечной причине; теологический детерминизм — причиной всего является Бог (Августин). Механический детерминизм: декартовский дуалистический детерминизм, согласно которому часть человека (душа) описывается с помощью теологического детерминизма, другая часть (тело) — с помощью механического детерминизма. Механический детерминизм Ламетри — «человек-машина»; детерминизм, основанный на идее развития. «Анатомический» детерминизм основан на представлении о том, что психические процессы — это результат определенного строения мозга (френология, концепция локализации психических функций). «Физико-химический» детерминизм включает представление о том, что психические процессы можно описать с помощью законов сохранения и превращения энергии. Биологический детерминизм включает в себя идею вероятностной зависимости в отличие от линейной, жесткой причинности в механическом детерминизме, а также представление о том, что изменения, происходящие в организме, детерминируются будущим, а не прошлым. Его вариантами являются эволюционный детерминизм (причинность как стремление к выживанию) и детерминизм, связанный с наследственной передачей признаков (Гальтон). Психический детерминизм — представление о том, что психические процессы и их результаты (образ, мысль, мотив, действие) сами могут быть причиной других психических процессов (представления о саморегуляции и механизме обратной связи). Кроме детерминизма, Петровский и Ярошевский в качестве объяснительных рассматривают принципы системности и развития. Ключевые проблемы теоретической психологии. Психофизическая проблема связана с вопросом о месте психических процессов в общей картине физического мира, о соотношении психического и физического миров. Психофизиологическая проблема, напротив, связана с вопросами о том, каким образом в мозговых и нервных тканях зарождаются психические процессы, идеальные по своей природе, каков механизм перевода с языка физиологического на язык психического. Психогностическая проблема — это проблема познаваемости мира; относительно решения этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся взглядов на природу человека и мира в целом.
Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. 448 с. Александер Ф., Селестик Ш. Человек и его душа; познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. Антисери Д., Реале Дж. Античность и Среднсве-ковье//3ападная философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2001. Антисери Д., Реале Дж. От Возрождения до Кан-та//3ападиая философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2002. Аристотель. Метафизика. О душе. Соч. в 4-х т. Т. 1.М.: Мысль, 1975. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной психологии // Психологический журнал. 1981. № 6. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети // Руководство по приему ненормальных детей в специальные классы. М.:Изд-воМ и С. Сабашниковых, 1911. Блейхер В. М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. М.; Киев, 1984. Большакова В. В. Очерки истории русской психологии (Х1Х-начало XX в.)- Нижний Новгород, 1994. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Будилова Е. А. Проблема личности в русской психологии второй половины Х1Х-начала XX в. // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Новый органон. М.: Мысль, 1971. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. Галътон Ф, Наследуемость таланта: законы последствия. М.: Мысль, 1996. Гельвеции К. Об уме. М., 1973. Т. 1, 2. Го'дфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 1, 2. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). М.; Изд-во АН СССР, 1957. Декарт Р. Страсти души. М.: Мысль, 1989. Т. 1, 2. Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. М., 1997. История зарубежной психологии (30-36-е гг. XX в.). Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. Когнитивные стили //Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Кол га. Таллин, 1986. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985. Кун Т. Структура научных революций. М.; Прогресс, 1975. Лакосина Я. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984. Ламетри Ж. Естественная история души. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1983. Левин К. Конфликт между аристотелевским и га-лилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. № 5. Леонтьев Д. А., Потяева Е. Ю. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 5. Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985. Макиавелли Н. Государь. М.: Мысль, 1996. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. Найсер У. Познание и реальность. М., 1981. Никитин В. А. Предисловие к книге Тейяра де Шар-дена «Феномен человека. Вселенская месса». М.: Айрис-пресс, 2002. Павлов И. П. Естественно-научное изучение так называемой душевной деятельности животных // Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Платон. Федр. Пир. Соч. в 3 т. М., 1993. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1972. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 1998. Скиипер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. Смит Н. Современные системы в психологии. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. Спиноза Б. Этика. Соч. в 2 т. СПб.: Наука, 1999. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998. УотсонДж. Психология с точки зрения бихевио-риста//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БСЭ, 1983. Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия // Психоанализ в развитии. Екатеринбург, 1998. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х-середина 30-х гг. XX в.). М.: Изд-во МГУ, 1980. Хрестоматия по общей психологии // Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. Шулъц Д., Щульц С. История современной психологии. СПб., 1998. Эткинд А. Эрос невозможного// История психоанализа в России. СПб., 1993. Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |