Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномены и законы зрительного восприятия




В статье 1912 г. Вертгеймер опубликовал результа­ты исследований так называемого мнимого движе­ния, или фи-феномена. Суть этих экспериментов, проведенных совместно с Вольфгангом Келером (1887-1967) и Куртом Коффкой (1886-1941), со­стояла в том, что при определенных условиях экс­позиции и временном интервале между предъявле­ниями неподвижные светящиеся стимулы (точки и световые прорези) казались движущимися. Этот по сути простой эксперимент, в котором отражался принцип кинопроекции, явился опровержением представлений Вундтовской школы о том, что эле­ментарное восприятие отражает реальность внеш­него мира. В эксперименте Вертгеймера целое (ви­димое движение) было больше, чем составляющие его элементы (неподвижные точки и прорези). Опи­санный эксперимент способствовал дальнейшим исследованиям в области зрительного восприятия. Исследователей интересовали те феномены, кото­рые опровергали представление о восприятии как механическом слепке с реальности. В работах Каца по исследованию образа восприятия было выявле­но такое его свойство, как константность, или постоянство образа при изменяющихся условиях восприятия. Так, лист бумаги воспринимается как белый при различном освещении. Аналогично свой­ство константности характерно для таких парамет ров образа, как форма и величина. Однако констант­ность разрушается, когда объект воспринимается отдельно от контекста. Датский психолог Рубин ис­следовал восприятие «фигуры и фона* на картин­ках с двойным изображением (ваза и два профиля, лица молодой и пожилой женщин).

Обобщая эти и другие исследования зритель­ного восприятия, Вертгеймер издал работу «Геш-тальтпринципы организации восприятия» (1923), в которой сформулировал законы, или правила, согласно которым человек сам может организовать и классифицировать воспринимаемый мир. Пред­полагалось, что организация восприятия происхо­дит мгновенно, части поля восприятия становятся связными, что создает структуру (гештальт), кото­рая выделяется на общем фоне. К описанным пра­вилам относятся следующие: близость или тенден­ция к формированию группы (строк, столбцов) из множества однородных равноудаленных элементов; ориентация — тенденция к созданию векторов, т. е. представлению поля однородных равноудаленных предметов как имеющего начало и конец (сверху вниз или слева направо); замыкание или тенден­ция к завершению изображения с разомкнутыми контурами; правило «хорошей формы», согласно которому человек проявляет предпочтение к вос­приятию предметов, имеющих «хорошую» или «прегнантную» форму предметов симметричных и простых, наиболее предпочтительными будут круг, а также квадрат и ромб. Поведение животных в проблемных ситуаци­ях. Кроме процессов восприятия гештальтисты за­нимались исследованием поведения животных в проблемных ситуациях. Ближайший сподвижник Вертгеймера Вольфганг Келер провел свои знаме­нитые опыты по изучению поведения шимпанзе на острове Тенериф. Работа продолжалась в те­чение Улет — с 1913 по 1920 г., а в 1924 г. по ее результатам была опубликована йнига «Интеллект человекообразных обезьян». Под интеллектом Ке­лер понимал поведение, направленное на решение проблемы, В опытах использовались два типа экс­периментов — эксперименты с обходными путями и эксперименты с ящиками и палками. Кроме обезь­ян Келер проводил опыты с курами и собаками. Основной вывод, сформулированный Келером, гла­сил, что решение задачи достигается благодаря ра­боте механизма инсайта (от англ, insight — озаре­ние, внезапное прозрение). Инсайт — способность мгновенно переструктурировать поле проблемной ситуации таким образом, чтобы элементы, ранее не попадавшие в него, стали значимыми и несли в себе искомый ответ. Инсайту всегда предшествует мо­мент замирания, и он сопровождается пережива­нием радости. Позднее механизм инсайта был ис­пользован для описания и объяснения поведения человека в проблемных ситуациях (при решении задач и жизненных проблем). Описанный механизм является точной противоположностью сформули­рованному Торндайком механизму «проб, ошибок и случайного успеха». Согласно концепции Торндай-ка, научение — это длительный процесс слепого по­иска решения с обязательным периодом хаотичного психомоторного возбуждения; согласно Келеру, на­учение — это результат мыслительных усилий, к ко­торым способны и человек, и животные. В своих опы­тах Келер также наблюдал период поведенческого хаоса, но он был коротким и завершался инсайтом.

Возникает законный вопрос: каким образом двое ученых, исследуя один и тот же феномен в экспери­менте, получили разные результаты? Эксперимен­ты дублировались другими исследователями пове­дения животных: подтвердились оба механизма. Например, американский зоопсихолог Роберт Иеркс назвал этот феномен смысловым научени­ем. Интерпретацию этого противоречия дал сам Келер, который увидел различия в сути самой про-, блемной ситуации в своих опытах и в опытах Торн-дайка. Он полагал, что проблемное поле, в которое попадали животные Торндайка, было очень узким (проблемный ящик, лабиринт), что препятствова­ло созданию общего плана проблемной ситуации и не позволяло животному ни увидеть проблемное поле, ни тем более персструктурировать его, т. е. сформировать инсайт. Аналогичным образом чело­век, «прижатый к стене», чувствует себя беспомощ­ным, но, изменив перспективу или поле видения своей проблемной ситуации, отыскивает решение.

Исследования творческого мышления. Следу­ющим шагом в развитии идей гештальтпсихологии явилась попытка перенести эти принципы науче­ния на область творческого мышления человека. Данные идеи нашли отражение в книге Вертгейме-ра «Продуктивное мышление», законченной неза­долго до смерти автора и опубликованной в 1945 г. В своей работе Вертгеймер выступает против двух наиболее распространенных теорий мышления -мышления как комбинирования суждений соглас­но определенным правилам — силлогизмам (кон­цепция классической логики) и мышления как цепи ассоциаций (концепция ассоциативной психоло­гии). Основываясь на проведенном им исследова­нии решения творческих задач (в основном ариф­метических и геометрических) здоровыми детьми, детьми с отставанием в психическом развитии и взрослыми с различным уровнем образования, Вертгеймер пришел к выводу, что творческое (про­дуктивное) мышление в отличие от репродуктив­ного имеет следующую природу: оно начинается с желания достичь подлинного понимания, найти более глубокие ответы на старые вопросы; опреде­ленная область в поле исследования становится критической, помещается в фокус; возникает но­вое, более глубокое структурное видение ситуации: предполагаются изменение функционального зна­чения элементов и их новая группировка. Творчес­кое продуктивное мышление включает в себя опе­рации группировки, реорганизации, деление целого на части; поиск идет Одновременно в нескольких направлениях, в то время как традиционно считается, что процесс мышления разворачивается по­следовательно. Вертгеймер критиковал традици­онную практику образования, базировавшуюся на эмпирической и ассоциативной психологии — даче отдельных фактических знаний, которые следова­ло выучить путем зубрежки. В его опытах обнару­жилось, что у детей, обучавшихся геометрии по традиционной программе, значительно больше трудностей в решении творческих задач, чем у тех, кто еще не обучался в школе.

Дальнейшее развитие идей гештальтпсихологии связано с именем Курта Левина и его теорией дина­мического поля. Психотерапевтические приложе­ния гештальтпсихологии связаны с именем Фрица Перлза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.