КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И процессы приобретения опыта
Тема 9.Когнитивная психология Название этого направления произошло от англ. cognition — познание. При данном подходе, сформировавшемся в 60-е гг. XX в., психологи возвратились к тематике ранних этапов, когда основной являлась проблема познания, а центральным понятием — понятие разум (или высшие психические процессы) (Смит Н., 2003). Речь идет преимущественно об античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познавательные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей истории ее развития. В когнитивной психологии изучается то, как люди получают информацию о мире, каковы их представления об этой информации, как она хранится в памяти, преобразуется в знания и как эти знания влияют на поведение человека. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущений и восприятий до внимания, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, речи, эмоций (Солсо Р., 1996). Предшественниками создания когнитивной психологии являлись Вундт и представители структурализма, экспериментально исследовавшие сенсорные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика помогает адаптироваться к реальности; гештальтис-ты, изучавшие структуру проблемного поля, проблемы восприятия и мышления. Наиболее известным в этом ряду является швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Пиаже, биолог (орнитолог) по образованию, начал свои исследования детского мышления в 20-е гг. XX в. Работая ассистентом в психологической лаборатории в Сорбонне под началом А. Бине и проводя тестирование интеллекта детей с помощью «метрической шкалы интеллектуального развития», Пиаже обратил внимание не на успехи детей, а на типичные ошибки, которые совершали дети определенного возраста, отвечая на вопросы теста. Первые работы Пиаже посвящались исследованиям отдельных элементов детского мышления: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребенка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в свободной беседе. На основе наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления он создал концепцию интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде, а также замечательную теорию этапов когнитивного развития детей (Пиаже Ж., 1969). 60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники; на смену метафоре «часы», характерной для XVII в., пришла метафора «компьютер» (Шульц Д., Шульц С., 1998); возникло понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютера. Понятийный аппарат психологии наполнился новыми терминами, такими как информационные входы и выходы, биты информации, информационная емкость канала, помехи при передаче информации, человек как источник и получатель информации, обратная связь, искусственный интеллект и др. В атмосфере нового духовного климата зародились новые теории, цель которых — изучение и описание познавательных процессов человека с использованием новой терминологии. Одним из первых психологов-когпитивистов был американский ученый Улърих Найссер (р. 1928), который сначала занимался физикой. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпсихоло-гии» Найссер продолжил образование у В. Келера и, защитив докторскую диссертацию, начал рабо тать под руководством А. Маслоу. В 1967 г. он выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, а в один прекрасный момент обнаружил, что его назы-вают «отцом когнитивной психологии» (Шульц Д., Шульц С., 1998). Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. вышла в свет вторая крупная работа Найссера — «Познание и реальность» (русский перевод сделан в 1981 г.), где автор подверг резкой критике увлеченность американских психологов бихевиоризмом и высказал опасения относительно того, что в скором времени наука о поведении будет в большом масштабе использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсудил тему экологической валидности психологических экспериментов. Он писал о том, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов (Найссер У, 1981). Одно из основных понятий концепции У. Найссера — понятие перцептивной схемы. Под схемой он понимал внутреннюю структуру, которая складывается у человека по мере накопления опыта и является средством избирательного извлечения информации из внешнего мира; сама же структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), порождающее другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема — это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы — это тоже схемы, принимающие информацию и направляющие действия. Другим представителем когнитивной психологии является Джордж Миллер (р. 1920), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе со своим коллегой Джеромом Брунером создал Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов Для изучения процесса научения. Джером Брунер (р. 1915) — один из известных представителей когнитивной психологии и последователь идей Ж. Пиаже. Получил образование и сначала работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. живет и работает в Великобритании (Оксфордский университет). В ранних работах 40-х гг. обобщил свой опыт исследования восприятия беженцев из фашистской Германии и пришел к выводу, что восприятие людей, переживших сильный стресс, избирательно и искажает реальность. В частности, он показал, что чем большая субъективная ценность приписывается предмету, тем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он ввел понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделил три формы знания, которые соответствовали трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности, В возрасте до. 3 лет отображение реальности осуществляется в виде физической активности. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает. В возрасте 3-7 лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении. После 7-8 лет дети способны пользоваться символами, появляется абстрактное мышление. Брунер считает, что сущность образовательного процесса — это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследовал процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искаженную призму — толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования разрабатывает экспериментальную процедуру, широко известную в отечественной литературе под названием методики образования искусственных понятий (Практикум по психологии, 1972). В середине 50-х гг. в когнитивной психологии возникло новое направление — исследование когнитивных стилей, суть которого заключалась в изучении индивидуальных различий в способах получения знаний или личностной специфичности познания. Первой работой в этой области была книга Г. Виткина «Личность сквозь восприятие» (1954), где описывались следующие когнитивные стили: полезависимость—поленезависимость, импульсивность—рефлексивность, диапазон эквивалентности, широта сканирования, сглаживание—заострение, толерантность к нереальному опыту, дифференци-рованность схемы тела, ригидность—гибкость. Когнитивные стили рассматриваются как устойчивые личностные характеристики, которые сохраняются в разных видах деятельности, не имеют оценочной окраски, так как это — способ деятельности, а не чин. Работая в лаборатории Клода Бернара (Париж), Сеченов открыл механизм центрального торможения (произвольной задержки двигательных актов), в результате чего опроверг представление о рефлексе как о механическом процессе. Описал два типа рефлексов: рефлексы с тормозным концом (мышление, намерение, воля) и рефлексы с усиленным концом (сильные аффекты). Сеченов также изменил концепцию рефлекса, заменив понятие рефлекторной дуги (Ч. Белл) понятием рефлекторного кольца (Якунин В. А., 1998; Ярошевский М. Г., 1976). Иван Петрович Павлов (1849-1936) — ученый-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (1904). Родился в семье сельского священника, был старшим из 11 детей. Его обучением сначала занимался отец, готовивший его к принятию сана священника. Знакомство с теорией Дарвина в корне изменило его намерения, и он прошел пешком несколько сотен верст до Санкт-Петербурга, чтобы поступить в университет (Шульц Д., Шульц С., 1998). В возрасте 41 года Павлов стал профессором Военно-медицинской академии. Основная обобщающая работа Павлова «Двадцатилетний опыт» была опубликована в 1923 г., в том же году он посетил США по приглашению Дж. Б. Уотсона. Основные понятия Павлова, оказавшие влияние на психологию, — безусловный и условный рефлексы. Условные и безусловные раздражители вызывают не только физиологические реакции, но и психические образы. Таким образом, условные реакции обладают сигнальной функцией, т. е. позволяют дифференцировать разные формы поведения (избегания, приближения). В поздние периоды он перешел к опытам на людях и сформулировал концепцию первой и второй сигнальных систем и соответствующую типологию людей (художественный и мыслительный типы). Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — медик, психиатр. Образование и ученую степень получил в Петербурге, в Военно-медицинской академии (1881), где обучался у Вундта, освоил экспериментально-психологические техники определения времени реакции, порогов ощущений, был блестящим диагностом и мастером лечения гипнозом. Организовал первую в России Лабораторию экспериментальной психологии (Казанский университет, 1885), в Петербурге создал Психоневрологический институт, ныне носящий его имя (1907), Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Трагически погиб при невыясненных обстоятельствах после консультации Сталина по поводу длительных приступов депрессии. Свою научную концепцию он сначала назвал объективной психологией (основана на отказе изучать психическое с помощью интроспекции), а затем рефлексологией. Под объективным подходом к изучению психики он понимал анализ ее внешних проявлений в связи с обусловливающими ее раздражителями и деятельностью мозга. Научные идеи Бехтерева (так же как и Павлова) были близки американскому бихевиоризму (не случайно американские учебники содержат параграфы, посвященные изложению идей Павлова и Бехтерева). Предметом психологии он считал изучение поведения человека как совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (условных рефлексов). «Коллективная рефлексология» (1921) — работа, в которой сделана попытка исследовать социальное поведение с точки зрения рефлекторной теории. Развитие экспериментальной психологии. В России экспериментальная психология развивалась в основном усилиями врачей-психиатров. Первые лаборатории были организованы в 80-х гг. XIX в. в Казани (1885) и Санкт-Петербурге (В. М. Бехтерев), в Москве (С. С. Корсаков, А. А. Токарский), Киеве (И. А. Сикорский), в Дерпте (Э. Крепелин, В. Ф. Чиж). Психолог Н. Н. Ланге тоже открыл экспериментальную лабораторию в Одессе. Исследования в лабораториях по тематике совпадали с исследованиями, проводимыми в лаборатории Вундта в Лейпциге. Развитие психологии в рамках университетского образования связано с именами ученых разной теоретической направленности. Михаил Матвеевич Троицкий (1835-1899) придерживался религиозно-философских взглядов на психику, в основе которых было понимание души как не зависящего от материального мира самостоятельного начала — бессмертной души, данной Богом. Носителем души, по его мнению, являлась личность, или Я (Ждан А. Н., 1997). Троицкий — инициатор создания Московского психологического общества при Московском императорском университете в 1885 г. Основная его работа — «Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа» (1882). М. И. Владиславлев (1840-1890) заведовал кафедрой философии в Петербургском университете, выступал против физиологических методов в психологии, придерживался взглядов английских эмпириков и ассоцианистов. Его учениками были Н. Н. Ланге, Н. Я. Грот, Э. Л. Радлов, А. И. Введенский. Я. Я. 1рот (1852-1899) — основатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии» — разделял идеи социального дарвинизма английского философа Г. Спенсера и психофизиологической теории И. Сеченова. Первые образовательные психологические программы. Систематическое психологическое образование в России можно датировать 1907 г., когда профессор кафедры философии Киевского университета им. Святого Владимира Г. И. Челпапов (1862-1936) был избран профессором кафедры философии Московского императорского университета. Первоначально Челпанов организовал в рамках кафедры «Психологический семинарий», который в 1912 г, преобразовали в Психологический институт (им. Л. Г. Щукиной). Институт имел свою библиотеку и экспериментальное оборудование. Программа включала в себя курсы по общей, экспериментальной и индивидуальной психологии, психологии труда, этнической и социальной психологии. Позднее программы усложнились: в них включили курсы по генетической, педагогической, криминальной психологии и истории психологии. С 1921 до 1924 гг. положение в институте ухудшилось в связи с ростом процесса идеологизации гуманитарных наук. Основной причиной недовольства деятельностью Челпанова явилась его приверженность вундтовской психологии и интроспективному методу. Активным участником отстранения Челпанова от должности был его ученик и научный сотрудник института К. Н. Корнилов, который в 1923 г. обратился к университетскому руководству с письмом о несоответствии убеждений Челпанова идеям марксизма. В этом же году Челпанова уволили по идеологическим соображениям, а на его место назначили Корнилова. Состав сотрудников института обновился, и в числе новых сотрудников появились Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев (Эткинд А., 1993). Психоаналитическое движение в России было представлено в трех организациях — Русском психоаналитическом обществе, Государственном психоаналитическом институте, в котором давалось психоаналитическое образование, и в уникальном учреждении — детском доме-лаборатории «Международная солидарность», где воспитывались дети высокопоставленных партийных работников. Наиболее известными участниками русского психоаналитического движения являлись Сабина Николаевна Шпилърейн (1885-1943), лично знавшая Фрейда и Юнга, внесшая в психоанализ идею врожденной агрессивной энергии; она была преподавателем и практикующим психоаналитиком; Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — президент Психоаналитического общества, создатель психоаналитического детского дома, организатор переводов и издания многотомной «Психологической и психоаналитической библиотеки», автор двух психоаналитических работ о творчестве Гоголя и Пушкина. Другими известными учеными были А. Р. Лурия, М. Вульф. Психоанализ в России поддерживали видные политические деятели Вера Шмидт и Отто Шмидт, А. Луначарский, Н. Бухарин, Л. Троцкий. В августе 1925 г. под предлогом недостаточно высокого уровня квалификации кадров закрыли детский дом, в конце 20-х гг. завершилась издательская деятельность. В 1940 г. был арестован и в 1942 г. умер в лагере И. Д. Ермаков (Эткинд А., 1993). Педологическое движение, возникшее в США, быстро прекратило свое существование у себя на родине, но пережило бурный недолгий расцвет в России, так как в основе педологической практики лежала идея формирования личности «нового человека». Основатель педологического движения в России Павел Петрович Блонский (1884-1941) определил педологию как науку, где изучается симп-томокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. Педологическое движение сконцентрировало свои усилия на измерении интеллекта детей, отборе неуспевающих детей и определении их в специальные школы. Тестирование интеллекта приобрело массовый характер: вместо разработок образовательных программ, помощи в преодолении последствий педагогической запущенности педологи сфокусировали внимание на выявлении негативных последствий социальных перемен в России. Естественно, негативная реакция власти не замедлила сказаться: 4 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов», где говорилось о том, что педология — вредная организация, имеющая свои руководящие центры, ставящая ложные научные эксперименты, создающая вредные анкеты и тесты, цель которых — найти максимум негативной информации, характеризующей советского школьника, его семью, родных и общественную среду. Педологическое движение в одночасье прекратило свое существование (Эткинд А., 1993). Психотехника — направление в прикладной психологии, ориентированное на промышленность. По прямому указанию В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), а вскоре в России появилась целая сеть институтов и лабораторий на промышленных предприятиях, на транспорте и в армии. В 1923 г. насчитывалось 13 таких институтов, занятых изучением проблем труда и организации производства. Основная проблематика психотехнических служб была связана с профессиональным отбором и консультированием, исследованием кривых работоспособности и определением продолжительности рабочих смен и норм труда, исследованием психофизиологических условий труда, разработкой психологических критериев при создании рабочих мест, разработкой приборов слежения и индикаторных систем. Одним из организаторов психотехники в России был Исаак Николаевич Шпилърейн (1896-1937), который получил философское образование в Германии у Германа Когена — представителя марбургской неокантианской школы. Примерно в то же время у Когена учились С. Л. Рубинштейн и Б. Л. Пастернак (Эткинд А., 1993). С 1921 г. Шпильрейн работал в ЦИТ под руководством Гастева, в 1923 г. заведовал психотехнической секцией Института философии, разрабатывал профессиограммы, создавал методики отбора в армию. В 1928 г. он стал редактором журнала «Психотехника и психофизиология труда», представлял Россию на Международном психотехническом съезде. Кроме психотехнических Шпильрейн занимался социолингвистическими исследованиями. В 1928 г. вышла (в соавторстве) его работа «Язык красноармейца», в 1929 г. — статья «О переменах имен и фамилий». К 30-м гг. в российском психотехническом движении наметился перелом. Шпильрейна обвинили в «некритическом перено се враждебной теории на советскую почву», особой критике подвергли методы тестирования при профотборе. В 1935 г. его арестовали, а в 1937 г. расстреляли. К середине 30-х гг. система психотехники прекратила свое существование и возродилась как психология труда в конце 50-х гг.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |