КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Формирование и развитие психоанализа
Психоанализ — одно из уникальных течений психологии XX в., зародившееся в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Психоанализ в том виде, в каком его разрабатывал Зигмунд Фрейд (1856-1939) (ортодоксальный психоанализ), применим только для лечения невротических расстройств. Психоаналитики в середине XX в. расширили сферу его применения до терапии психозов. Вместе с тем психоанализ имел огромное влияние на психологические концепции личности XX в. и в еще большей степени — на прак тику оказания психологической помощи. Это одно из немногих течений в психологии начала XX в., сохранивших свою жизнеспособность и развивающихся поныне. Термин «психоанализ» имеет три значения: психоанализ как метод лечения, психоанализ как концепция личности, психоанализ как концепция общества и истории человеческой цивилизации. В своем последнем значении психоанализ наиболее уязвим. Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Фрейд явился абсолютным новатором, у него существовали предшественники. К ним в первую очередь относится основоположник немецкой классической философии Г. Лейбниц, впервые использовавший термин «бессознательное», чтобы доказать, что не вся область сознания является ясной, что за ее пределами находится область бессознательного, где хранятся забытые, но легко актуализируемые фрагменты опыта человека. Отметим, что такое понимание бессознательного не полностью совпадает с пониманием Фрейда: допускается жесткая граница между областями сознательного и бессознательного. Другим предшественником был немецкий философ-эмпирик Гербарт, который одним из первых, правда, не совсем удачно попытался применить измерительные процедуры при исследовании психических процессов (представлений). Он полагал, что каждое представление обладает энергетическим значением, при этом разные представления находятся в состоянии динамической борьбы, стремясь попасть в область сознания, оттеснив другие представления в область бессознательного. Более непосредственными предшественниками Фрейда традиционно считаются врачи двух наиболее известных в конце XIX в. французских психиатрических клиник Жан Мартен Шарко (1825-1893) (клиника Сальпетриер), Ипполит Мария Бернгейм (1840-1919), Амброз Огюст Льебо (1823-1904) (клиника Нанси), проводившие эксперименты по лечению истерии гипнозом. В 1886 г, Фрейд находился на стажировке в Сальпетриере и пребывал под сильным впечатлением личности Шарко и его новаторских экспериментов по формированию невротических симптомов в состоянии гипноза. В 1889 г. он стажировался в Нанси и наблюдал за экспериментами но постгипнотическому внушению и поведению на основе неосознаваемой мотивации (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Теория Дарвина также оказала на Фрейда сильное влияние: он полагал, что человек — в первую очередь биологическое существо, главная мотивация которого — продолжение своего существования. Биография Фрейда многократно публиковалась (наиболее подробный из переведенных на русский язык источников — уже упоминавшаяся книга Александера и Селсстика). Психоанализ как метод исследования содержания свободных ассоциаций и материалов сновидения. Вскоре после своих стажировок во Франции Фрейд понял, что гипноз как метод лечения истерии не дает стойких результатов. Ремиссия (временное ослабление или исчезновение болезни) наступает, но она непродолжительна, и симптоматика возвращается либо в прежнем, либо в измененном виде. Эти наблюдения вынудили Фрейда искать новый метод лечения. Параллельная работа по исследованию психологической сути истерии (совместно с И. Брейером) привела Фрейда к осознанию того, что при истерии больной страдает от подавленных в памяти «психических травм», воспоминание (осознание) которых вызывает столь сильные эмоции, что они грозят личности психотическим срывом. Таким образом, лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавленного травматического опыта и принятии его как данности («Очерки истерии», 1895). Задача Фрейда состояла в том, чтобы сделать процесс осознания возможным. Он пришел к выводу, что гипноз не эффективен, так как отключает Я больного, актуализированные в гипнозе травмы не становятся достоянием сознательной личности. В 1895 г. Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, использование которого привело к осознанию материала и его эмоциональному отреагированию (катарсису), при этом процесс происходил постепенно, что позволяло личности интегрировать свой ранее вытесненный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являлись телесными заменителя ми подавленных переживаний. Именно процесс анализа и интерпретации свободных ассоциаций был назван «психоанализом» и впервые введен в научный оборот Фрейдом в 1896 г. Параллельно разрабатывалась клиническая процедура: затемненное помещение, «кушетка», отсутствие визуального контакта с врачом, условия, которые способствовали максимальному регрессу и облегчению процесса свободного ассоциирования. Анализ клинического опыта привел Фрейда к пониманию того, что материалы сновидений и свободных ассоциаций близки по форме и психологическому содержанию; он применил технику свободных ассоциаций к элементам (деталям) сна. Результатом этой работы стало понимание сна как процесса разрядки эмоционального напряжения и исследования механизмов искажения (цензуры) сновидения как защиты от осознания сновидцем содержания своего сна. К таким механизмам Фрейд отнес сгущение, смещение, использование символов, части вместо целого, выражение через противоположное. Эти результаты опубликованы в его работе «Толкование сновидений» (1900). Следующей работой Фрейда была книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой он привел доказательства того, что подавленный материал может проявляться не только через невротические симптомы и сновидения, но и через оговорки, «описки», забывания, неузнавания и др. Трехчленная структура личности и динамика психической энергии. Исследуя вербальный материал свободных ассоциаций, Фрейд приходит к выводу, что психическое обнаруживает себя в двух сильно различающихся процессах, которые он назвал «первичными процессами» и «вторичными процессами». Первичные процессы (первичный язык) эмоциональны, проявляются в образах, не привязаны к месту и времени, свободны от социальных ограничений. Вторичные процессы связаны с причинно-следственной логикой, проявляются через вербальные понятия и суждения, привязаны к временной оси и месту в пространстве, нагружены социальной нормой. Такое понимание двух форм психического приводит Фрейда к топологическому пониманию структуры личности. Эта структура представлена компонентами, находящимися в соседних областях психического: Ид — область бессознательного, место локализации первичных процессов, место расположения мощной жизнетворящей биологической энергии либидо; Эго — область сознательного, место локализации вторичных процессов; третий элемент личностной структуры Супер-эго (нравственное начало) формируется при прохождении определенной стадии онтогенеза, которую Фрейд назвал «Эдиповым комплексом». Со временем топологическая концепция была заменена динамической концепцией личности, в основе которой заложено понимание психического как потока энергии, заполняющего отдельные области собственного тела или сцепляющегося с ними, а в зрелом возрасте сцепляющегося с дру гими объектами, реальными и символическими (идеями). Катексис либидо — термин, обозначающий привязки потока энергии к определенным зонам тела, реальным объектам вне тела и символическим объектам. На идее катексиса основана психоаналитическая концепция онтогенеза (оральная, анальная, фаллическая, латентная, гениталь-ная стадии), из которой вытекает типология личности (оральная, анальная, генитальная личность). Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). Фрейд пересмотрел также свое представление о содержании Ид и дополнил представление о либидо понятием мортидо, разрушительной агрессивной энергией, которая также заполняет пространство Ид («По ту сторону принципа удовольствия»). Психоаналитическая трактовка истории человеческого общества, социальных, культурных и религиозных феноменов. В работе «Тотем и табу» Фрейд, опираясь на обширный антропологический материал, собранный Джеймсом Фрэзером («Золотая ветвь», 1890), сделал попытку интерпретации религиозных обрядов и проанализировал феномен «тотемизма», приписывания святости и магической силы реальным предметам и символическим фигурам. Он пришел к выводу, что в основе религиозной ритуальности лежит идея жертвоприношения и искупления вины. Исходя из такого понимания Фрейд допустил реконструкцию истории, утверждая, что доисторическое человечество, организованное на основе рода, совершило отцеубийство, в результате чего превратилось в дезорганизованную общину с неизбывным чувством вины и тягой к отеческой фигуре. Идеи Фрейда вызывали разнообразные реакции в обществе; делались обоснованные попытки проверить их истинность в научных кругах. В 20-30-е гг. группа американских антропологов (Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Малиновски) начала проверку психоаналитических идей на обширном антропологическом материале и не нашла подтверждения, например, идее Эдипова комплекса, что локализует применимость психоаналитических идей только в рамках европейской культуры начала XX в. Дальнейшее развитие психоанализа происходило по нескольким основным направлениям. Так называемые «великие вероотступники» К. Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937) создали свои теории личности и психотерапевтические приложения. Ближайшие сподвижники Фрейда Карл Абрахам (1877-1925), Отто Раик (1884-1939) решали отдельные проблемы, связанные с психоаналитическим подходом к мифам, проблему воли; Шандор Ференци (1873-1933) усовершенствовал психотерапевтическую процедуру; Вильгельм Райх (1897-1957) разработал телесно-ориентированный психоанализ, Мелани Клайи (1882-1960), Анна Фрейд (1895-1982) — детский игровой психоанализ и теорию объектных отношений. Особое значение в XX в. приобрел социальный психоанализ: Карей Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980), Эрик Эриксон (1902-1994), Гарри Стэк Салливан (1892-1949). Психодиагностические приложения психоанализа. В 1921 г. Герман Роршах (1884-1922), сын школьного учителя рисования, создал тест цветовых пятен, получивший название «Тест цветовых пятен Роршаха». Идея использования интерпретации клякс или пятен для исследования свойств личности существовала задолго до Роршаха: она принадлежит Альфреду Бине (1895 г.). Роршах родился в Цюрихе, где получил медицинское образование и ознакомился с психоанализом благодаря Блейлеру и Юнгу. Работа над тестом заняла в общей сложности 14 лет. Из десятков созданных им чернильных пятен он отобрал 10, 5 из которых были цветными. Материал он апробировал на 300 психически больных и 100 здоровых людях. Роршах считал, что, поскольку сенсорные процессы зависят от эмоций человека и его мотивации, реакции на пятна могут дать ценные сведения о личности. Преимущество теста перед свободными ассоциациями состояло в том, что тест представлял собой стандартный экспериментальный стимульный материал. Роршах описал реакции испытуемых на каждое пятно и классифицировал их па четыре категории (расположение, качество реакции, содержание ответа и степень стандартности ответа). В 1936 г. под руководством Бруно Клопфера было создано роршаховское исследовательское общество, а затем Международный исследовательский институт им. Роршаха, так как возросла потребность в подготовленных медиках, психологах, педагогах, которые могли бы работать с тестом профессионально. В 1921 г., когда Роршах опубликовал свою книгу «Психодиагностика», Флоренс Гудипаф (1886-1959) разработала проективный тест для детей «Нарисуй человека» для оценки личности и интеллектуального развития ребенка. В психологической клинике Гарвардского университета (США) также были предприняты попытки перевести идеи Фрейда в экспериментальные процедуры. В 1928 г. Генри Мюррей (1893-1988) и группа сотрудников начали подобные разработки. Итогом этих работ стали «Тест фрустрационной толерантности» Саула Розенцвейга и «Тест тематической апперцепции» (ТАТ) Г. Мюррея, созданный в 1935 г.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |