Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее влияние на развитие психологии




Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина

Чарльз Дарвин (1809-1882) не сразу нашел свое жизненное призвание (Дарвин Ч., 1957). Он после­довательно разочаровывался в медицинском, а за­тем в теологическом образовании, пока его настав­ник в Кембриджском университете не определил его в качестве натуралиста на корвет «Бигль», совершав­ший кругосветное плавание вдоль побережья Юж­ной Америки, через Таити и Новую Зеландию с 1831 по 1836 г. Материалы, собранные-в этом плавании, явились фактологической основой для эволюционной теории, изложенной в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1858). До Дар­вина эволюционные идеи высказывали Аристотель, Ламетри, Ламарк. Но эти ранние гипотезы содер­жали идею целеполагания (стремления к совершен­ствованию), что якобы свойственно живым орга­низмам, подход, который Т. Лихи (2003) назвал романтической концепцией эволюции.

Мысль о борьбе за выживание Дарвин позаим­ствовал из работы Томаса Мальтуса «Опыт о зако­не народонаселения» (1789 г.), где тот доказывал, что производство продовольственных продуктов растет в арифметической прогрессии, тогда как чис­ленность населения увеличивается в геометричес­кой. Постоянно возрастающий дефицит питания может привести, согласно мнению Мальтуса, к вы­живанию сильнейших и наиболее жестоких. Дар­вин распространил этот принцип на мир живой при­роды и сформулировал концепцию естественного отбора. Так как основной формой проявления за­кона наследственности является изменчивость, не­которые потомки будут более приспособленными к среде обитания, чем родители. Этот механизм ле­жит в основе формирования внутривидовых раз­личий, которые с течением времени приведут в эво­люции к формированию видов.

Теория Дарвина входила в прямое противоре­чие не только с религиозной концепцией сотворе­ния мира, но и с механистической концепцией мира И. Ньютона, которая также предполагала неизменность мира. Может быть, в этом заключалась одна из причин того, что Дарвин не публиковал свой труд в течение 16 лет после его написания (Шульц Д., Шульц С., 1998).

В 1871 г. появилась знаменитая работа Дарвина «Происхождение человека и половой подбор», в которой дано доказательство происхождения че­ловека от животных предшественников, в 1872 -«Выражение эмоций у человека и животных», где он анализирует эволюционный смысл выразитель­ных мимических движений при переживании эмо­ций и полагает, что у животных они имеют адап­тивное сигнальное значение, а у человека являются атавизмами.

Наиболее важным следствием теории эволюции было появление ключевого понятия — развитие; это понятие разрабатывалось в трех направлениях психологии:

в зоопсихологии (или сравнительной психоло­гии) применительно к филогенезу (основные во­просы: на каком отрезке филогенеза возникают свойства психического, в чем сходство и различие в поведении разных видов животных и человека);

в детской психологии применительно к онтоге­незу (очередность появления и специфика разви­тия психических свойств в онтогенезе);

в психологии пародов применительно к истории человеческой цивилизации.

Зоопсихология. Начало исследованиям психи­ческих способностей животных было положено дву мя английскими учеными — Джорджем Ромапесом (1848-1894) и его учеником Ллойдом Морганом (1852-1936). Первые их работы посвящались ис­следованиям разума и изобиловали антропоморф­ными интерпретациями поведения животных. Уче­ные не имели ни программы, ни определенной логики, скорее они коллекционировали наблюде­ния за проявлениями необыкновенной разумности разных видов — от насекомых до млекопитающих. Д. Шульц и С. Шульц называют метод, с помощью которого собиралась информация для этих иссле­дований, «методом анекдота». Л. Морган, правда, сделал определенные шаги в направлении объекти­визации этих исследований, выдвинул закон эко­номии, согласно которому не следует описывать по­ведение животных с помощью процессов высшего психического уровня тогда, когда это поведение можно объяснить с помощью психических процес­сов более низкого уровня. В 1900 г. американский исследователь животных Смолл создал один из зна­менитых методов экспериментального исследова­ния поведения животных — лабиринт.

Первым исследователем поведения животных с объективных позиций явился американский пси­холог Эдвард Торндайк (1874-1949). Он использо­вал два метода зоопсихологии — лабиринт и раз­работанный им «проблемный ящик»- для изучения поведения животных в проблемных ситуациях. По сути он пытался проверить в лабораторных усло­виях утверждение Дарвина о том, что животные могут формировать новые адаптивные способы по­ведения. Его интересовали закономерности и временная динамика формирования нового пове­дения; этот процесс он назвал научением. Резуль­таты были опубликованы в его докторской дис­сертации «Разум животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у живот­ных» (1898). Свой экспериментальный подход Торндайк назвал коннексионизмом (от англ, connection — связь), так как он искал однозначные связи между определенными ситуациями и реак­циями на них. Новизна подхода по сравнению с ас-соционизмом состояла в том, что связи искались не внутри сознания (психических процессов), а меж­ду ситуацией и психическим ответом. «Если все подробно учесть, говоря- о том, что человек будет думать и делать, что будет раздражать или радовать его в любой воображаемой ситуации, то мне кажет­ся, что ничего не останется в стороне... Научение — это связь, соединение. Разум — это система связей человека» (цит. по: Шульц Д., Шульц С., 1998). Важ­но отметить, что Торндайк проводил свои опыты преимущественно с животными, но полагал, что найденные закономерности могут быть распрост­ранены и на людей (положение, которое было взя­то в качестве рабочего принципа и убеждения бихе­виоризмом). Итогом экспериментальных работ Торндайка стали законы научения.

Закон проб, ошибок и случайного успеха — основ­ной закон, согласно которому научение начинается с хаотичной, неорганизованной активности, когда первая верная поведенческая реакция совершается случайно, по мере повторения опыта она постепен­но закрепляется. Динамика этого процесса получи­ла название кривой научения. Закон эффекта — из нескольких поведенческих реакций закрепляется та, которая сопровождается удовлетворением от награ­ды. Закон упражнения — определенная поведенчес­кая реакция закрепляется тем жестче, чем выше ча­стота и длительность ее повторения.

Детская психология, В 70-е гг. XIX в. последо­вательно в печати появились несколько работ (1876 — И. Тен: «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде»; 1877 — Дарвин: «Биогра­фический очерк о развитии ребенка»; 1878 — Пере «Первые 3 года ребенка»). В этих ранних работах авторы описывали развитие собственных детей, проводя единичные исследования далеко не неза­висимых наблюдателей. Первой попыткой обоб­щения в области детской психологии явилась так называемая теория рекапитуляции Стэнли Холла (1884-1924) и Дж. Болдуина (1861-1934). В ней использовалась логика биогенетического закона немецкого эволюциониста Э. Геккеля, согласно ко­торой индивидуальное развитие особи (онтогенез) является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции группы, к которой этот организм относится, т. е. в период эмбрионального развития человеческий зародыш в сокращенном виде повторяет стадии эволюции позвоночных. Согласно повой теории рекапитуляции в период пос­ле рождения индивидуальное психическое разви­тие ребенка повторяет этапы культурного развития человечества, начиная от периода дикости, через собирательство, охоту, скотоводство к освоению знаковости.

Стэнли Холл — основатель науки педологии (от греч. paidos — дитя) — полагал, что процесс онтогенеза детерминируется только биологичес­кими факторами.

Позднее немецкий, а затем американский пси­холог Вильям Штерн (1871-1938) сформулиро­вал двухфакториую модель онтогенеза, получив­шую название теории конвергенции (схождения) двух факторов развития — биологических (задат­ки, инстинкты и врожденные влечения) и средо-вых (социокультурная среда). Их взаимодействие и определяет фактически достигнутый уровень психического развития. Штерн ввел понятие «сен-зитивные периоды», или периоды наибольшей чув­ствительности к определенным средовым воздей­ствиям (например, обучению устной речи, музыке).

«Психология народов, стоящих на низших сту­пенях развития цивилизации». Под таким дискри­минирующим названием начала развиваться этно­психология. Несмотря на то что европейцам мир культуры других народов открылся с времен Ко­лумба, а возможно, и еще раньше, к середине XIX в. эти знания «достигли порогового значения», и уче­ным открылась картина многообразия культур народов, населяющих Землю. Появились попытки ос­мыслить новую феноменологию, изложенные в ра­ботах первых этнографов Э. Тейлора («Первобыт­ная культура», 1870) и Дж. Фрэзера («Золотая ветвь», 1890). Эту традицию спустя 10 лет продол­жил В. Вундт («Психология народов», 1900-1920). Первые работы по этнопсихологии представляли собой описательные исследования обрядов, ритуа­лов, верований, мифов различных народов, назы­вавшихся первобытными. При этом предполагалось, что европейцы находятся на вершине цивилизации и, глядя на эти первобытные народы, представляют себя в начальной стадии исторического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.