Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для бакалавров и дипломированных специалистов ТФ


Конспекты лекций по курсу «Профессиональная этика»

Тема I. Предмет этики. Теоретическая, прикладная и профессиональная этика.

План лекции

1. Мораль как предмет этики. Сущность морали, ее основные свойства, структура и функции.

2. Происхождение марали. Природное и общественное, общечеловеческое и конкретно-историческое в морали.

3. Этика как наука о марали. Основные этапы развития этики.

4. Структура этического знания. Общая прикладная и профессиональная этика.

 

Как самая древняя форма общественного сознания мораль с момента своего возникновения исторически проявляла свою сущность в обеспечении человеческого общежития, выживание человечества диалектической взаимосвязи человека и общества. Общение людей, характер и способ их жизнедеятельности являются исходным пунктом всякой нравственности. Слова «мораль» и «нравственность» чаще всего используются как синонимы, хотя некоторые крупные философы выдвигали концепции с точки, зрения которых мораль отличается от нравственности. Значительно позже своего возникновения мораль «нравственность» становится предметом изучения особой философской наукой- этикой.

Сущность морали проявляется в оценочно-императивном способе освоения действительности, который регулирует поведения людей с точки зрения противоположности добра и зла, закрепляя их понимание в моральных нормах. Мораль рассматривается как особое измерение человеческих отношений с позиции должного, доброго, благого, т.е. ценностных аксиологических позиций.

Основные свойства морали- регулятивность, нормативность, императивность, оценочность.

В современной антропоцентрической этике наиболее перспективным считается путь воссоздания в системе категорий морали ее действительной структуры как целостного образования, обладающего множеством сторон. В основе такой системы располагаются категории моральных отношений, нравственной деятельности и морального сознания.

Содержание морали проявляется в следующих основных функциях: мировоззренческой- как ценностной основы мировоззрения; регулятивной - направляющей поведение людей; познавательный- дающий знание о внутреннем мире других людей, помогающей предвидеть их поведение; воспитательной- создающей и развевающей навыки поведения, соответствующие тем или иным нравственным нормам; креативный - создающей определенные нормы поведения, принципы, идеалы, нравственные ценности; аккумулирующей – накапливающей определенные нормы поведения, принципы, идеалы, ценности, обогащающие нравственную культуру; транслирующей- передающей свои универсальные нормы и ценности по следующим поколениям.

Существуют следующие концепции происхождения морали: креационистская (креация- творение)- представляет различного вида религиозные системы морали, где в качестве единственного источника и критерия морали рассматривается Бог; эволюционистские (натуралистические) – базируются на анализе биологической природы человека и считают источником морали его природные способности, соотнося таковые с соответствующими схожими способностями животных; социально-исторические - основываются на научном анализе развитие общества и источник морали усматривают в формах совместной жизнедеятельности людей. Методологической базой обоснования проблемы происхождение морали является современная философия, рассматривающая мир с позиций антропоцентризма.



Существуют краткие точки зрения на проблему соотношения природного и общественного в морали. Натуралистическая этика усматривает сущность морали исключительно (или в основном) в склонностях, способностях, врожденных качествах людей. Вульгарно социологическая этика объясняет мораль как простую проекцию социально-экономических отношений. Диалектический подход к этой проблеме приводит к признанию единства социального и биологического в морали. Рассматривая мораль как (прежде всего в основе своей) социальное явление, этот подход признает наличие и природных предпосылок, содержащихся в морали.

Основные элементы общечеловеческого в морали можно свести к следующим элементам: а) простые нормы нравственности, отраженные в заповедях «не убий» «не укради» «чти отца и матерь твою» и т.п; б) общие психологические механизмы морального переживания «стыд, страх, гнев, совесть и т.п.»; в) высший закон нравственности («не делай другому того, чего не хочешь для себя»).

Конкретно- историческое в морали в специфических отличиях морали тех или иных эпох, классовых национальных, конфессиональных, поколенных групп.

За 2,5 тысячи лек существования этики как философского учения о морали в ней сложилось множество различных школ, течений, направлений. Самый общий подход к типологизации этических учений связан с решением основного вопроса философии. На этой основе целесообразно выделить следующие направления в этике: 1) натуралистическая этика, которая включает концепции гедонизма (стремления к удовольствию), эвдемонизма (стремление к счастью), утилитаризма (стремление к пользе); 2) идеалистическая этика или деонтология (этика долга), базирующаяся на концепции абсолютной морали И. Канта и его учении о категорическом императиве (т.е. безусловном повелении являющемся основой морали); 3) конкретно- онтологическая этика, согласно которой мораль производна от конкретно определенной высшей силы (религиозная, авторитарная этика); 4) диалектико-материалистическая, обосновывающая детерминированность морали социально-экономическими условиями и утверждающая ее активную роль в развитии общества; 5) попытки синтеза различных направлений на основе философской антропологии.

На протяжении своего существования этика, оправдывая свою обозначение как «практической философии», представляла собой синкретическое единство философского исследования основ морали, выработки ее понятийного аппарата, выдвижения и обоснования принципов и норм, анализа моральных оспектов многих социальных и психологических проблем. Вплоть до ХХ века в этике не прослеживается четкого разграничения теоретического и прикладного уровней, чем должна отмечаться всякая развитая научная дисциплина.

Содержание общей этики в основном представляют теоретические и нормативные концепции, хотя и ей не чуждо обращение к практическим вопросам нравственности. Однако задачи применения принципов общей этики для решения конкретных проблем и в специализированных сферах человеческой деятельности привели к формированию в ХХ веке (специальной) этики, которую большинство этиков предпочитает называть прикладной или профессиональной этикой. Общее, прикладная и профессиональная этика находится в неразрывном единстве, которое и составляет структуру современного этического знания.

 

 

Тема II. Возникновение и исторические этапы развития теоретической, прикладной и профессиональной этики

 

План лекции:

1. Основные направления в развитии теоретической этики

2. Социально-исторические основы возникновения профессиональной морали и этапы ее развития

3. Виды профессиональной морали

 

В плоть до конца XXVIII века этическое знание было весьма слабо структурировано, в нутрии него еще нельзя было выделить теоретический и эмпирический уровни, составляющие единство, но все же имеющие относительную самостоятельность. В эпоху Просвещения «XXVIII- XIXвв» складываются наиболее обоснованные и наиболее влиятельные философско-этические концепции: деонтологическая этика, основанная на долге и утилитаристская этика, основанная на пользе. В каждой из них к концу XIX- началу ХХ в. обнаружились тенденции к взаимодополнительному сотрудничеству с другими областями обществознания и человекознания «социологией, психологией, этнологией, антропологией».

На основе концепции утилитаристской этики возникают междисциплинарные комплексы социологии морали и психологии морали, составляющие каркас дескриптивной «т.е. описательной» этики. Задача этого направления - исследование реальных проявлений морали безотносительно к абстрактному долженствованию. Дескриптивная этика описывает реальную нравственность отдельных групп населения, народов, культур, обществ; сопоставляет, сравнивает и различает разные моральные системы; дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, а также критерий осмысления реальных нравов. Другое направление этических исследований представляет собой нормативная этика, которая строится на базисном материале, описательной этики. Сравнивая реально действующие моральные принципы и ценности с идеальными, нормативная этика систематизирует различные моральные нормы для того, чтобы выстроить их иерархию; выявляет определяющие принципы, из которых можно выводить моральные нормы; стремится обосновать общеобязательность, императивность исходных, базисных принципов и ценностей морали на основе нормативной этике формируется ее теоретический уровень.

Сугубо теоретическим направлением в этике становится аналитическая этика или метаэтика, которая, подвергает строгому логическому анализу все основные этическое понятия (добро, долг и д.р.); тесно связывает анализ этих понятий с их лингвистическим употреблением; пытается выстроить целостную общую логику нравственного мышления.

Дескриптивная этика, нормативная этика и метаэтика представляют собой тесно связанные друг с другом стадии этических исследований, совокупность которых и называют общей этикой.

С появление фундаментального теоретического уровня этики возникает необходимость дополнения его относительно самостоятельным эмпирическим уровнем. В силу этой причины и рада других важных причин, характерных для ХХ века формируется такой эмпирический уровень в виде прикладной и профессиональной этике. Прикладная этика (и ее разновидности) не должна обосабливаться от общей этике, ибо главное, что это - этика, а не различные приставки (био, эко, бизнес и д.р.).

Прикладная этика это область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие форму дилемм, каждое из взаимоисключающих решений которых подаются моральной аргументации. Иными словами - это теория конкретизации морали. Прикладная этика- для всех, кто находится вне профессии, но весьма заинтересован в том как идут дела в этих профессиях, так как от них зависит или может зависеть в будущем сам или близкие ему люди. Она представляет собой форму регуляции деятельности профессии не изнутри, а извне.

Профессиональная этика регулирует отношения в нутрии профессионального сообщества, а также отношение этого сообщества к обществу в целом и социальным проблемам.

В этом основа единства профессиональной и прикладной этики, их взаимодополнительности.

Главным фактором, определяющим поведение людей с самого возникновения человека и общества, является добывание средств к жизни. Основой для объединения людей является совместный труд, что ведет к формированию трудовой морали. С усложнением общественной жизни на основе трудовой морали возникает профессиональная мораль.

Социально-исторические предпосылки возникновение профессиональной морали - это: разделение труда, появление цивилизации, государства, права, классов, сословий. Особенности видов разделения труда и являются основой специфики профессиональной морали в различных эпохах.

Хота все виды морали в традиционном обществе базировались на религиозных установлениях, но уже во времена античности возникают первые виды профессиональной морали: врачебная, воинская, педагогическая, административная, и д.р. В эпоху Средневековья формируются кодексы цеховой, рыцарской, купеческой морали. В эпоху Нового времени с переходом к индустриальному обществу возникают классы буржуазии и пролетариата. Формируются общеклассовые универсальные моральные нормы. Однако таких норм было явно недостаточно для регулирования поведения работников в специфических ситуациях, поэтому разрабатываются разнообразные кодексы морали. Эти частные кодексы конкретизировали общие нравственные требования применительно к особенностям деятельности, предписывали содержание нравственных взаимоотношений между людьми определенной профессии, единые стандарты отношений в совместной трудовой деятельности, повышали статус профессионального сообщества в обществе, формировали доверие окружающих к представителям данной профессии.

Наиболее известные виды профессиональной морали это врачебная и педагогическая мораль.

В основе врачебной морали лежит появившийся еще во времена античности кодекс Гиппократа. Его главные принципы: 1) безусловное уважение к человеческой жизни; 2) приоритет благо пациента; 3) конфиденциальность; 4) осторожность в информировании пациента; 5) запрет искусственного прерывания беременности; 6)справедливая плата за лечение; 7) уважение к своей профессии и к коллегам.

В педагогической морали формируются такие требования:

1) Необходимость справедливого отношения ко всем учащимся;

2) Обязанность предостеречь от наклонности к лени;

3) Обязанность думать о будущем учащихся;

4) Обязанность раскрыть и развить их способности;

5) Необходимость моральных поощрений учащихся.

 

 

Тема III. Прикладная и профессиональная этика в информационном обществе

План лекции:

1. Специфика информационного общества.

2. Усложнение традиционных видов профессиональной этики.

3. Прикладная этика и ее виды:

а) биоэтика;

б) экологическая этика.

 

Во второй половине ХХ века в развитых странах многие ученые пришли к выводу о наступлении нового этапа в развитии общества, который они обозначили как постиндустриальное или информационное общество. Отмечаются такие признаки постиндустриального общества, как переход в сфере экономики от доминирования сферы производства товаров к доминированию сферы производства услуг, доминированию сферы потребления по отношению к сфере производства; рост класса профессиональных специалистов; ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и социальных преобразований, создание новых интеллектуальных и информационных технологий.

Все это приводит к глубоким изменениям в содержании общественных процессов, прежде всего- в трудовой сфере. Информационное общество объективно определяет усложнение отношений в сфере трудовой деятельности и содержании труда, возрастание значимости профессионализма, необходимость выработки новых критериев в характеристике трудового коллектива и качества труда.

Происходят изменения в традиционных видах труда, что определяет конкретизацию, усложнение и дополнение уже имеющихся профессиональных кодексов морали, поскольку многие профессии выступают сегодня в качественно новом содержании. Все большее количество видов профессиональной деятельности начинает характеризоваться повышенными моральными требованиями.

Исследование профессиональных кодексов морали приобретают все более систематизированный характер, что обусловило целостность профессиональной этики при всей дифференцированности ее видов. Наряду с появлением новых видов профессиональной этики заметно усложняется содержание ее традиционных видов (медицинской, педагогической, административно-юридической и др.).

В медицинской этике активно обсуждаются проблемы: соотношение профессиональных моральных требований с общечеловеческими моральными принципами и ценностями; специфики проявления страдания и сострадания, свободы и ответственности в профессиональной деятельности; содержание профессионального долга врача; соотношение чести врача и достоинства пациента.

Активно обсуждаются проблемы права человека на жизнь и на смерть, морально-психологические аспекты проблем суицида и эвтаназии, отношений к новорожденным с дефектами развития, к искусственному прерыванию беременности. Утверждается принцип информированного согласия в сотрудничестве врача и пациента. Активно обсуждается моральные аспекты отношений в медицинских коллективах, между врачами и средним и младшим медицинским персоналом (этические кодексы медсестер, фармацевтов и д.р.). Рассматривается проблема дистанции и субординации в медицинских коллективах.

В педагогической этике активно разрабатываются проблемы:

- специфики педагогической деятельности, (ее полифункциональный характер), и ответственность педагога;

- социальных задач отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знаний;

- анализа опасности личного консерватизма педагога и путей его преодоления (творческий подход, гибкость мышления).

- корреляция действий педагога в зависимости от мнений и ожиданий учащихся;

- ориентации на положительные эмоции в отношении с учащимися;

- дистанции в отношениях с учащимися.

Утверждается:

- недопустимость унижения достоинства учащихся;

- необходимость тактичности, терпимости к инакомыслию;

- стремление к взаимопониманию в педагогическом коллективе;

- необходимость недопущения (или преодоления) в себе «педагогического чванства», высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и бескомпромиссности.

Моральные требования к представителям профессий управленцев (чиновников) и юристов были, конечно, и раньше, но теперь создается единая этика этих профессий, в структуре которой можно выделить судебную, милицейскую, административную этики.

В соответствии со спецификой и основными чертами данных профессий выясняется их политическая значимость, утверждается особая необходимость широты эрудиции и разносторонности знаний, общей культуры и интеллигентности, творческого подхода к работе. Подчеркивается постоянная и тесная связь с негативными явлениями и трудностями в жизни общества.

Утверждаются основные принципы административно-юридической этики: демократичность; гражданственность; законность; справедливость; гуманность; милосердие; объективность;

Моральные нормы профессиональной деятельности: моральная ответственность; следование профессиональному долгу; непримиримость к бездушию и несправедливости; честность и правдивость; доброжелательность чуткость и отзывчивость; взыскательность и принципиальность; простота и скромность.

Рассматриваются проблемы:

- морального смысла презумпции невиновности и добропорядочности;

- вины и ответственности;

- преступления и наказания;

- убеждения и принуждения;

- соучастие в преступлении и сокрытия преступлений;

- профессиональной тайны и ее сохранения или нарушения.

 

С середины ХХ века отмечается глобальный кризис в отношениях общества и природы, осознается необходимость обратить главное внимание на отношение между людьми в искусственно создаваемой самим человеком среде. Становление и развитие информационного общества превратилось в глобальный мировой процесс формирования ноосферы. Нравственные аспекты профессиональной деятельности в наиболее важных профессиях все больше привлекают внимание не только самих членов профессиональных сообществ, но и других людей, широкие круги общественности. Возникают особые виды прикладной этики, среди которых наиболее существенны биоэтика и экологическая этика.

Биоэтика возникает в последние десятилетия ХХ века в тесной связи с новейшими научными достижениями в биологии, генетике и медицине. Это специальная область прикладной этики, концентрирующая свое внимание:

а) на моральных проблемах отношения к живой природе (пограничных или общих с экологической, этикой);

б) моральных проблемах в отношениях к человеческой жизни (установление сроков начала и конца человеческой жизни, искусственного прерывания беременности, искусственного осеменения и суррогатного материнства, эвтаназии и др.);

в) моральных проблемах в отношении исследований, касающихся возможных изменений психофизиологической природы человека (искусственное выращивание и пересадка органов человеческого тела, клонирование и другие проблемы генной инженерии).

В связи с осознанием угрожающих масштабов глобального загрязнения природной среды во 2-й половине ХХ века формируется и быстро развивается экологическая этика. Она сосредотачивается на моральной проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим развитием, в то время как имеется тесная связь между экологическим кризисом и этикой. Обсуждение глобальных проблем современности в отрыве от моральных императивов, ценностей и ориентаций с точки зрения экологической этики бесперспективно. Современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде: в его основе должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая тесную связь между человеком и природой на основе принципа устойчивого развития.

 

Тема IV. Служебная этика

План лекции:

1. Проблемы общения в служебном коллективе. Нравственные принципы и требования в сфере служебных отношений.

2. Механизмы управленческой деятельности. Моральные аспекты отношений между руководителями и подчиненными.

3. Этикет в системе служебных отношений.

4. Профессиональные этические кодексы.

 

Один из широко распространенных видов профессиональной морали ее массовый сферой является служебная этика. В служебных сообществах люди вступают повседневно в особый вид общения – деловое общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. у делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Отличительные особенности обстоятельств делового общения: 1) наличие специальных поводов или причин для общения, общность целей, мотивов, деятельности; наличие общего социального пространства – времени (организация, группа, команда); взаимосвязанность участников (система социальных ролей и иерархичность общения); регламентация форм общения; целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.

Среди основных требований этики в системе служебных отношений выделяют следующие:

1) Будьте внимательны к окружающим Вас людям, вне зависимости от того, являются ли они Вашими партнерами, подчиненными, клиентами или начальниками;

2) Будьте вежливы, обращайтесь на «Вы» - это необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений;

3) Если Вы выступаете с критикой, помните, что необходимо соблюдать меру и такт;

4) Будьте самокритичны;

5) Будьте пунктуальны;

6) Всегда выполняйте свои обещания.

В служебных отношениях выделяют вертикальный и горизонтальный уровни общения, что предполагает различные виды коммуникаций внутри них:

- коммуникации «сверху – вниз» непосредственно влияет на мотивацию и способность сотрудников выполнять свои функции и обеспечивать достижение поставленных целей;

- коммуникация «снизу – вверх» предоставляет информацию о положении дел на местах и дает возможность руководителям всех уровней принимать управленческие решения. С точки зрения этических аспектов отношений наиболее важным является создание атмосферы доверия между руководством и сотрудниками сообщества, наличие обратной связи;

- горизонтальная коммуникация осуществляется между сотрудниками одного иерархического уровня.

Суть моральных аспектов лидерства и руководства лучше всего выражено в следующей этической максиме: (Относитесь к своим подчиненным так, как Вы хотели бы, чтобы к Вам относился Ваш руководитель). Успех руководителя во многом определяется теми этическими нормами и принципами, которыми он руководствуется в отношениях со своими подчиненными. Особенности и качества лидеров и руководителей лучше всего проявляются при выполнении ими своих этических обязанностей.

Можно отметить такие наиболее актуальные правила поведения руководителя:

- непредвзятость в оценках действий подчиненных;

- критиковать поступки и действия, а не личность, стараться делать замечания наедине;

- относиться ко всем одинаково;

- владеть ситуацией, признавать свои ошибки;

- давать адекватную оценку действиям подчиненных;

- поощрять за действительные достижения;

- создавать атмосферу доверия и сотрудничества.

Специалисты в области теории и управления выделяют следующие стили руководства: авторитарный, патерналистский, либеральный, демократический, ситуативный, попустительский. Кроме попустительского стиля (который однозначно плох), трудно признать какой-то стиль однозначно лучшим. Какой из них более эффективен, зависит от многих обстоятельств.

Очень важной задачей руководителя является подбор кадров. При этом необходимо руководствоваться не только деловыми качествами кандидатов, но и их моральными качествами в целях обеспечения благоприятного их вхождения в коллектив недопустимо при подборе кадров проявлять непотизм (т.е. подбор по принципам родства, дружбы, соседства, землячества, личной преданности и т.п.).

Весьма важными в служебных отношениях являются проблемы карьеры, под которой понимается совокупность этапов профессиональной деятельности, продвижение по служебной иерархии, реализации возможностей и способностей. Руководитель обязан обеспечить одинаковые условия для продвижения в карьере для всех, опираясь на компетенцию и деловые качества подчиненных, а не на личные предпочтения. Личная профессиональная карьера и успех могут считаться морально оправданными лишь в случае того, что они являются результатом личных добросовестных и эффективных усилий в решении профессиональных задач при отсутствии недобросовестной конкуренции с коллегами.

Одно из обязательных условий активизации человеческого фактора в коллективе является соблюдение служебного этикета-совокупности правил и требований, регулирующих внешние стороны общения работников. Все управленческие отношения носят строго иерархический характер, поэтому вопросы субординации являются важной отличительной чертой служебного этикета. Этикетные нормы обеспечивают защиту прав и обязанностей служащих как каждого в отдельности, так и трудового коллектива в целом.

Служебный этикет – это своеобразный барьер, система защиты на уровне культурной, этикетной нормы, которая вырабатывает правила поведения и общения людей на рабочем месте. Нарушение этих правил влечет за собой общественное порицание, осуждение, потерю авторитета и доверия. Однако служебный этикет характеризуется не только вопросами субординации, но и уровнем развития межличностных отношений в трудовом коллективе.

Качественно новый этап в развитии профессиональной этики определяется появлением, разработкой и внедрением профессиональных моральных кодексов в деятельности трудовых коллективов. Профессиональные моральные кодексы разрабатываются в трудных коллективах в целях оптимального решения профессиональных задач, затем обсуждаются на общем собрании, а после их принятия заверяются руководством организации и становятся общепризнанным документом, регулирующие профессиональные отношения работников. Кодексы представляют собой свод нравственных и этических норм, совокупность моральных требований, обязательных для исполнения каждым членом коллектива. Они не только обобщают и включают в себя все основные моральные требования, которые сложились в данной сфере труда до их принятия, но дополняют и уточняют нормативы, регулирующие отношения работников в связи с современным уровнем развития общественного производства, появлением новых форм их коммуникативного взаимодействия, появлением новых элементов в трудовом процессе. Этические кодексы должны включать в себя все многообразные связи и отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, как между отдельными работниками, так и между взаимодействующими коллективами.

 

 

Тема V. Деловая этика

План лекции:

1. Соотношение бизнеса и морали

2. Социальная ответственность бизнеса

3. Основные нормы и требования деловой этики. Деловая репутация и особенности ее формирования.

4. Особенности моральных конфликтов в бизнесе. Корпоративные этические кодексы и их значения.

 

Процесс становления деловой этики или этики бизнеса как особого раздела прикладной этики начинается в ХХ в., но особенно активно развивается после 2й мировой войны. Бизнес следует определить как процесс организации труда в самом широком смысле, т.е. организации взаимосвязи между живым трудом, овеществленным трудом (средства труда и инфраструктура) и капиталом (аккумулирующим прошлый труд).

Различные точки зрения на проблему соотношения бизнеса и морали можно свети к трем основным типам:

1) Моральные нормы в бизнесе по определению не применимы, т.к. они его ограничивают, а бизнес по своей природе не терпит ограничений;

2) Моральные нормы всегда должны присутствовать в бизнесе как его внутренняя основа, как главная причина механизма его стабильности и успешности;

3) В определенных ситуациях бизнесу нужны моральные ограничения, чтобы он не создавал угрозы общественной стабильности.

Главные этические проблемы бизнеса связаны с его ответственностью перед партнерами, акционерами, наемными работниками, местными сообществами и обществом в целом, совместимостью прибыли с моральными стандартами данной культуры. Оценка социальной деятельности проводится по следующим основным направлениям:

- ответственность за качество предоставляемой продукции и услуг;

- связи с общественностью (создание рабочих мест, благотворительность и т.п.);

- защита окружающей среды;

- отношения с сотрудниками, взаимодействие с профсоюзами;

- решение проблем работающих женщин, несовершеннолетних, инвалидов и социально незащищенных.

При всем своеобразии деловой сферы бизнеса его фундаментов является доверие, имеющее в конечном счете моральную основу.

Надежные и эффективные сделки осуществляются на основе взаимного доверия. Нарушение этого принципа деловых отношений может очень дорого обойтись предпринимателю или фирме. Сними, не будут иметь дело, что обязательно поведет к убыткам, а то и к краху и разорению. От бизнесменов требуется умение устанавливать для себя ограничения, не нарушать принятые в обществе ценностно-нормативные установки, избегать обмана, иметь в виду в первую очередь общественную пользу, а потом уже – свою.

Завоеванное доверие – это важнейший капитал фирмы. Именно доверие лежит в основе деловой репутации фирмы. Деловая репутация формируется в течение длительного времени и нуждается в постоянных подтверждениях. Главным способом ее утверждения и распространения является результаты деятельности, личностные и деловые качества. В США (классической страны бизнеса) выработано «золотое правило»- «в первую очередь надо заботиться о клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о Вас». Не все, конечно, следуют этому правилу, но чаще всего эти отступления ведут к очень неприятным последствиям для фирмы – вплоть до банкротства.

Ядро деловой репутации – это конкретные нравственные качества:

- нравственная воля (умение добиваться цели завоевывать доверие и уважение);

- профессиональная честь (деловая требовательность, самоотдача, умение говорить правду в глаза, не оскорбляя партнера);

- принципиальность (уважение к мнению других, умение доказывать свою правоту и отстаивать свою позицию;

- мужество (умение достойно переживать деловые неудачи);

- выступая с критикой, помните, что в критике необходимы мера и такт;

- будьте самокритичны, пунктуальны, выполняйте свои обещания.

Если индивидуальная деловая репутация зависит от деловых и моральных качеств личности, то деловая репутация фирмы зависит от множества различных факторов. Она включает весь цикл операций с товарами и услугами от конструкторской проработки, производства товара или услуги до продажи конечному потребителю. Для формы важно не только создание, но и поддержание сложившейся хорошей репутации. На Западе основой репутации считается длительное сотрудничество с партнерами и сохранение своих клиентов в течение 10-летий. По подсчетам специалистов удержать старых клиентов в 5 раз дешевле, чем приобрести новых. Особенно внимательно и бережно нужно подходить к сохранению деловой репутации в наш век широкого распространения СМИ в рыночном обществе массового потребления, когда одна передача на ТВ способна разрушить репутацию, создававшуюся многие годы.

Как индивидуальная деловая репутация, так и деловая репутация фирмы тесно связаны с понятием имиджа, в формировании которого важную роль играет деловой стиль. Составными частями делового стиля фирмы является – название фирмы, интерьер офиса, внешний вид рабочего места, культура речи, внешний вид, знание правил делового этикета персоналом фирмы и т.п. Деловой стиль предпринимателя характеризуется мотивацией деятельности, способом принятия решений взаимоотношениями с партнерами, манерой организации работы. Именно деловой стиль является основой формируемого представления о профессионализме, важнейшей частью корпоративной культуры.

В странах рыночной экономики давно существуют и постоянно модернизируются законы, обусловливающие правила конкуренции. Хотя жизнь показывает, что какие законы не принимай, всегда можно найти лазейку для нечестной конкуренции, но при развитом законодательстве и реальным исполнении законов (через действительно независимые суды) нечестной конкуренции становится гораздо меньше, чем там, где законы плохие или в реальности они не выполняются. Весьма существенным является и дополнение юридических ограничений моральными, ведь честная конкуренция очень благоприятно влияет на деловую репутацию фирмы.

Весьма важным в отношениях корпорации с потребителями и обществом в целом являются моральные аспекты маркетинга и рекламы. Существенной является проблема создания и раздувания вредных потребностей (курение, алкоголь, тем более – наркотики и т.п.). Хитрая реклама может быть составлена, так что в ней каждое отдельное слово – правда, а в итоге – обман. Поэтому необходимы в этом отношении моральные ограничения.

В бизнесе, пожалуй, чаще, чем в других видах деятельности, возникают различные конфликты. Как утверждают специалисты, около 65% случаем конфликтов возникают на моральной основе. Моральные конфликты в бизнесе можно подразделить на два типа: 1) конфликты между нормами различных моральных систем; 2) конфликты в рамках одной моральной системы. Это типичные конфликты в понимании соотношения общечеловеческих и профессиональных норм морали.

Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, различными сообществами и другими заинтересованными сторонами. Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования, в результате чего могут возникать конфликтные ситуации.

Внутри компаний конфликтные ситуации возникают главным образам: из-за недовольства оплаты труда; неблагоприятных условий труда; недостатков в организации труда; несоответствия прав и обязанностей; неудобных графиков работы; низкого уровня дисциплины; несоответствия руководителей своему статусу и д.р. Профилактика и разрешение таких нравственных конфликтов заключается в оптимизации стиля работы.

В современной конфликтологии разработаны модели разрешения возникших моральных конфликтов в деловой среде. Они включают в себя: 1) необходимость четко сформулировать нравственную оценку причин и содержания возникшего конфликта; 2) определить нравственные аспекты в отношениях конфликтующих сторон; 3) предложить технологию преодоления конфликта.

Для предотвращения и разрешения моральных конфликтов в бизнесе современная деловая этика предлагает этические кодексы предпринимателей и фирм. Такие кодексы базируются на следующих основных принципах: 1) убеждение в полезности своего труда не только для себя, но и для других людей, всего общества; 2) окружающие люди хотят и умеют работать (если не умеют – их нужно научить); 3) вера в бизнес как творчество; 4) необходимость конкуренции, но и сотрудничества; 5) уважение к любой собственности и законам; 6) уважение к профессионализму и компетенции; 7) уважение к образованию, науке, технике.

Этические кодексы представляют собой важную часть корпоративной культуры.

 

 

Тема VI . Этика инженерного труда

План лекции:

1. Типы инженерно-технических сообществ.

2. Проблемы ответственности в инженерной этике.

3. Моральные аспекты отношений внутри инженерных сообществ.

4. Узловые пункты и основные виды исследований в инженерной этике.

 

Само слово «инженер» появляется еще во времена античности. Однако свое полное содержание и специфику инженерная деятельность приобретает в результате возникновения и широкого распространения машинного производства. Вместе с расширением общественного разделения труда происходит дифференциация инженерной деятельности, появляется все больше ее отраслей и типов инженерных сообществ. В то же время происходит осознание необходимости выделения общих аспектов инженерной деятельности. Складывается современное представление об инженерной деятельности (деятельности «совокупного» инженера), сущность которой заключается в решении задач проектирования, конструирования, производства, функционирования, практического применения техники и технологии и управления ими на научной основе. Инженер определяется как «субъект технической деятельности».

Многообразие функций инженерной деятельности и типов сообществ, в которых она осуществляется, вызывает необходимость формирования общая для всех инженерных профилей деятельности профессиональной культуры. Уже в начале ХХ века появляется и все шире распространяется позиция, согласно которой весьма важным компонентом этой профессиональной культуры является ее нравственная составляющая. Вы деление этой нравственной составляющей привело к тому, что некоторые отраслевые инженерные сообщества принимают этические кодексы профессионального поведения своих членов.

Нормы, лежащие в основе профессиональных этических кодексов, можно свести к трем типам: обязательные нормы, нормы долженствования и ограничивающие нормы. Принципы этических кодексов в основном вырабатываются на основе норм долженствования, но весьма затруднительно требовать, чтобы их учитывали в каждой данной ситуации.

В результате научно-технического прогресса неизмеримо возрастает могущество и власть людей и инженеров в частности. Но вместе с этим должна возрастать и их ответственность, расширение возможностей деятельности порождает и более сложные формы ответственности. Личные, индивидуальные аспекты моральной ответственности членов инженерных сообществ должны рассматривать в тесной связи с институциональными проблемами совместной или коллективной ответственности. Этические понятия и моральные представления об ответственности в современных условиях деятельности инженерных сообществ необходимо распространять на институты и на коллективных носителей ответственности. Коллективная, институциональная и индивидуальная ответственность при всей их взаимодополнительности должны различаться, поскольку они не сводимы одна к другой. При этом одной из важнейших проблем инженерной этики является проблема распределения ответственности при коллективной, совместной ответственности. Необходимо также различать прямую и косвенную, каузальную и превентивную ответственность.

В то же время следует иметь в виду, что рассуждения о «коллективной ответственности» могут иметь своей действительной целью уклонение от всякой ответственности. Ответственность в деле предупреждения и обеспечения предварительных условий безопасности обязаны брать на себя все члены инженерных сообществ.

Инженерная этика двойственна по своему характеру, представляет собой синтез прикладной и профессиональной этики. Ответственность перед обществом и местными сообществами представляет собой ее внешние стороны. Также внешние стороны ответственности инженерных сообществ и их членов проявляются в регламентации их отношений с заказчиками, работодателями, клиентами. Во всех этических кодексах инженерных сообществ такая регламентация разработана весьма подробно, ведь интересы заказчиков и клиентов могут отличаться от интересов самих инженеров, и эти разные интересы могут вступать в противоречие и вызывать конфликты.

Внешние стороны ответственности смыкаются с ее внутренними сторонами: ответственностью отдельных членов перед сообществами в целом, перед всем инженерным «сословием», перед своими коллегами. Эта внутренняя ответственность включает не только правила поведения по отношению к сотрудникам, но и по отношению к конкурирующим коллегам. Смысл этих правил заключается в обеспечении объективности профессиональных суждений, избежания случаев конфликта интересов. Поэтому интенсивно обсуждаются и разрабатываются этические профессиональные кодексы, созываются конгрессы и конференции по общим и актуальным проблемам инженерной этики.

К этим обсуждениям и разработкам активно привлекаются не только представители инженерного корпуса, но и гуманитарии: этики, социальные философы и психологи, социологи, юристы и др.

Таким образом, ядром всей этической проблематики, связанной с инженерной деятельностью, является категория ответственности. Эта категория многоаспектна. Прежде всего, следует отметить внешние аспекты ответственности (перед обществом в целом, местными сообществами, заказчиками, работодателями) и внутренние аспекты ответственности (перед коллегами, своими сообществами, инженерным «сословием» в целом). «Узловыми пунктами инженерной этики является безопасность технико-технологических систем, взаимодействие инженеров с другими участниками процесса принятия решений (прежде всего с менеджерами) по поводу разработки и использования техники, условия объективности профессионального суждения».

Основные направления исследований в инженерной этике:

нормативные - определение и обоснование моральных обязательств, прав и идеалов индивидов и организаций;

концептуальные - уточнение базовых понятий и идей, принципов, проблем и типов аргументов;

дескриптивные - сбор и изучение фактов, связанных с предшествующими аспектами.

Инженерная этика тесно связана с этикой науки, поскольку ученые-естествоиспытатели и инженеры могут плодотворно работать только в тесном сотрудничестве. На стыке этих двух дисциплин, в процессе воплощения научных идей в техническую реальность возникают техноэтика. Содержание техноэтики - моральные нормы и требования, предъявляемые ученым и инженерам при создании новых технических средств на всех этапах этого процесса. Содержание техноэтики отличается от содержания инженерной этики тем, что в первой рассматриваются отношения к технике не только инженеров, но и всех остальных ее пользователей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восточный (азиатский) стиль управления: слагаемые стратегии успеха | ЛЕКЦИЯ 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. LПроведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.
  2. Адаптация молодых специалистов
  3. Адаптация молодых специалистов на производстве
  4. Вопрос 2. Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов Профессиональная образованность и профессиональная обученность
  5. Гражданско-правовые договоры со сторонними лицами заключаются, прежде всего, в связи с отсутствием необходимых специалистов в организации.
  6. Значение курса «Современная научная картина мира» для качества подготовки бакалавров
  7. Лекция по теме 10.3.1 Аккредитация и сертификация специалистов
  8. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов
  9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ.
  10. Основные направления в работе специалистов с семьей
  11. Пример адаптации молодых специалистов

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.027 сек.