Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудности преодоления отсталости




Проблема выбора пути развития.С завоеванием независимости перед новыми государствами вставала проблема выбора пути развития. Политические лидеры, возглавлявшие борьбу за освобождение, стремились найти пути скорейшего осуществления модернизации, преодоления отсталости. Однако освободившиеся страны, составлявшие третий эшелон модерни-зационного развития, сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика развивалась крайне односторонне, ориентировалась на бывшие метрополии. Немногочисленные центры индустрии зависели от технического обслуживания специалистами из европейских стран. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения.
Большинство освободившихся государств, за исключением небольшой группы нефтедобывающих стран, находящихся в особо благоприятных условиях, не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа. Это определяло их готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в выборе пути развития. Так, режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, провозглашали социалистическую ориентацию, использовали марксистскую риторику для обоснования проводимой ими политики. Режимы, получающие помощь от США и их союзников, в том числе и далекие от демократии, декларировали свою приверженность демократическим идеалам.

Родившаяся в СССР идея ускоренного развития по пути социализма (социалистической ориентации) выглядела для многих лидеров освободившихся стран привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Интересам этих лидеров особенно импонировала идея создания партии — инструмента абсолютной власти, правящей от имени рабочего класса, который в развивающихся странах еще не сложился. Однако ограниченность масштабов помощи, необходимость выполнять рекомендации советников из СССР, как правило, не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни определяли нестабильность социалистической ориентации.

Локальные конфликты и международная безопасность. Ни экономический, ни военный потенциал стран, стремящихся опереться на поддержку СССР в решении проблем модернизации, не мог оказать решающего влияния на соотношение сил между двумя блоками. Тем не менее, внутренние конфликты в освободившихся странах по выбору ориентации развития в послевоенный период приобретали международное измерение, были причиной постоянной напряженности в отношениях СССР и США.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте факторы, которые определяли выбор пути развития освободившихся стран.

 

 

 

Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине 20 века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.