КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадровая политика и стратегия управления персоналом
Лекция 8 Кадровая политика есть система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Ее целью является сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного коллектива, благоприятных экономических, социальных и психологических условий его деятельности. Рассмотрим основные виды кадровой политики: 1. По направленности (вовне или вовнутрь организации). 2. По объектам (организационная деятельность, численность и структура персонала, менеджеры, занятость, обучение, стимулирование, решение социальных проблем, нормы и нормативы по труду и пр.). 3. По характеру реализации. Пассивная. Руководство не владеет кадровой ситуацией. Отсутствует прогноз потребностей в персонале, методы его оценки, конкретные программы действий. Деятельность кадровой службы сводится к текущей работе по устранению негативов. Реактивная. Службы персонала располагают средствами контроля и анализа кадровой ситуации, что позволяет находить пути решения проблем персонала. Превентивная. Есть прогнозирование кадровой ситуации. Службы управления персоналом располагают необходимыми для этого инструментами. Но нет перспективных целевых программ ее развития. Активная (рациональная). Руководство имеет средства диагностики персонала и прогнозирования его состояния и потребностей в нем на среднесрочный и долгосрочный период, обладает средствами влияния на человеческие ресурсы, формирует необходимые программы. Авантюристичная. Службы управления персоналом не располагают средствами диагностики и прогнозирования, поэтому нет качественного прогноза кадровой ситуации и тенденций ее развития, но есть стремление на нее влиять. Действия предпринимаются при отсутствии анализа ситуации и планов. 4. По степени открытости: — открытая кадровая политика предполагает прием на работу — закрытая кадровая политика требует осуществлять прием новичков только на низовые должности и замещение высших должностей своими людьми. Основными функциями кадровой политики являются: — формирование общих принципов работы с персоналом; — определение требований к нему и расходам на него; — выработка позиций по отдельным направлениям кадровой работы (привлечение, перемещения, оценка, увольнение, разрешение трудовых конфликтов, стимулирование, налаживание социального партнерства, адаптация, обучение и развитие и пр.); — информационная поддержка управления человеческими ресурсами; — аудит и контроль персонала. В русле кадровой политики решаются следующие конкретные задачи: — выработка общей концепции управления персоналом и формирование его системы, разработка соответствующих процедур и механизмов; — формулирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников; — определение основных требований к каждой категории персонала; — своевременное обеспечение организации работниками заданного качества и в необходимом количестве, соответствующими ее стратегическим задачам; реализация мер по ликвидации нехватки, избытка или иного несоответствия персонала потребностям фирмы в настоящий момент или в перспективе; — выбор путей сохранения или высвобождения кадров, помощи — организация рационального использования трудового потенциала; — содействие наиболее полной реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей работников; — поддержание ключевых ценностей и имиджа фирмы; — осуществление обучения, переобучения, повышения квалификации или массовой переподготовки персонала в связи с переходом к новым технологиям; — развитие социального партнерства; — создание благоприятных условий труда и пр. Кадровая политика организации формируется под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние (таблица 2.4). Таблица 2.4
Выделяют несколько подходов к формированию кадровой политики: 1. С позиции инструкций, технических регламентации и т. п. (в крупных фирмах). 2. С позиции интересов трудового коллектива. 3. С позиции интересов первого лица (эффективен на первых этапах развития организации). 4. С позиции компромисса между всеми участниками. Этапами формирования кадровой политики являются: 1. Согласование целей и принципов работы с персоналом с принципами и целями функционирования организации в целом. 2. Анализ, оценка положения дел в сфере управления человеческими ресурсами. 3. Формирование кадровых программ, процедур, мероприятие В крупных западных фирмах кадровая политика и ее важнейшие направления обычно официально объявляются и фиксируются в общекорпоративных документах: меморандумах, инструкциях и пр. В небольших организациях, она, как правило, специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |