Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С.В. Н.В. чередующ

Й класс.

Й класс.

Й класс.

Й класс.

Основа инфинитива на –е(ть), основа настоящего времени на –еj:

жале-ть – жалеj-ут,

седеть – седеj-ут.

Основа инфинитива на –ова/–ева(ть), основа настоящего времени на –уj:

советова-ть – советуj-ут,

горева-ть – горюj-ут.

Основа инфинитива на –ну(ть), основа настоящего времени на –н:

прыгну-ть – прыгн-уть,

мигну-ит – мигн-ут,

толкну-т – толкн-ут.

Основа инфинитива на –и(ть), основа настоящего времени на мягкий согласный или шипящий:

ходи-ть – ход-ят,

[ход']

вороши-ть – ворош-ат.

 

У глаголов 5-го класса в формах 1л., ед.ч. наблюдаются исторические чередования: т//ч, д//ж, с//ш, з//ж, ст//ш', зд//ж', п//пл', б//бл', в//вл', ф//фл', м//мл':

молотить – молочу,

водить – вожу,

носить – ношу,

грозить – грожу,

пустить – пущу,

ездить – езжу,

копить – коплю,

любить – люблю,

любить – люблю,

ловить – ловлю,

графить – графлю,

сломить – сломлю.

 

Все остальные глаголы относятся к непродуктивным. Это сравнительно небольшая группа глаголов (около 400). Новыми словами непродуктивные глагольные классы не пополняются. По характеру отношений основ настоящего времени и неопределенной формы глаголы непродуктивных классов образуют 17 групп. Но их число постепенно сокращается, т.к. они подвергаются воздействию классов продуктивных, напр., входит в употребление форма мурлыкают вместо мурлычут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса, махать – машу – махаjу.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Каково значение глагола? Чем отличается глагол от других частей речи?

2. Каковы морфологические особенности и синтаксические функции спрягаемых и неспрягаемых форм глагола?

3. Что представляет собой инфинитив?

4. Как определяются основы глагола настоящего времени и неопределенной формы?

5. как определяется принадлежность глагола к тому или иному классу?

 

Лекция №11

КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА

 

План

 

1. Сущность категории вида.

2. Видовые пары:

а) суффиксальные,

б) префиксальные,

в) префиксально-суффиксальные,

г) роль ударения в образовании видовых пар,

д) чередование гласных и согласных при образовании видовых пар,

е) супплетивные видовые пары.

3. Одновидовые глаголы.

4. Двувидовые глаголы.

1. Сущность категории вида.

 

Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Эта категория охватывает всю глагольную лексику.

Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решать – решить,

делать – сделать,

говорить – сказать.

Сравнивая слова каждой пары, мы замечаем, что при общности лексического значения они имею нечто, различающее их. Это «нечто» – значение вида. Первое слово каждой пары имеет формы несовершенного, второе - совершенного вида.

Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные, формы совершенного вида называют действия ограниченные.

 

Таким образом, вид – это грамматическая категория, указывающая на ограниченность или неограниченность действия.

 

В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать? что сделать?

 

Совершенному виду иногда приписывают значение совершенного, законченного действия. Это неверно. Законченное действие обозначает только форма совершенного вида прошедшего времени (выздоровела), а форма совершенного вида будущего времени (выздоровеет) законченное действие обозначать не может. Формы выздоровеет означает, что действие совершится после момента речи и, по мнению говорящего, достигнет некоторого предела.

 

2. Видовые пары:

Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, т.е. глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).

Видовую пару образуют глаголы с одной стороны – несовершенного вида, с другой стороны – совершенного вида. Эти глаголы обозначают один и тот же факт действительности. Ср.: писать письмо (несов. вид, длительность, продолжительность действия) и написать письмо (сов. в., отношение действия к внутреннему пределу).

Семантическое совпадение – необходимое условие видовой парности глаголов!

Так, глаголы писать – написать – это видовая пара, т.е. здесь полное семантическое совпадение, а вот глаголы писать – записать, писать - пописать, писать – отписать не являются видовыми парами.

Все приведенные префиксальные образования отличаются не только видовым значением. Приставки отчетливо сохраняю свои временные значения:

префикс за– – обозначает начало действия,

префикс по– – показывает, что действие осуществляется за ограниченное в своей длительности время,

префикс от– – выражает значение доведения действия до конца, исчерпанность действия во времени.

 

В выражении видовых различий глаголов участвуют разнообразные средства:

- суффиксы,

- префиксы,

- ударение,

- чередование согласных и гласных в основе,

- супплетивные основы.

 

а) Суффиксальные видовые пары – самый распространенный тип видовых пар в современном русском языке. Их члены отличаются друг от друга суффиксами.

Суффиксация часто сопровождается перемещением ударения и чередованием гласных и согласных корня.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Существительное + существительное | Страдательный
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.