Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории лидерства

Лидерство – процесс, связанный с выделением и деятельностью лидера – авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической или фактической властью в группе или организации. Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции: постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (взаимодействия) и нахождение средств для целедостижения; побуждение их к определенному типу поведения; ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.

Обычно выделяют три основных подхода к исследованию лидерства: теория личностных черт; поведенческий подход к исследованию лидерства; ситуационная теория лидерства.

Теория личностных качеств исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и т. д.

Согласно исходному тезису поведенческого подхода эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия "стиль управления". Стиль руководства – понятие, обозначающее индивидуальные особенности (манеры) руководителя, характеризующее вариативность исполнения работником формальных должностных ролей. Стиль руководства формируется в результате оценки руководителем ситуации и типа задач, решаемых его подразделением, и выступает одним из оснований для классификации стиля организации и управления с учетом его поведенческих особенностей.

Третий подход к изучению лидерства связан с использованием ситуационной методологии. Он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач.

В начале XX века американский исследователь Курт Левин произвел эксперимент, связанный с организацией учебного процесса у детей с тем, чтобы выявить, какой из трех приставленных кураторов, четко соответствующих по своим качествам и поведению автократу, демократу и либералу, приведет свою группу к более эффективным результатам. По завершении исследования обнаружилось, что наилучшей успеваемости добилась группа под руководством куратора-автократа, но зато "демократы" преуспели в плане командного духа, побеждая в проводимых дополнительных конкурсах и соревнованиях, в том числе спортивного характера. Наконец, если "автократы" добились наилучшей среднегрупповой успеваемости, то в "либеральной" группе особо проявили себя отдельные, одаренные творческие личности.

Итак, стили руководства Левина характеризуются следующим:

· Авторитарный

1. Жесткий контроль

2. Высокая централизация власти

3. Отсутствие доверия подчиненным

4. Высокая ответственность

5. Угрозы и наказания

· Демократический

1. Децентрализация власти

2. Неформальный контроль

3. Поощрение инициативы

4. Коллегиальность в принятии решений

· Либеральный

1. Редкий или полностью отсутствующий контроль

2. Поощрение инициативы

3. Самоуправление коллектива

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы власти | Природа и функции конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.