Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Спрос и предложение




1. Сущность и закон спроса.

2. Неценовые детерминанты изменений спроса.

3. Сущность и закон предложения.

4. Неценовые детерминанты изменений предложения.

5. Равновесная цена.

1. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта. которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного периода времени цен.

цена Величина спроса
   
   
   
   
   

 

 

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях, повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты эту обратную связь назвали законом спроса.

Доказательства:

1) обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителя цена - это психологический барьер, мешающий совершить покупку. Высокая цена отбивает охоту покупать, а низкая – это желание усиливает;

2) в любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения или выгоды или полезности от каждой последующей единицы продукта. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, покупатели приобретают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

3) эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров;

4) эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар, вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

2. Однако существуют и другие факторы, которые могут влиять и действительно влияют на покупки. При построении кривой ДД1 нужно допустить, что прочие условия равны, т.е. что неценовые детерминанты величины спроса представляются неизменными. Неценовые детерминанты - это другие факторы, помимо цены влияющие, на рассматриваемый конкретный продукт.

Неценовые детерминанты величины спроса:

1) Потребительские вкусы: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов, вызванные рекламой или изменениями в моде будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. И, наоборот, Технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов (появление СД привело к сокращению спроса на аудиокассеты);

2) Число потребителей: увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. И, наоборот;

3) Доход: воздействие на спрос изменений денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. И, наоборот. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Существуют исключения. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше дешевых и низкокачественных товаров. Более высокие доходы позволяют покупать более дорогостоящие продукты. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т.е. возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории;

4) Цены на сопряженные товары: приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например: сливочное масло и маргарин - когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его меньше, что вызывает повышение спроса на маргарин. И, наоборот. Когда продукты взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например: бензин и моторное масло - когда цена на бензин повышается, пробег автомобиля уменьшается, что сокращает спрос на моторное масло. И, наоборот. Когда два товара являются взаимодополняющими между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь;

5) Ожидания: относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить покупать их теперь же, чтобы упредить повышение цен. Равным образом ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

3. Предложение можно определить как шкалу. показывающую разное количество продукта. которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течении определенного периода времени.

 

 

Цена Величина предложения 5 60 4 50 3 35 2 20 1 5

 


 

Представленная в таблице связь между ценой и количеством предлагаемого продукта является прямой и положительной. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, наоборот. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество продукта по более высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Это диктуется здравым смыслом.

4. При построении кривой предложение любой экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложении любого продукта. Однако, кривая предложения, так же как и кривая спроса связана с допущением " при прочих равных условиях". Кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям.

Неценовые детерминанты величены предложения:

1) Цены на ресурсы: существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. За дополнительные единицы продукта фирмы должна установить более высокие цены: возросшее производство требует либо установки нового оборудования (на это нужно много времени), либо большее количество рабочей силы, а это расходы на заработную плату. Поэтому производство дополнительных единиц продукции требует больших издержек. Только снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. И, наоборот;

2) Технология: совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и, увеличится предложение;

3) Налоги и дотации: предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Дотации считаются "налогом на оборот", когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение;

4) Цены на другие товары: изменения цен на другие товары способны сместить кривую предложения продукта. Например: фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных и волейбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидание изменений цены продукта в будущем так же могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например: фермеры могут задержать завоз картофеля на рынок осенью, ожидая повышения цены весной, но это вызовет сокращение текущего предложения. С другой стороны ожидания повышения цен способно побудить фирмы увеличивать производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов: при данном обьеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

 
 
Общая величина предложения Цена Общая величина спроса Избыток недостаток 12000 5 2000 +10000 10000 4 4000 +6000 7000 3 7000 - 4000 2 11000 -7000 1000 1 16000 -15000  

 

 


 

ТЕМА: "КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА".

1) Сущность конкуренции.

2) Условия конкуренции.

3) Типы конкурентного поведения.

4) Неценовая конкуренция.

5) Защита конкуренции.

1. Конкуренция (в переводе с латыни – сталкивать, состязаться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства купли и продажи товаров.

Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: а) полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка; б) полной зависимостью каждого субъекта рынка от хозяйственной конъюктуры; в) противоборством каждого субъекта рынка с другими претендентами за наибольший доход.

Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

2. Конкуренция может существовать только при следующих условиях:

1) Наличие на рынке большого числа действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса. Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти среди продавцов и покупателей. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, не один из них не может предъявить спрос или предложение, на такое количество продукта которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Когда продукта на рынке оказывается необычайно мало, цена на него повышается. Точно также, если единичный производитель или группа производителей способны каким-то образом регулировать или ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них обеспечивая мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта. Индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, "Отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для покупателей.

2) Свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. Это означает, что не существует искусственных юридических или других препятствий, не допускающих расширения или сокращение отдельных отраслей.

3. Рыночное противоборство охватывает всю систему рынков. В каждом виде рынка конкуренция часто выливается в " войну всех против всех". Такое всеобщее сражение ведется на 3-х фронтах:

Первый фронт обнаруживается среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже, однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле.

Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи подешевле. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает тот, кто купил подороже.

Третий главный фронт " сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположенных позициях в отношении уровня цены. Выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

Конкуренция является рыночным регулятором. Такое регулирование идет по двум основным направлениям:

Первое направление: рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводство благ. В таких условиях усиливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цены. Цена начинает движения к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и возникает нехватка товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену. Она движется по направлению к равновесной цене.

Рост цен способствует повышению заинтересованности производителей в расширении выпуска продукции повышенного спроса. Товары появляются на прилавках магазинов. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать.

Закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция заставляет чрезмерно высокие и низкие цены двигаться к точке равновесия.

4. Помимо ценовой конкуренции существует еще неценовая конкуренция.

Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделей, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделей, а так же возросла общественная роль и значимость торговой рекламы.

5. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом капиталистической экономики. Это та сила, которая подчиняет производителей диктату покупателей. При конкуренции решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители могут лишь преспосабливаться к желаниям покупателей. Такая ситуация не устраивает производителей. Они начинают объединяться в монополии. Монополия – это ситуация при которой число продавцов становиться столь малым, что каждый продавец уже в состояние оказать влияние на общий обьём предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию. Монопалисты могут искуственно ограничевать объем продукции и тем самым получать высокую устойчивую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение ресурсов.

В США правительство пыталось установить контроль над монополиями двумя способами:

В первом случае, в отношении "естественных монополий", т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установила стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования подвергаются такому регулированию.

Во втором случае, на подавляющем большинстве рынков, эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции.

Поэтому федеральное правительство провело ряд антимонополистических законов, начиная с закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции.

 

ТЕМА: «ТОВАРНЫЙ РЫНОК И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.»

1. Товарная биржа и ее функции.

2. Товарные биржи России.

3. Сущность и виды цен.

4. Краткая теория ценообразования.

5. Директивные цены.

6. Деформации в системе цен.

7. Ценообразование в России в последние десятилетия.

1. Биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам.

На товарных биржах продаются элементы оборотной части постоянного капитала – сырые материалы, а так же предметы личного потребления. Товары продаются по образцам или стандартам, содержащим перечень необходимых признаков (качество, сортность), причем устанавливаются определенные минимальные размеры партий продаваемых товаров. Сроки сделок на товарной бирже очень длительны (до 14 месяцев). Наиболее распространенный срок до 6 месяцев. По каждому товару устанавливаются стандартные сроки ликвидации срочных сделок (на Чикагской бирже на пшеницу и кукурузу стандартные сроки – март, май, июль, сентябрь, декабрь).

Товарные биржи существуют иногда, вместе с фондовыми, иногда как самостоятельные, причем в ряде случаев лишь по отдельным группам товаров.

Биржевые сделки подразделяются на 2 типа:

А) Кассовые, при которых, деньги за товары уплачиваются сразу или в ближайшие 2-3 дня;

Б) Срочные, при которых, товары и деньги передаются через определенный срок.

Основная масса сделок на бирже – срочные. Сделки на срок подразделяются на 2 группы:

1) простые, или твердые, по которым обязательства должны выполнятся в установленные сроки по фиксированным, при заключении сделки, курсам или ценам;

2) сделки с премиями, при которых один из контрагентов, уплачивая другой стороне определенное вознаграждение (премию), приобретает право отказаться от сделки или видоизменить ее первоначальные условия.

Товарная биржа выполняет 2 важнейшие функции:

А) соединяет производителей сырья (преобразующих дары природы в сырые продукты, предназначенные для дальнейшей обработке) и производителей материальных благ (готовых для употребления человеком);

Б) соединяет производителей готовых благ и потребителей через систему посредников, переводящих оптовую торговлю в розничную.

2. В России на товарном рынке долгое время ведущую роль играло государство. Первая Санкт-Петербуржская биржа, учрежденная Петром I в 1703 г. была слепком амстердамских бирж. На ней обращалась продукция и имели хождение товарные векселя казенных мануфактур, обслуживающих армию и флот. Но укорениться в государстве, где не было ростов рыночного хозяйства, она не могла. Попытки создать другие биржи заканчивались неудачами, т.к. с их функциями вполне справлялись ярмарки. Отставание в России породило перенятие передовой технологии биржевого дела. В частности использовалась франко-немецкая терминология. Роль государства была высока, т.к. часновладельческий капитал по-просту не справлялся с рыночными реалиями и требовалась государственная поддержка. Несмотря на это петровская биржа сыграла свою роль: она притягивала и подпитывала торговое сословие, а так же готовила почву для товаризации казенного хозяйства.

При Николае I правительство реформировало увядавшую огосударствленную биржу. Допуск частного капитала оживил и ускорил процесс создание биржевых структур. Возникли биржи смешанного типа, которые оказались наиболее адекватны российским экономическим реалиям.

Однако государство не всегда играло лидирующую роль на биржах, она иногда отставала от биржевых реалий. В 1899 г под давлением биржевых кругов была создана комиссия, для использования опыта Лондонской и Берлинской бирж. Однако из-за бюрократизма этот опыт не был реализован на практике и, Россия сильно отставала в этой области от западных стран.

Биржи стали первыми носителями нарождающихся рыночных отношений. Так было в начале 20-ых годов XX в, когда биржи появились в 1921 г, а соответствующие постановлению только в 1922 г. История повторилась и в наше время: с начала развала командно-административной системы «явочным порядком» возникли нынешние товарные биржи.

Они сами создали необходимые для их работы предпосылки. Только потом были созданы законодательные акты, регламентирующие их деятельность. Большинство бирж по своему составу смешанные. Большинство бирж были созданы вместо министерств, поэтому государственные органы их как бы учредили.

3.В условиях свободного рынка взаимоотношения собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем она решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам)

. В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и все покупатели. Они проводят своего рода “голосование”, но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.

Рыночная цена – это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров.

В зависимости от разных условий купли продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы

С учетом способов регулирования выделяются следующие виды цен:

А) Свободные цены: они формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства на основе свободной договоренности продавца и покупателя;

Б) Договорные или контрактные цены: контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли продажи товаров. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровни их изменений.

В) Регулируемые цены: для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости);

Г) Государственные твердо установленные цены: государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют право их изменять.

В зависимости от форм и сфер торговли выделяют следующие виды цен:

А) Оптовые цены, по которым товары реализуются в оптовой торговле. По таким ценам предприятия – производители сбывают свою продукцию другим предприятиям, или торговым посредникам;

Б) Розничные цены, по которым, продукты продаются потребителям;

В) Тарифы на услуги – цены (расценки), определяющих уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг;

Биржевые и аукционные цены – образуются на разных конкретных формах рынков: биржах и аукционах

Цены мирового рынка – цены, которые:

А) Фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке;

Б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.

4. W=C+V+m, где W-цена, C-капитал, затраченный на производство товара, V- Зар.плата, m-прибыль.

Далее вступают в действие законы конкуренции, спроса, предложения. В результате устанавливается равновесная цена: цена продавцов совпадает с ценой покупателей. Равновесная цена обладает следующими необыкновенными свойствами: а) товар на рынке не больше и не меньше чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации;

б) в точке равновесия выражен наибольший социальный эффект: за равновесную цену потребитель приобретает предельное для его дохода количество полезностей; в) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров, ни дефицита благ.

За пределом равновесной цены на рынке образуется две зоны: экономического неблагополучия либо продавцов, либо покупателей.

Зона избытка товаров: здесь предложение благ со стороны продавцов превышает покупательский спрос. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из неблагоприятной ситуации может быть снижение цен.

Зона дефицита товаров: величина спроса превышает количество предлагаемых товаров. Такая нехватка продуктов образуется по разным причинам: а) выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом; б) цены искуственно снижают, что ведет к расширению покупательского спроса; в) денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров, может, при определенных условиях, перерасти в кризис недопроизводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция- скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы.

Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на эти продукты.

5. В условиях командно – административной экономики (пример СССР), когда регулирование всей хозяйственной системой идет из некоего центра (гос. плана), ценообразование идет не на основе спроса, предложения, конкуренции. Это происходит потому, что предприятия, выпускающие однородную продукцию, не имеет хозяйственной обособленности, т.е. все они принадлежат государству. В таком случае механизм конкуренции перестает действовать, так как нет основного стимула для предпринимателя – получения прибыли Государство становится монополистом и имеет возможность манипулировать предложением, а, следовательно, устанавливать любые цены.

Это директивные цены, т.е. основанные на директиве или приказе из некоего государственного центра, которые устанавливаются в зависимости из каких – либо государственных соображений.

6. Даже при существовании рыночного механизма в стране, государство, в некоторых случаях, устанавливает свои твердые директивные цены. Законодательно устанавливаются пределы роста или падения цен. Это делается для того, чтобы либо социально защитить некоторые слои общества, либо материально стимулировать некоторых производителей. В итоге возникают деформации в системе цен.

Потолок цены – это законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Основанием для введения потолков цен на конкретные продукты служит представление о том, что эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не могли бы купить при равновесных ценах.

В качестве примера цены на хлеб и молоко. В широких масштабах потолки цен или общий контроль над ценами в государствах с рыночной экономикой, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике.

 

 

Масло: Равновесная цена 1,2 $. Быстрый рост цены способствует развитию инфляции и исключает из числа покупателей малоимущие семьи, доходы которых не поспевают за ростом цен. Для того чтобы противодействовать росту цен, а, следовательно, инфляции и социально защитить малоимущих государство устанавливает цены в 0,9 $. Установление потолка цен имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Способность свободного рынка к нормированию потребления будет парализована. Существование потолка цен создает устойчивый дефицит масла, т.к. при цене 0,9$ предложение будет равняться Qs, дефицит будет равен Qd-Qs. Потолок цен мешает ликвидировать дефицит. Как распределить наличное количество продукции? Можно распределять продукцию в порядке живой очереди, не хватит тем, кто придет последним. Бакалейщик может распределять масло в соответствии со своими интересами. Распределение масла в таком случае будет не справедливым. Поэтому, во избежании распределения по принципу «кто больше захватит», правительство следует установить определенную систему нормирования продукции для потребителей.

Выпускаются потребительские карточки – купоны. Эффективная система нормирования предполагает печатание карточек, соответствующих Qs. Как богатая семья из 4-х человек, так и бедная из 4-х человек получит одинаковое количество масла. Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы: на рынке большое количество покупателей, стремящихся купить масло, но по цене, превышающей установленный потолок. Для бакалейщиков выгодно продавать масло по высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождающееся введением контроля за ценами, возникают черные рынки, на которых покупается и продается по ценам выше установленных пределов. Дополнительные трудности создаются обращением фальшивых потребительских карточек.

Нижний уровень цены – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Она обычно применялась в таких случаях, когда общество представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей.

Законодательство о минимуме зарплаты, а так же поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию – это 2 наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

 

 

 

Кукуруза: рыночная равновесная цена за центнер кукурузы- 2 доллара.

Доходы фермеров крайне низки. Правительство принимает решение оказать им помощь, законодательно установив цену в 3 доллара. При любой цене, превышающей цену равновесия, количество предлагаемой продукции окажется больше количества спрашиваемой продукции, т.е. возникнет излишек. Фермеры будут стремиться произвести и предложить на рынке продукции больше, чем то ее количество, которое захотят приобрести покупатели по минимальным ценам. Способность свободного рынка к нормированию будет парализована введением регулируемой цены. Излишек будет равен Qs-Qd. На правительство ложится задача, так или иначе совладать с излишком, порожденным установлением нижнего уровня цен. При этом в распоряжении правительства имеется 2 подхода к этой проблеме:

оно может ввести в действие конкретные программы ограничения производства (определить предельные посевные площади под данную культуру) или стимулирования спроса (изучить новые возможности использования этих сельскохозяйственных продуктов), с тем чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а, следовательно, и величину проистекающего отсюда излишка. Если эти мероприятия окажутся неудачными, то правительство должно прибегнуть ко второму варианту действий;

правительство должно закупить излишнюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить ее на хранение или как – то иначе распорядиться ею.

Ценовые потолки и нижние уровни цен, лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей, регулируемые цены этого не делают. Государство вынуждено брать на себя проблему нормирования. Предлагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен перекрываются потерями, возникающими в связи с созданием товарных излишков и дефицитов.

7. В середине 80-х гг.XX в. деформации в системе ценообразования достигли предела. Дефицит присутствовал на все виды продукции. Полки магазинов с каждым днем пустели. Снижался покупательский вес рубля. Правительство пыталось предпринять шаги, чтобы избежать нежелательных последствий. Попытки наложить ограничения на рост зарплаты в ряде отраслей промышленности натолкнулись на явное и скрытое сопротивление производственников. При усиливающихся инфляционных тенденциях деньги теряли свой вес. Появилась массовое стремление реализовать их, превратить в предметы потребления. Нарастая ажиотажный спрос на товары долговременного пользования. Установленные государственные цены не отражали цену, которую готов был выплатить потребитель. Определяющей становилась цена «черного рынка». В обществе нарастала напряженность, которую усиливали постоянно повторяющиеся кризисы отдельных товаров: сахарный кризис, нехватка моющих средств (лето 1989 года); чайный кризис (осень 1989); табачный кризис (лето1990 года).

К концу 1990 года наметился полный крах советской экономики. Показателем краха стала галопирующая инфляция, огромный рост внутреннего и внешнего долга, обесценение рубля, возрастание натурального обмена (бартера).

После августовского путча 1991 г. одной из первоочередных задач правительства России (фактически во главе его стоял Егор Гайдар) стала экономическая реформа. Е. Гайдар был сторонников монетарной модели экономики. Главным условием экономической деятельности вообще Гайдар считал преодоление бегства от рубля, возращении деньгам общественной ценности. Монетаризм исходит из того, что экономика в идеале может функционировать лишь при соответствии денежной массы товарной массе. Тогда создаются условия для формирования бездефицитного бюджета, преодоление инфляции.

Программа экономической реформы включала 3 основных направления: а) либерализация цен; б) свобода торговли; в) проведение приватизации.

Метод – шоковая терапия. Предусматривалось, что к концу 1992 года экономика стабилизируется.

В XX в. имелись аналоги проведения таких реформ. Это реформы Западной Германии (ФРГ), Чили, Испании. Однако наше правительство не учло, что в отличии от этих стран в России не было политического обеспечения реформ. В Германии – наличие оккупационных войск, в Чили – диктатура, в Испании было достигнуто общественное согласие.

1 января 1992 г. либерализация цен началась. Она привела к огромному росту цен. К 1996 г. путем неимоверных усилий удалось приостановить рост цен. Но в августе 1998 г. произошел новый скачек цен в 4-5 раз в течении 3-4 месяцев. Положение удалось выправить только к 2000 г. В 2000 – 2001 гг. происходила корректировка цен в сторону увеличения, но не такими быстрыми темпами как в 1992 – 1999 гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.