Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правового статуса личности




Лекция 4

 

1. Правовой статус личности

Развитие правового статуса личности. Права человека — высшая и безусловная ценность, признаваемая и уважаемая всеми цивилизованными странами. Соблюдение прав человека является основным критерием в оценке деятельности государства и его органов, принимаемых ими законов. Поэтому институт прав и свобод человека и гражданина является основополагающим институтом в современном конституционном праве. Однако такое значение права и свободы человека приобрели не сразу. На протяжении многих веков менялось отношение к ним государства, их объем и даже содержание. Современное понимание прав человека как — члена гражданского общества сложилось сравнительно недавно, в эпоху буржуазных революций конца XVIII в. Появление прав было вызвано необходимостью заменить феодальные привилегии, которые распределялись в соответствии с сословной принадлежностью.

История формирования института прав и свобод человека неразрывно связана с развитием философской и общественно-политической мысли, что получало воплощение в правовых документах. Первыми актами в этой области принято считать английские Хартию вольностей 1215 г. и Хабеас корпус акт 1678 г., появившиеся как результат борьбы сословного представительства с монархией. В XVII—XVIII вв. в Европе происходит бурное развитие либерально-демократических концепций развития общества. В учениях Руссо, Гроция, Локка. Монтескье развиваются теории о естественном праве, общественном договоре, разделении властей, правовом государстве, гражданском обществе, правах человека. В это же время появляются правовые документы, оформляющие их. Среди них: Декларация независимости 1776 г., Конституция 1787 г. и Билль о правах 1791 г., принятые в США. Особое влияние на развитие института прав и свобод человека оказала французская Декларация прав человека и гражданина 1789г. После Второй мировой войны создаются международные организации, такие как Организация Объединенных Наций, основной целью которых было защита прав человека.

В современном мире соблюдение и защита прав человека являются только внутренним делом государства. Это означает, что международное сообщество вырабатывает единые стандарты в этой области, обязательные для всех государств и защищающие каждого человека в любом месте, независимо от страны его про­живания.

 

«Поколения прав». Исследователи выделяют три поколения развития. Это деление весьма условно. Обычно к первому поколению прав относятся либеральные права и свободы, завоеванные в бур­анных революциях и закрепленные в первых конституциях, которые обязывали государство не вмешиваться в сферу личных интересов человека (негативные права) и давали возможность участвовать в управлении государством, названные по этому личными, или гражданскими, правами: право на жизнь, свободу мысли, совести, равенство перед законом, избирательные права. Второе поколение прав — это те, которые были направлены на улучшение социально-экономических условий жизни всех общественных слоев. Большое влияние на формирование этой категории прав оказали рабочее движение и конституционная практика социалистических стран. Среди них социальные, экономические и культурные права: право на труд, справедливое вознаграждение за него, безопасные условия труда, социальное обеспечение и др. К третьему поколению прав принято относить так называемые коллективные (солидарные) права, появившиеся много позже первых, в эпоху освобождения государств от колониальной зависимости. Это права меньшинств, право народов на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, на общее наследие человечества и т. д. Вполне возможно, что в скором времени можно будет говорить и о группе прав четвертого поколения, связанных с условиями и результатами научно-технической революции.

Естественноправовая концепция прав человека. В становлении современной доктрины прав и свобод человека огромную роль сыграло учение о естественных правах человека, т. е. правах, данных человеку с рождения. Основная идея учения — человек рождается свободным, а его права и свободы принадлежат ему в силу того, что он человек. Иными слова­ми, естественные права человека существуют объективно, не­зависимо от воли и желания человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Концепция определяла, что права и свободы не зависят от воли государства, а должны га­рантироваться и обеспечиваться им. В правовом смысле это означало, что человек, ранее подчиненный государству и зави­симый от него, приобретает самостоятельность, право на не­вмешательство государства в сферу свободы личности, его прав, определенную законом. Государство должно защищать их в случае нарушения.

Понятие прав и свобод человека.

Это понятие имеет много аспектов, его можно рассматривать как обозначение системы философских, гуманистических, мировоззренческих ценностей. В данном случае следует определить его правовое значение. В этом смысле права и свободы человека и гражданинаэто ножные модели поведения, закрепленные законом и гаранти­рованные государством как для граждан, так и для других лиц, находящихся на его территории. Иными словами — это воз­можности пользоваться определенными экономическими, политическими и духовными благами и ценностями общества и государства.

Понятие «свобода» многогранно. Необходимо различать свободу как философскую категорию и как юридическое по­нятие. Свобода в первом случае — это естественное состояние человека или народа, любой социальной общности, которое позволяет им поступать в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Это философское понимание свободы как высшей ценности после самой жизни лежит в основе опреде­ления правового термина «свобода». С правовой точки зрения свобода — субъективная возможность отдельного человека со­вершать или не совершать конкретные действия, основываясь на конституции и законе. В этом значение «свобода» почти совпадает с понятием «право человека», тем не менее законо­дательство использует оба этих термина. Это деление условно, так как не имеет четких критериев разграничения.

Употребляемые в праве термины «права человека» и «права гражданина» также обозначают разные понятия. Традиционно считается, что права человека являются первичными и происходят из естественных прав, которыми обладают все люди. Эти права должны быть предоставлены всем лицам, находящимся на территории государства. Для признания за челове­ком прав гражданина необходимо наличие особой связи его с конкретным государством. В этом случае человек получает oт государства дополнительные возможности: право на управле­ние государством, участие в выборах высших и местных органов власти, право на доступ к государственной службе, некоторые экономические права. Этих прав лишены люди, которые не являются гражданами государства.

В тексте Конституции Российской Федерации для обозначения прав человека используются слова «все», «каждый», «никто» и т. д. При закреплении прав, распространяющихся только на граждан Российской Федерации, это прямо указано в тексте конституционной нормы.

Международные стандарты в области прав человека. Одним из основных принципов международного права является принцип уважения прав и основных свобод человека. В на­стоящее время большинство стран, в том числе Россия, в це­лом приняли естественноправовую точку зрения на происхож­дение и сущность прав человека. Эта концепция заложена в основных международно-правовых актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Декларация состоит из 30 статей и содержит перечень фундаментальных прав челове­ка: личные, гражданские, политические, экономические, соци­альные и культурные права. Декларация отражает идею о единстве прав человека и их взаимосвязанности, и о том, что каждый человек должен нести обязанности перед обществом. На основе Декларации были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Факультативными протоколами к нему. Они содержат права, составляющие основу правового статуса человека в каждом государстве. Международное право обязывает все страны привести внутреннее законодатель­ство в соответствие с названными актами. Связанные между собой нормы о правах человека представляют собой систему международно-правовых стандартов в этой области. Для защи­ты этих прав, при исчерпанности всех внутригосударственных средств, человек может обратиться в Комитет по правам чело­века ООН и в соответствии с Европейской конвенцией о защите Прав и основных свобод 1950 г. (принята в Риме) в Европей­ский суд по правам человека.

Кроме указанных актов, существует еще множество догово­ров и соглашений, принятых на их основе.

Конституционно-правовой статус личности в Российской Фе­дерации. В Конституции Российской Федерации заложены универсальные, фундаментальные начала, на которых строится не правовое регулирование в области прав и свобод человека и гражданина, регулирование отношений с участием личности в соответствии с нормами других отраслей права. Это — основы правового статуса личности, т. е. системы прав, свобод и обязанностей, зафиксированных государством в конституции и ином законодательстве.

Права человека и гражданина составляют основу правово­го статуса личности, который включает в себя также обязан­ности человека и гражданина, а также ответственность и га­рантии осуществления прав и исполнения обязанностей.

Принципами правового статуса личности являются признаваемые и охраняемые правом и государством основные начала, исходя из которых реализуются права и свободы человека и гражданина, обеспечивается выполнение его обя­занностей.

К этим принципам относятся:

- реализация прав и свобод на основе равноправия. Со­держанием данного положения выступает равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины;

- гарантированность прав и свобод. Без этого принципа права и свободы оставались бы декларацией, а не реально­стью. Гарантиями прав и свобод выступают такие положе­ния, как обязанность государства соблюдать и защищать права человека и гражданина (ст. 2, 17, 19 Конститу­ции РФ); направленность смысла и содержания деятельно­сти органов государственной власти, местного самоуправ­ления и должностных лиц на обеспечение прав и свобод человека и гражданина; обеспеченность прав и свобод правосудием (ст. 19 конституции РФ); гарантии государ­ственной защиты прав и свобод (ст. 45 Конституции РФ); гарантированность прав и свобод Президентом Россий­ской Федерации (ст. 80 Конституции РФ). Кроме того, сам человек вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми возможными законными средствами и способами. Кроме правовых, в системе гарантий следует учитывать и такие, как социально-экономические, полити­ческие и др.;

- презумпция неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимость их произвольного, не в соответствии с законом, ограничения. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ не должны приниматься законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, а в соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление таких прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ограничение прав и свобод возможно только в случаях, предусмотренных законом и если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Кроме того, в соответствии со ст. 56 Конституции РФ допустимо ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, что детали­зировано в отраслевом законодательстве. Во всяком слу­чае, ни при каких условиях не подлежат ограничению пра­во на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная, семейная тайна, честь и доброе имя, свобода совести и вероисповедания, право на жили­ще, права, связанные с участием личности в судопроиз­водстве;

- обладание гражданином не только правами, но и обя­занностями.

 

Классификация правь и свобод человека и гражданина. Права свободы человека составляют единую систему. Всякая классификация, или деление прав на группы, весьма условна, поскольку иногда очень трудно выделить ту грань, которая отделяет одно право от другого.

Можно группировать права личности по ряду оснований:

  1. по статусу субъекта

-права человека (право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (Право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства ст.27)

2. по количественному признаку

- индивидуальные и коллективные

3. по происхождению

- естественные права (право на жизнь, личную неприкосновенность) и позитивные права (право на защиту от безработицы)

4. по производности

-базовые права (право на управление делами государства) и производные (избирать и быть избранным)

5 по содержанию

- личные, политические, социально-экономические и культурные.

К личным правам и свободам в Конституции РФ относятся право на жизнь (ст. 20); право на охрану государством досто­инства личности (ст. 21); права на неприкосновенность лично­сти, частной жизни, тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (п. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (п. 1 ст. 27); право свободно выез­жать за пределы Российской Федерации и право граждан Рос­сийской Федерации беспрепятственно возвращаться в Россий­скую Федерацию (п. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным способом (ст. 29).

 

В соответствии с Конституцией РФ к политическим пра­вам относятся: право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить соб­рания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства (п. 1 ст. 32); право избирать, быть избранными в органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32); равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (п. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправ­ления (ст. 33).

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина согласно Конституции РФ относятся: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34); право ча­стной собственности (п. 1 ст. 35); право наследования (п. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требова­ниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (п. 1, 3 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4. ст. 37); право на отдых (п. 5 ст. 37); равное право и обя­занность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в слу­чае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окру­жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право на образование (ст. 43); свобода литературного, художест­венного, научного, технического и других видов творчества (п. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользо­вание учреждениями культуры, на доступ к культурным цен­ностям (п. 2 ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (п. 1 ст. 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46); право на получение квалифицированной юриди­ческой помощи (п. 1 ст. 48); право на возмещение государст­вом вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или должно­стных лиц (ст. 53).

В Конституции РФ на гражданина возлагаются и опреде­ленные обязанности. Установление обязанностей необходимо для нормального функционирования государства и обеспече­ния прав других лиц. Под обязанностями принято понимать закрепленные в Конституции РФ и охраняемые правовой от­ветственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его уча­стия в обеспечении интересов общества, государства и других лиц. К ним относятся: обязанность исполнять Конституцию РФ и законы; обязанность заботиться о детях; обязанность за­щищать Отечество; обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность уплаты налогов и сборов в соответствии с дейст­вующим законодательством (ст. 15, 57-59 Конституции РФ).

Как отмечалось, ряд прав и обязанностей принадлежат только тем лицам, которые имеют гражданство Российской Федерации. Например, на граждан России возлагается обязан­ность по защите Отечества; судьей может быть только граж­данин России.

 

Возраст. Существенным является вопрос о возрасте, с которого лицо может самостоятельно реализовать свой конституционно-правовой статус гражданина Российском Федерации, соответствии с российским законодательствам гражданин Российской Федерации становится совершеннолетним с 18 лет. Это не означает, что он только с этого момента обладает правами и свободами. Большая их часть принадлежит человеку с самого рождения. Достижение совершеннолетия означает наступление полной самостоятельности человека в принятии решений, в своих действиях и поступках, и в ответственности за их последствия. Именно это и установлено в ст. 60 Конституции: гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полком объеме свои права и обязанности с 18 лет. До этого момента большую часть его прав и обязанностей осуществляют за него родители или лица, их заменяющие их. Некоторые права ребенок может осуществлять самостоятельно с более раннего возраста. В частности, с 14 лет человек имеет право на легкий труд, не причиняющий вреда здоровью, с 6 лет человек имеет право осуществлять мелкие гражданско-правовые сделкой и т. д.

 

 

2. Гражданство

Понятие гражданства. Большинство людей, живущих на территории определенного государства, имеют общие корни, общие культурные, национальные, языковые традиции, под­держивают тесные экономические отношения между собой. Все они связаны общей историей и будущим с государством, которое их объединяет. Именно эти обстоятельства и обусловливают наличие у человека особых, длительных взаимоотношений с государством, на территории которого он проживает. В конституционном праве такое состояние определяется понятием «гражданство». Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданин наделен полным объемом прав и обязанностей, предусмотренным законодательством государства, которые защищаются всеми средствами государственного механизма внутри страны и за ее пределами. С другой стороны, государство вправе ожидать от граждан отстаивания ими интересов и безопасности государства, общества в целом. Эти взаимные обязательства носят постоянный и экстерриториальный характер, т. е. не зависящий от времени и места пребывания человека. Если лицо длительное время не проживает в своем государстве, от этого оно не перестает быть его гражданином. Современное международное право не предполагает наличия принципиальных различий в объеме прав и обязанностей, связанных с обладанием или отсутствием особой правовой связи между человеком и государством.

Институт гражданства сложился в Европе в период буржуазных революций в противопоставление институту подданства, предполагавшего личную верность и преданность монарху. Понятие «гражданин» предполагало наличие связи не с сувереном, а с государством. Важно отметить, что гражданство включало в себя не только наличие обязанностей по отноше­но к государству, но и обладание определенными правами, включая политические права — на участие в управлении государственными и общественными делами. Это означало переход на новый этап во взаимоотношениях человека и государства. В настоящее время термин «подданство», применяемый в странах с монархической формой правления, по своему содержанию практически равнозначен гражданству.

Кроме граждан в государстве могут проживать другие категории лиц: иностранцы, т. е. лица, имеющие гражданство иного государства, и лица без гражданства - ли ца, не имеющие никакого гражданства. Такой статус у лиц может возникнуть при утрате собственного гражданства и невозможности получить иное. Граждане могут иметь гражданство больше чем одной страны. Их признают бипатридами, т. е имеющими двойное гражданство.

Международные принципы гражданства. Российская Федерация должна выполнять определенные международные обязательства по регулированию института гражданства в своем национальном законодательстве, поскольку в этой области существую общепризнанные международные стандарты. В частности, к ним относятся положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., о том, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, в ней закреплено положение, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах любого государства, право покидать любую стану, включая свою собственную, и возвращаться в нее. Эти базовые нормы регулирования права человека на гражданство нашли свое отражение во множестве иных международных соглашений, участником которых является Россия.

Конституционные принципы гражданства в Российской Федерации. В Российской Федерации основные принципы гражданства закреплены в Конституции, в главе «Основы конституционного строя». Гражданство в Российской Федерации является единым, ст. 6 Конституции закрепляется равный и полный объем конституционных прав и обязанностей за каждым гражданином. Это означает, что все граждане Российской Федерации равны между собой и не могут подвергаться дискриминации по основанию приобретения гражданства. Принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковом или религиозной принадлежности.

Гражданин не может быть лишен по решению каких-либо государственных органов своего гражданства или права изме­нить его. Таким образом, государство не может лишить человека гражданства Российской Федерации ни по каким основаниям, даже если он признан судом преступником. В недавнем прошлом государство в виде меры наказания могло совершить такой акт. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Эти принципиально важные положения закреплены в ч.1 ст 61 Конституции.

И настоящее время в соответствии с Конституцией гражданин при любых обстоятельствах может рассчитывать на поддержку и помощь государства. Следует подчеркнуть, что проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его российского гражданства. Кроме того, никакой государственный орган не может препятствовать гражданину вернуться в Россию, если он того пожелает. Однако эти положения не означают, что лицо, совершившее преступление за пределами своей страны, освобождается от ответственности. Оно может быть подвергнуто экстрадиции, т. е. выдано заинтересованному государству при наличии с ним договора.

Всем гражданам России государством гарантируется защита и покровительство за ее пределами. Этот принцип установлен и ч. 2 ст. 61 Конституции. Он подразумевает, что все органы государства, и в первую очередь находящиеся за границей дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица должны обеспечить гражданам возможность пользоваться всем объемом предоставляемых государством прав, защищать их и охраняемые законом интересы граждан Российской Фе­дерации.

Законодательство Российской Федерации о гражданстве. Конституционные принципы гражданства реализуются в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве в Россий­ской Федерации», который является основополагающим нор­мативным правовым актом в данной сфере правоотношений. На его основе принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на ее тер­ритории. Эта норма непосредственно связана с современной международно-правовой тенденцией сокращения состояния безгражданства. Она необходима для России еще и в силу исторически сложившихся особых обстоятельств: тысячи бывших граждан СССР в результате ряда причин остались без гражданства и нуждаются в защите своих прав и прав своих детей. В Федеральном законе о гражданстве, помимо закрепления принципов гражданства, определены основания, условия порядок приобретения и прекращения российского гражданства июля

Двойное гражданство. Статус множественного или двойного гражданства возникает при наступлении коллизий правил о приобретении или выходе из гражданства, существующих и разных странах. Они могут быть связаны с заключением брака с иностранцами, когда супруг автоматически получает гражданство другого супруга, рождением детей в таких семьях и многими иными жизненными ситуациями. В этом случае человек одновременно является гражданином нескольких государств, т. е. он одновременно пользуется их защитой и покровительством, обладает соответствующими правами и несет обязанности. При этом для человека кроме положительных

Моментов могут возникать затруднения при уплате налогов, призыве на военную службу, обращении за дипломатической защитой, рассмотрении дел в суде третьих стран, когда требуется применение национального закона и т. д. Поэтому некоторые государства не признают двойного гражданства, т. е. не учитывают этот факт как юридический, и признают человека только гражданином своей страны с вытекающими из этого правовыми последствиями. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в России также не признавалось двойное гражданство.

В настоящее время положение изменилось. Статья 62 Конституции закрепляет право за гражданином Российской Феде рации иметь второе гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором. Более того, приобретение гражданином Российской Федерации иностран­ною гражданства автоматически не влечет за собой лишения гражданства России. Конституция подчеркивает, что наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанно­стей, вытекающих из российского гражданства. Для урегулирования возникающих затруднений и вопросов, возникающих при признании государствами двойного гражданства, заключаются договоры. Это обычная международная практика.

Способы приобретения гражданства Российской Федерации. И практике государств существуют несколько способов приоб­ретения гражданства. Основными являются: 1) приобретение гражданства по рождению (филиация) от лиц, имеющих определенное гражданство (право крови), либо на определенной территории (право почвы) и 2) прием в гражданство по заяв­лению заинтересованного лица (натурализация).

Подавляющее большинство граждан получают свое граж­данство именно по первому основанию. Есть иные, реже встречающиеся способы приобретения гражданства, в частности восстановление утраченного гражданства, регистрация (уп­рощенный способ получения гражданства). Особые случаи возникают в результате крупных социальных катаклизмов или заключения международных договоров, когда часть территории одного государства передается другому (у ее жителей появля­йся возможность выбора гражданства — оптация) или когда на определенной территории появляется одно или несколько новых государств. В данных обстоятельствах может быть применен особый способ приобретения гражданства — признание гражданства нового государства для всех жителей данной территории с правом конкретных лиц отказаться от этого.

Именно в результате применения этого способа гражданами России стали все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве от 6 февраля 1992г.

В Российской Федерации применяются почти все выше перечисленные способы приобретения гражданства. Гражданином Российской Федерации можно стать по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором.

Рождение ребенка на территории России само по себе не является основанием автоматически признать его гражданином РФ. Для этого должны быть соблюдены некоторые условия. Но в любом случае приоритетными являются интересы ребенка, а в спорных ситуациях — распространение на него защиты и покровительства Российского государства, т. е. предоставление российского гражданства.

Прием в гражданство Российской Федерации осуществля­ли в общем и упрощенном порядке. Упрощенный порядок предусматривает льготные условия приобретения гражданства, как правило, без соблюдения некоторых условий, установленных для лиц, приобретающих гражданство Российской Федерации в общем порядке.

В общем порядке в гражданство Российской Федерации принимаются лица, если они: 1) непрерывно проживают на территории России в течение 5 лет; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) владеют русским языком. Указанный срок может быть сокращен до одного года, если лицо имеет высокие достижения в науке, технике, культуре или обладает профессией, имею­щий интерес для России; лицу предоставлено политическое убежище; лицо признано беженцем. Для определенной категории лиц могут быть сделаны все исключения. Речь идет о лицах, имеющих особые заслуги пе­ред Россией. Они могут быть приняты в гражданство Россий­ской Федерации без соблюдения указанных условий.

Для получения российского гражданства. в частности восстановление в гражданстве. Оно проходит по общим правилам приема в гражданство, с одним исключением - срок обязательного постоянного проживания в России co­кращен до трех лет. При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) согласно условиям данного международного договора.

Основания отклонения заявлений о приеме и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Решение о приеме в гражданство страны — это суверенное право самого государства. Но существуют права человека, исторические связи населения, стратегические цели государства, которые необходимо учитывать. Именно поэтому законодательство должно быть объектив­ном к любому человеку, заранее определяя те критерии, в соответствии с которыми лицо не может претендовать на получение гражданства. Это делается в интересах как безопасности государства, так и его граждан. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве заявление о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации отклоняется, если лицо: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создает угрозу безопас­ности России; выдворялось за пределы России в пятилетний период, предшествующий подаче заявления, в соответствии с федеральным законом; использовало подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения; ряд иных обстоятельств, указанных в Федеральном законе.

Прекращение гражданства Российской Федерации. Главным основанием прекращения российского гражданства является им ход из гражданства. Это — самостоятельное решение человека. Если человек проживает в России, то такой выход по по заявлению осуществляется в общем порядке, если за пределами России, то — в упрощенном порядке. Упрощенный порядок по заявлению единственного родителя-иностранца или родителей, один из которых иностранец, используется при выходе из российского гражданства детей. Однако в Федеральном законе о гражданстве перечислены причины, исходя из которых государство может отказать в реализации такого решения. Выход из гражданства не допускается, если гражданин Российской Федерации: 1) имеет невыполненное перед государством обязательство, установленное законом; 2) привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения

Гражданство и брак. Важным является вопрос об изменении гражданства при заключении брака. Заключение брака между людьми, имеющими различное гражданство, имеет правовые последствия, которые требуют урегулирования. Они возникают при рождении детей, разделе имущества и т. д. Если между супругами возникает спор по этим и другим вопросам то стороны в этом конфликте интересов могут быть не равны. Чтобы защитить права и интересы более слабой стороны, и этой сфере существуют международные стандарты. В частности, в 1957 г. была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая предусматривает, что заключение, расторжение брака, а также перемена гражданства мужем во время существования брачного союза автоматически не отражаются на гражданстве жены. Основной тенденцией международного права в этой сфере является постепенное сокращение действия принципа единого гражданства семьи и заме­на его принципом добровольного выбора гражданства заинте­ресованным лицом.

В Федеральном законе о гражданстве установлены положе­ния, реализующие эти международные стандарты. В России заключение и расторжение брака между гражданином Россииской Федерации и лицом, его не имеющим, не влечет измене­ния гражданства указанных лиц. Более того, вообще любое изменение гражданства одного из супругов в течение брака не может быть обязательным для изменения гражданства другого. Для защиты интересов детей, в том числе приемных, закреплено правило, в соответствии с которым развод родителей не влечет изменений в гражданстве детей.

Гражданство детей. Следует отметить, что вопросы гражданства детей занимают особое место в законодательстве о гражданстве. Государство исходит из того, что главным критерием при их решении являются интересы детей. Именно поэтому практически во всех нормах российского законодательства связанных с приобретением, изменением гражданства, дети выделяются в отдельную категорию, и регулирование этих правоотношений осуществляется с наделением их максимально возможными правами.

Федеральный закон о гражданстве защищает права детей при изменении гражданства их родителей. Если оба родителя или единственный родитель приобрели гражданство России, то российское гражданство приобретает и ребенок. В том же порядке прекращается и гражданство ребенка, только при ус­ловии, если в результате этого ребенок не станет лицом безгражданства.

Сложнее обстоит дело, если изменяется гражданство одногo из родителей. Когда один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации и сам ребенок проживает в России, то по заявлению этого ро­дителя ребенок может приобрести российское гражданство. Если в этом случае ребенок проживает за границей России, то для приобретения им российского гражданства требуется заявление обоих родителей.

Что касается приемных детей, то в этой области действу­ет иные правила. Усыновленный (удочеренный) иностранцами российский ребенок не становится иностранцем автоматически, он сохраняет свое гражданство. Его российское гражданство может быть прекращено по заявлению усыновителей в общем порядке, при условии, что он не станет лицом без гражданства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.