Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права о судах и правоохранительных органах

Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы

Лекция 5

 

Среди источников права о судах и правоохранительных органах определяющее место занимает Конституция Россий­ской Федерации. Правоохране в Конституции Российской Фе­дерации отводится достаточно внимания. Следует подчеркнуть, что Конституция РФ является законом прямого действия и ее нормы играют важ­ную роль.

В Конституции РФ изложены основы судебной власти, по­строение судебной системы, принципы судоустройства и дея­тельности судов; предусмотрены основные положения о прокуратуре Российской Федерации; прописаны вопросы деятельности правоохранительных органов.

Как установлено ст. 76 Конституции РФ по предметам ве­дения Российская Федерация принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Последние не должны противоречить федеральным конституционным законам. В свою очередь нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федераль­ным законам.

К источникам законодательства о правоохранительных ор­ганах общего характера следует отнести также международные правовые нормы, поскольку п. 4 ст. 15 Конституции РФ уста­новлено, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Непосредственно вслед за Конститу­цией РФ по своей юридической силе располагаются федераль­ные конституционные законы, затем федеральные законы. Они, как уже отмечено, имеют верховенство над законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе над основными их законами — конституциями и уставами.

По своему содержанию законодательные акты подразде­ляются на акты о судебной власти и судебной системе, орга­нах, обеспечивающих деятельность судов. К их числу отно­сятся такие отраслеобразующие законы, как федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1, от 31 де­кабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Фе­дерации»2, от 28апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»3, от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»4 и др.

 

Вторую группу законодательных актов составляют зако­ны, регламентирующие полномочия милиции, оперативнсивно-розыскных органов, федеральных органов безопасности, внут­ренних войск, таможенных и некоторых других органов. Эти законодательные акты регулируют организацию и деятельность по охране общественного порядка и безопасности.

К третьей группе правовых актов относится Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»'. Он регламентирует полномочия и систему прокурорских органов. К этой же группе можно отнести акт) акты об адвокатуре и нотариате.

Группа правовых актов, направленных на регулирование организации и деятельности правоохранительных органов,, но­сит подзаконный характер. К ним относятся указы и распоряжения Президента РФ. Главное предназначение указанных актов — обеспечить исполнение Конституции РФ и федеральных законов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы правового статуса личности | Судебная власть и принципы ее реализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.