КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И поддержки в ВКЛ
Государственно-муниципальной помощи Зарождение и развитие системы Частная благотворительность, филантропия и меценатство на белорусских землях. Борьба с проявлениями социальной патологии. Общинное призрение в ВКЛ. Зарождение и развитие системы государственно-муниципальной помощи и поддержки в ВКЛ. Тематика докладов и рефератов 1. Вклад Троице-Сергиева монастыря в развитие благотворительного дела. 2. Благочестие и милосердие видных представителей православия Московской Руси. 3. Стоглавый собор 1551 г. об оказании помощи нуждающимся. 4. Роль церковно-приходской благотворительности в Московской Руси. 5. Благотворительная, деятельность царского дворецкого Федора Михайловича Ртищева во второй половине XVII в. 6. Деяния государя Федора Алексеевича в области призрения в конце XVII в.
Лекция 6. Формы социальной помощи и поддержки населения в Великом княжестве Литовском (XIII—XVIII вв.)
С образованием и укреплением ВКЛ парадигма помощи и поддержки, которая действовала на белорусских землях в составе Древней Руси, изменяется. Для этого периода истории социальной работы характерны четыре основные формы (системы) помощи и поддержки: · церковно-монастырская система, существующая в условиях, когда православие на белорусских землях постепенно теряет позиции господствующей религии и ведущее значение приобретает поликонфессиональность; · светская (частная) благотворительность, где основную роль играют представители белорусско-литовской, а затем и польской знати; · общинное призрение нуждающихся на селе, которое выросло из общеславянских архаических форм помощи и взаимопомощи и в новых условиях получило дальнейшее развитие; · и, наконец, такая форма помощи нуждающимся, которую условно можно определить как государственно-муниципальная система призрения. Она вырастает и крепнет на основе традиций княжеского нищепитательства и широкого развития в ВКЛ городского самоуправления (магдебургий и муниципалитетов). Одной из особенностей возникновения и существования этих двух систем стало то, что они выросли на традициях полоцкой демократии, которые не угасли в ВКЛ. Как отмечает известный российский досоветский историк, профессор М.К. Любавский, в Литовско-Русском государстве, которое «в своем территориальном образовании на сто с лишком лет опередило другое русское государство - Московское, преобладало управление местное, проникнутое автономическими тенденциями, а земли сохраняли в нем свою прежнюю обособленность и самобытность, и все государство было проникнуто началами федерализма» [161, с. 36-37]. Все это не только создавало благодатную почву для распространения и утверждения на белорусских землях различных религиозных конфессий, которые, соперничая между собой за сферы влияния, сделали немало полезного в социальной поддержке нуждающихся, для развития частной благотворительности с ее социокультурной спецификой, но и оставили свой след на становление тенденций помощи со стороны государственной власти, органов местного самоуправления. Основные направления деятельности государства и общества в названной сфере были те же, что и в Западной Европе - профилактика бедности и борьба с проявлениями социальной патологии. Бедность могли вызывать различные причины: неумелое ведение хозяйства, неблагоприятные климатические условия, пожары, войны, эпидемии и т.п. К одной из первых законодательных мер в ВКЛ против обнищания населения следует отнести статьи «Уставы замков, держав и дворов» Сигизмунда Августа, которые предусматривали в голодные годы льготы крестьянам «как в данинах разных, так и в работе и в подводах», а также «потерпевшим от пожара, эпидемии и падежа скота». «Балочная устава» (1557) расширяла круг клиентелы, нуждающейся в помощи, и предписывала освобождать от наказания и взыскания тех крестьян, которые не уплатили податей и оброков «за пожогою, за вымеретьем або за хворобою всего дому, за голодом, за побитьем граду и за убожеством». Одним из подтверждений того, что законодательство ВКЛ в деле социальной помощи нуждающимся находилось на уровне тогдашнего общеевропейского, стала, например, ст. 10 разд. XI Статута 1529 г., которая запрещала продажу в рабство свободного человека в голодные годы, когда нищенство имело наибольшее распространение. а ст. 11 разд. XI предоставляла свободу челяди, которую во времена голода не мог прокормить хозяин [233, с. 116—118]. Этого в те времена не было в нормативно-правовых актах других государств. Таким образом, в отличие от России, где к середине XVII в. появляется некая кредитная система, позволяющая в период массового голода физически и экономически выжить человеку, на Беларуси законодательные нормы такого плана укоренилась раньше и были более гуманны, о чем, например, свидетельствует тот факт, что формально «отпуск на волю» осуществлялся без оговаривания «дополнительных условий». К профилактическим мерам против обнищания населения следует отнести и практику выдачи охранных грамот («железных листов») великого князя Литовского на срок до трех лет шляхтичам, купцам (т. е. тем, кто составлял опору существующей власти) и, что характерно, «иным людям обедневшим, кроме евреев», чего, опять-таки, в то время не было в законодательстве многих стран. Были предусмотрены меры и по защите своих прав беднейших слоев населения в ходе отправления судопроизводства. Так, человеку убогому, вдове или бедному суд, несмотря на то, что услуги адвокатов были платными, мог назначить защитника (прокуратора) бесплатно (ст. 57, разд. IV). Да и система наказаний, по сравнению с той, которая существовала в других европейских странах по отношению к маргинальным слоям населения, представляется более гуманной. Это, например, выражалось в отказе от уголовного наказания детей и подростков, отказе от смертной казни для беременных женщин, большей ответственности за преступления против женщин, установление юридической ответственности шляхтича за убийство простого человека, детоубийство и т. п. Гуманизм, как известно, предполагает и ответственность за соблюдение норм поведения в обществе. В ВКЛ, как и в Западной Европе, появляется ряд законов, запрещавших профессиональное нищенство. К одним из первых попыток белорусско-литовского феодального государства ограничить нищенство и бродяжничество следует отнести статьи Судебника Казимира IV Ягеллончика 1468 г. Статутов ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг., а в последующем - специальный Указ Короля Польского и великого князя Литовского Яна Казимира 1653 г. о нищих. Со временем роль государственной и муниципальных властей в борьбе с проявлениями социальных патологий возрастает. Это было обусловлено распространением профессионального нищенства как феномена социальной нестабильности, что характерно как для Западной Европы, так и для России того времени. В отличие от России с ее стремлением к централизованной системе помощи и поддержки, в ВКЛ основная нагрузка в профилактике и борьбе с нищенством ложится на местные органы самоуправления, что свидетельствует о приверженности к западным образцам. В этом видится одна из основных отличительных особенностей развития истории процесса социальной помощи в России и на Беларуси в тот период. В ВКЛ вплоть до последней четверти XVIII в. (т. е, до вхождения территории Беларуси в состав Российской империи) в деле социальной помощи нуждающимся, профилактики и преодоления феномена социальной патологии роль муниципалитетов, других местных органов власти продолжала оставаться весьма значительной в отношении к самым различным категориям населения. Магистраты брали на себя заботу об устройстве шпиталей и богаделен, которые, как и в России, во многом содержались за счет частных пожертвований. В задачи городских органов самоуправления в соответствии с широко распространенным на территории Беларуси Магдебургским правом (более 40 городов), кроме всего прочего, входила закупка и снабжение жителей хлебом во время голода из «местких скрынь» (общественных кладовых). За выполнением этих и других обязанностей магистратов следила королевская власть. Целый ряд статей «Белорусской конституции» (Статут 1588 г.) и других более ранних нормативно-правовых актов предусматривал защиту прав сирот и малолетних. Так, впервые возраст вменяемости (7 лет) указан в ст. 1 Судебника 1468 г. подготовленного и действующего на территории ВКЛ, что свидетельствовало о следовании общеевропейским правовым традициям с учетом местных условий. Статут ВКЛ 1529 г. определил, что «ест лета дорослые: младенцу осмнадцат лет, а девце пятнадцат лет» (ст. 18, разд. II) и в целом ряде других статей (ст. 5 II разд., стст. 1—2, 5 III разд. и др.) юридически закрепил права несовершеннолетних. Статуты ВКЛ разрешали родителям лишать своих детей наследства лишь в том случае, если они оскорбили отца или мать словом или действием. Позднее на территории Беларуси появились специальные «сиротские суды». Они учреждались при магистратах (с 1864 г. при окружных судах) и представляли собой сословные органы, ведавшие опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот (с 1818 г. личных дворян, если они не имели земельной собственности). В обязанности этих судов входило слежение за состоянием опеки и разбор жалоб на опекунов. Существовала и дворянская опека. Законодательство ВКЛ предусматривало и меры по оказанию помощи в профессиональном обучении детей низших слоев общества. В первой половине XVI в. «Устава замков, держав и дворов» Сигизмунда Августа предписывала «брать у крестьян сыновей и отдавать в наученье ремеслу с тем, чтобы они потом могли оказаться полезными для замков и дворов господарских». ВКЛ было одним из немногих государств мира, где женщины обладали значительными правами. Статуты ВКЛ предусматривали компенсацию шляхтянке за нанесение ей ран или словесного оскорбления (бесчестье), а штраф за убийство (головщизна) был вдвое выше, чем для мужчин того же сословия [235, с. 469]. За изнасилование женщины или девушки независимо от ее сословного положения насильник подвергался смертной казни («горлом маеть каран быти»). Ст. 9 III разд. Статута ВКЛ 1529 г. предусматривала право дочерей шляхты на наследование родового имущества. Но основным правом женщин привилегированных сословий было право на приданое и «вено»— обеспечение мужем на своих имениях и другом имуществе суммы, в два раза превышающей размер полученного приданого. Запись «вено» была узаконена еще привилеем литовским боярам 1413 г и сохранялась в Статутах ВКЛ. Таким образом, знатные шляхтянки, права которых в силу ряда социокультурных особенностей ВКЛ поддерживались властью, играли значительную роль в жизни литовско-белорусского государства. Не обошло законодательство ВКЛ и такую маргинальную категорию, как аномальные лица. Анализ Статутов ВКЛ и других юридических источников, показывает, что слепые, глухие, немые были юридически правоспособны, являлись одним из основных объектов социальной помощи и поддержки. Их права с течением времени расширялись и оформлялись юридически. Статут ВКЛ 1588 г. довольно подробно и своеобразно регламентировал вопросы, связанные с правовым положением сумасшедших (ст. 35 разд. XI). Если умалишенный принадлежал к состоятельным людям, то надсмотр за ним с надежной изоляцией от общества поручался родственникам, знакомым и слугам. Убогие сумасшедшие подлежали содержанию в местах заключения. Церковь (особенно православная) стремилась к ресоциализации аномальных лиц присущими ей средствами. «Больные, беснующиеся и безумные», как отмечает С. Герберштейн, не были избавлены от причастия в православных храмах. Что же касается проблем лечения бедных больных, то Статут 1588 г., например, упоминает «барберов» (ст. 7 разд. XII) [235, с. 461]. Так назывались парикмахеры, которые одновременно были и лекарями. Одновременно на Беларуси распространялись и научные идеи помощи аномальным лицам. Так, в процессе контактов с прогрессивными мыслителями ВКЛ и Речи Посполитой А. Добжанским, П. Кохлевским и др., Я.А. Ко-менский внедрял свои идеи о необходимости обучать даже «тупых и злых от природы», глухих и слепых, умственно отсталых и вообще трудно поддающихся воспитанию [137, с. 110]. В эпоху Просвещения для этого сложились наиболее благоприятные условия, продолжалось накопление и анализ научно-медицинских и психолого-педагогических знаний об аномальных людях, о целесообразности их специального воспитания, обучения и других видах социальной помощи. Основанный в 1579 г. Виленский университет проделал значительную работу по исследованию различных аномалий в развитии человека.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |