КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Меценатство на белорусских землях
Частная благотворительность, филантропия и
Уже в первые годы существования ВКЛ стала активно развиваться светская или, как ее определяли исследователи XIX в. частная благотворительность, что поощрялось государством в лице великокняжеской власти, местными органами самоуправления и церковью. Возникновение и развитие частной благотворительности было связано с расслоением общества на классы, когда появилась возможность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых в пользу бедных. Светская благотворительность выражалась в мерах помощи в период голода, эпидемий и других пандемических обстоятельств, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве и т. п. В качестве основных субъектов помощи выступали, прежде всего, представители белорусской магнатской знати таких древних родов, как Радзивиллы, Пацы, Четвертинские, Острожские, Олельковичи и др.; шляхта, священнослужители и мещане. Их деятельность на почве милосердия и благотворения при самом, иной раз, широком спектре мотивации (от идеальных до амбициозных мотивов), носила в большинстве случаев характер добровольности и истинного бескорыстия, была наполнена высоким гражданским смыслом, что, впрочем, не исключало использования частной благотворительности как средства политической борьбы, повышения социального статуса субъектов благотворения. Основные направления развития частной благотворительности были обусловлены социально-экономическими, идеологическими, военными и социокультурными потребностями, а также потребностями государства и общества в развитии тех или иных направлений социальной помоги нуждающимся. Многовекторность частной благотворительности распространялась от создания специальных благотворительных учреждений помощи и поддержки различным категориям нуждающихся до помощи в образовании, просвещении, профессиональной подготовке и т. п. Особенности развития института частной благотворительности на белорусских землях во многом были обусловлены влиянием на него межконфессионального соперничества, что обусловило акцент на развитие просвещения и культуры. Можно утверждать, что почти вся культура эпохи Возрождения и Реформации была создана благодаря меценатам. Принято выделять следующие формы меценатской деятельности: патронат или финансовая, моральная, юридическая поддержка творчества; собирание художественных коллекций, библиотек; разные типы фундаций, дарственных грамот в пользу как частных лиц, так и религиозных, общественных, культурных учреждений, которые способствовали их культурной и общественной деятельности. Пример подавали первые лица государства. Так, выделял личные средства на развитие культуры на белорусских землях польский король Сигизмунд II Август, создавший в Вильно картинную галерею и богатую библиотеку (1546), которая в 1552 г. насчитывала уже 1273 тома, в том числе и сочинение Н. Коперника «Об обращении небесных тел» До Сигизмунда заметную деятельность в области благотворительности проводила польская королева и жена великого князя Литовского Ягайло Ядвига, которая в 1397 г. при Пражском Карловом университете основала бурсу для студентов из литовских земель, выделив на ее содержание значительный капитал.. Членами различных православных братств, чья деятельность на ниве благотворения в XVI—XVII вв. общеизвестна, были князья Острожские, Олельковичи, Радзивиллы, Сапеги, Сангушки, Паскевичи, Пацы и представители других знатных белорусских магнатских родов. Например, К.К. Острожский, который родился и провел детство в Турове, основал братские школы в Слуцке и Турове (1572), Острожскую типографию, где работал первопечатник И. Федоров. Виленские братчики издавали свои книги в типографии князя Острожского в Ивье и Вильно. Отмеченные гуманистическим, демократическим отношением к судьбе человека в его земной среде, идеи белорусских просветителей, представителей радикально-гуманистической мысли нашли свое отражение и в деле совершенствования нормативно-правовых актов ВКЛ. В Статуте ВКЛ 1588 г. отдавалось должное и частной благотворительности. Статут дал значительный толчок развитию частной благотворительности. Благодаря материальной поддержке белорусских магнатов видные протестантские ученые, просветители, поселившись в их владениях в Несвиже, Слуцке, Бресте, Сморгони, Глубоком и многих других городах и местечках Беларуси, развернули свою просветительно-образовательную работу среди населения. С. Будного пригласил в белорусский город Клецк принявший в 1553 г. кальвинизм канцлер ВКЛ и виленский воевода Н. Радзивилл (Черный). Именно в Клецке С. Будный подготовил к печати свой знаменитый «Катехизис», вышедший в свет в 1562 г. на деньги Радзивилла в принадлежащей ему же Несвижской типографии. Это была первая печатная белорусская книга на территории, которую ныне занимает наша республика. Она появилась на два года ранее, чем «Апостол» И. Федорова, и использовалась в качестве школьного учебника. Видному государственному и общественному деятелю ВКЛ А. Б. Воловичу, который (как Н. Радзивилл) финансировал издательскую деятельность С. Будного в Несвиже, белорусский просветитель посвятил свою книгу «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562). Вообще же в XVI—XVIII вв. на территории Беларуси действовало 19 частных типографий, издано около 400 наименований книг. Расцвет благотворительного движения на Беларуси приходится на времена подъема дворянской волны гуманизма. В период Возрождения и Реформации поместья многих белорусских магнатов становятся реформационно-гумани-стическими центрами, вокруг которых группируются литераторы и общественные деятели. Так, особое внимание род Радзивиллов уделял развитию просвещения и образования. Его поддерживали в этом перешедшие в протестантизм рода Ходкевичей, Сапегов, Зеновичей, Глебовичей и др. Во второй половине XVI в. Радзивиллы создали ряд школ в своих частных владениях, при некоторых из них существовали бурсы (общежития) для детей из бедных семей. С середины XVI в. все большее значение приобретает дворянская благотворительность, особенно ее светские направления. В XVI—XVIII вв. в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, куда входили и земли Беларуси, благотворительностью в образовании сирот и детей из бедных семей все больше стали заниматься жены богатых людей. Украинский мемуарист Я. Охотский, англичанин В. О'Конор, польский мемуарист А. Машиньский пишут, что многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этикета, их обеспечивали одеждой и питанием, а по достижении совершеннолетия выдавали замуж с немалым приданым. На территории Беларуси в XIII — середине XVIII в. наиболее распространенной формой светской благотворительности, призрения нищих, бездомных, престарелых, больных, вдов и сирот стала организация и материальная поддержка «шпиталей». Так, в Могилеве, по подсчетам Ф. Журдо, в середине XVIII в. было свыше 30 шпиталей или по одному на каждую тысячу городских жителей. Их устраивали магнаты, церковь и братства, магистры, цехи ремесленников и т.д. Существенную помощь призреваемым в шпиталях оказывали частные благотворители. В конце XVIII в. шпитали потеряли свое первоначальное значение. Одни из них превратились в богадельни, другие сохранили функции приюта и больницы, третьи стали больницами. От прежних шпиталей у них осталось одно лишь название. Таким образом, система государственно-муниципального призрения в ВКЛ была приближена к западноевропейским образцам, развивалась по различным направлениям и предусматривала ряд мер поддержки, защиты и контроля, не ограничивая развитие поликонфессионального социального служения и светской благотворительности. Статуты ВКЛ, другие нормативно-правовые акты, постановления муниципальных органов содержали ряд требований и норм по предупреждению бедности, защите прав социально-уязвимых и маргинальных слоев населения, а также предусматривали наказания за асоциальное поведение, что сыграло значительную роль в профилактике и борьбе с такими проявлениями социальной патологии, как профессиональное нищенство, алкоголизм, проституция, детская беспризорность, бродяжничество и т. п. Светская благотворительность была активно поддержана государством и обществом, поскольку в ней виделся выход в решении тех вопросов помощи и поддержки, которое тогда не в состоянии было решить государство. Роль местных органов власти в деле призрения нуждающихся оставалась преобладающей вплоть до вхождения территории Беларуси в состав России, что внесло в этот процесс свои коррективы, и, несмотря на ряд трудностей, связанных с утверждением новой парадигмы и практики, объективно способствовало развитию и совершенствованию на интегративной основе системы социальной помощи в социокультурной среде двух братских народов в новых условиях.
Лекция 7. Социальная помощь за рубежом в Новое время (вторая половина XVII – начало XX вв.)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |