Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуется следующий порядок построения ДВ[47]





1. Запишите каждую проблему на отдельном самоклеящемся листке и прикрепите листки по кругу на плакате.

2. Начните с верхнего листка и, двигаясь по часовой стрелке, задайте вопрос:

«Имеется ли между этими двумя событиями связь?» Если имеется, тогда

спросите: «Какое событие вызывает другое или является причиной возникновения другого события?»

3. Нарисуйте стрелку между двумя событиями, показывая направление влияния.

4. После выявления взаимосвязей между всеми событиями подсчитайте число

стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.

Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным (см. схему).

Команда обычно выделяет два или три исходных события, которые она должна обсудить, чтобы решить, на каком из них следует сконцентрировать усилия в первую очередь. При этом учитываются различные факторы, например имеющиеся у организации ограничения, ресурсы, опыт.

Как видно из рисунка, приведенного выше (см. рис. 4.46), основными причинами высокого травматизма, по мнению экспертов, являются отсутствие командной работы и недостаточное обучение правильному и безопасному использованию оборудования.

Если между исследуемыми факторами можно рассчитать коэффициенты корреляции, ДВ может быть дополнена расчетом интегрированных сил, позволяющим количественно оценить роль каждого фактора в данной системе [48].

Это увеличивает достоверность результата решения задачи «о лидере». Нами был использован этот метод при анализе взаимосвязей между показателями точности цилиндрических шестерен [49].

 

 

Древовидная диаграмма (ДД)

После определения с помощью диаграммы взаимосвязей (ДВ) наиболее важных проблем, характеристик и т. п. с помощью ДД ищут методы решения этих проблем, обеспечения характеристик продукции и т. п.

При поиске коренных причин возникновения проблемы используют метод

«почему — почему».

Участники команды, которая занимается решением проблемы, задают вопрос: «Почему она возникла?» — и получают список причин первого уровня. Затем вопрос «Почему?» адресуют каждой причине первого уровня и получают список причин второго уровня и т. д.

Взаимосвязи между проблемой (характеристикой и др.) и ее причинами различного уровня (методами обеспечения и др.) изображают в виде многоступенчатой древовидной структуры. Принципиальная схема такой диаграммы показана на рис. 4.47.

 

При поиске причин какой-либо проблемы вопросы «Почему?» можно задавать очень долго и получить либо бесконечно большой список причин, либо выйти на основные исходные причины, устранение которых позволит эффективно решить проблему.

В процессе «мозгового штурма» команда должна установить эти коренные причины. Пример такой диаграммы при поиске причин, по которым потребители получали поврежденную продукцию, показан на рис. 4.48 [50].



Используя метод «почему — почему», участники команды обнаружили 3 коренные причины: плохая система связи, малый бюджет и плохо обученный персонал.

При поиске средств обеспечения какойлибо характеристики качества продукции, пожелания потребителя ДД должна позволить разложить эту характеристику на основные составляющие, которые могут быть реализованы на практике.

На рис. 4.49 показана ДД, преобразующая неконкретное пожелание потребителя в ряд технических свойств изделия, которые могут быть обеспечены при его конструировании и изготовлении.

 

Матричная диаграмма (МД)

МД позволяет наглядно представить взаимосвязи между различными факторами и степень их тесноты. Это повышает эффективность решения различных задач, учитывающих такие взаимосвязи.

В качестве факторов, подвергаемых анализу с помощью МД, могут быть: проблемы в области качества и причины их появления, проблемы и способы их устранения, потребительские свойства продукции, их инженерные характеристики (см. п. 4.1), свойства изделия и его комплектующих, характеристики качества процесса и его элементы, характеристики эффективности.

 

 

работы организации и элементы системы менеджмента качества и др. На рис. 4.50 Показана матричная диаграмма (матрица связей) для компонентов факторов A и B.

МД, показанная на рисунке (см. рис. 4.50), наиболее распространена. Она называется L-формой, представляет взаимосвязи между двумя группами факторов, широко используется при структурировании функции качества (см. п. 4.1) и поэтому имеет название таблицы качества.

Информация о степени тесноты взаимосвязи между различными факторами, представленная с помощью специальных символов, позволяет с большей точностью выполнить моделирование этих взаимосвязей и более эффективно управлять различными факторами и процессами.

Если необходимо проанализировать взаимосвязи между тремя группами факторов, следует использовать Tкарту (рис. 4.51, б). Для анализа взаимосвязей между 4 группами факторов предназначена X-карта

Т-образная диаграмма позволяет рассмотреть взаимосвязи, например, между дефектами продукции, их причинами и последствиями. Х-образная МД позволяет рассмотреть взаимосвязи, например, между дефектами продукции и группами причин первого, второго и третьего уровней (см. пункт 4.4.4).

Метод матричных диаграмм, как и другие новые инструменты качества, обычно реализуется командой, перед которой поставлена какая-либо задача в области улучшения качества. Степень тесноты взаимосвязи между факторами оценивается либо с помощью экспертных оценок, либо с помощью корреляционного анализа.

Стрелочная диаграмма (СД)

После предварительного анализа проблемы и способов ее решения, выполненного с помощью методов, описанных в пунктах 4.4.2–4.4.5, составляется план работ по решению проблемы, например по созданию продукта.

План должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Для облегчения разработки и контроля плана работ путем повышения его наглядности и используется СД.

Стрелочная диаграмма может иметь вид либо диаграммы Ганта, либо сетевого графа.

 

На сетевом графе с помощью стрелок наглядно показана последовательность действий и влияние той или иной операции на ход выполнения последующих операций, поэтому сетевой граф более удобен для контроля над ходом выполнения работ, чем диаграмма Ганта.

Диаграмма планирования осуществления процесса (PDPC)

Если стрелочная диаграмма (СД) применяется для планирования и контроля сравнительно простых отработанных процессов, не имеющих альтернативных вариантов, то PDPC (Process Decision Program Chart — диаграмма планирования осуществления процесса) применяется для планирования, оценки сроков выполнения сложных процессов в области научных исследований, производства новой продукции, решения задач менеджмента со многими неизвестными, когда необходимо предусмотреть различные варианты решений, возможности корректировки программы работ. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой. В тех случаях, когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков.В работах по корректировке процесса должны участвовать не только непосредственные исполнители, но и другие лица и подразделения, имеющие отношение к этой области. Это позволяет не упустить время и добиться наибольшего эффекта в реализации планов.

На рис. 4.54 показан пример PDPC — часть диаграммы планирования осуществления процесса получения заказа фирмой-производителем у покупателя (компании Y).

Анализ матричных данных (матрица приоритетов)

Данный метод наряду с диаграммой взаимосвязей (см. п. 4.4.3) и в определенной степени матричной диаграммой (см. п. 4.4.5) предназначен для выделения факторов, имеющих приоритетное влияние на изучаемую проблему.

Особенностью данного метода является то, что поставленная задача решается путем многофакторного анализа большого числа опытных данных, часто косвенным образом характеризующих изучаемые взаимосвязи. Анализ взаимосвязей между этими данными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого явления (процесса).

Рассмотрим методику применения данного метода на примере анализа влияния различных факторов на процент брака при литье в оболочковые формы [15].

В качестве изучаемых факторов были приняты 9 характеристик литейных форм и процесса их сборки. Вначале были измерены значения этих характеристик для 26 видов изделий. Полученные 234 результата были сведены в следующую таблицу (табл. 4.13).

Затем для этих изделий был установлен процент брака при литье. Корреляционный анализ значений факторов и процента брака в различных

изделиях позволил выделить из всех факторов составляющие первого и второго порядка важности.

К составляющим первого порядка важности относятся такие факторы, как вес, площадь заглушки, отношение веса к площади заглушки, диаметр выводной трубки, а к составляющим второго порядка важности — расход материала на единицу готовой продукции, форма.

Результаты анализа этих данных приведены на рис. 4.55. Разными по размеру черными кружками на рисунке показан процент брака для отдельных

видов изделий.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение процесса.

2. Что понимается под процессным подходом?

3. Назовите основные преимущества процессного подхода.

4. Чем характеризуется добавленная ценность процесса?

5. Кто может быть владельцем и руководителем (менеджером) процесса?

6. Какие процессы относятся к бизнес-процессам?

7. Приведите классификацию бизнес-процессов.

 

 

Основная литература

1- Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. Изд. Второе. Спб., «Конфлакс», 1999. – 369 с.

2- Управление качеством и реинжиниринг организаций / З.С. Абутидзе, Л.Н. Александровская, В.Н. Бас и др.: Учеб. Пособие. – М.,: Логос, 2003. – 328 с.

3- Управление инновационными проектами. Учебное пособие в 2-х частях. Издание второе, переработанное и расширенное. Часть I. Методология управления инновационными проектами. / Т.В.Александрова, С.А.Голубев, О.В. Колосова и др.; Под общ. ред. проф. И.Л.Туккеля - СПб: СПбГТУ, 1999. -100 с.

4- Справочник по инноватике. Под общей редакцией Федотова А.И. – Иркутск: Изд. Иркутского ГУ, 2006. – 200с.

5- Введение в инноватику. Под ред. В.Г. Колосова. Институт Инноватики ГОУ СПбГПУ, http: //ii/spb.ru//

Дополнительная литература

1- Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Маасаки Имаи. Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 274 с.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.