Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1– Применение инструментов качества при управлении проектами




IDEF0

Постоянное усложнение производственно-технических и организационно-экономических систем – фирм, предприятий, производств, и др. субъектов производственно-хозяйственной деятельности - и необходимость их анализа с целью совершенствования функционирования и повышения эффективности обусловливают необходимость применения специальных средств описания и анализа таких систем. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с появлением интегрированных компьютеризированных производств и автоматизированных предприятий.

В США это обстоятельство было осознано еще в конце 70-ых годов, когда ВВС США предложили и реализовали Программу интегрированной компью-теризации производства ICAM (ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing),направленную на увеличение эффективности промышленных предприятий посредством широкого внедрения компьютерных (информационных) технологий.

Реализация программы ICAM потребовала создания адекватных методов

анализа и проектирования производственных систем и способов обмена информацией между специалистами, занимающимися такими проблемами. Для удовлетворения этой потребности в рамках программы ICAM была разработана методология IDEF (ICAM Definition), позволяющая исследовать структуру, параметры и характеристики производственно-технических и организационно-экономических систем (в дальнейшем, там, где это не вызывает недоразумений – систем). Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования, основанных на графическом представлении систем:

1. IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.

2. IDEF1 применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;

3. IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы.

 

 

 

 

Контрольные вопросы

8. Приведите определение процесса.

9. Что понимается под процессным подходом?

10. Назовите основные преимущества процессного подхода.

11. Чем характеризуется добавленная ценность процесса?

12. Кто может быть владельцем и руководителем (менеджером) процесса?

13. Какие процессы относятся к бизнес-процессам?

14. Приведите классификацию бизнес-процессов.

 

 

Основная литература

6- Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. Изд. Второе. Спб., «Конфлакс», 1999. – 369 с.

7- Управление качеством и реинжиниринг организаций / З.С. Абутидзе, Л.Н. Александровская, В.Н. Бас и др.: Учеб. Пособие. – М.,: Логос, 2003. – 328 с.

8- Управление инновационными проектами. Учебное пособие в 2-х частях. Издание второе, переработанное и расширенное. Часть I. Методология управления инновационными проектами. / Т.В.Александрова, С.А.Голубев, О.В. Колосова и др.; Под общ. ред. проф. И.Л.Туккеля - СПб: СПбГТУ, 1999. -100 с.

9- Справочник по инноватике. Под общей редакцией Федотова А.И. – Иркутск: Изд. Иркутского ГУ, 2006. – 200с.

10- Введение в инноватику. Под ред. В.Г. Колосова. Институт Инноватики ГОУ СПбГПУ, http: //ii/spb.ru//

Дополнительная литература

2- Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Маасаки Имаи. Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 274 с.

 

Раздел 3 – Проектно-ориентированный подход

Понятие проект. Окружение проекта. Фазы и жизненный цикл проекта. Процессы и функции управления проектами. Структура проекта. Программные продукты в управлении проектами.

 

Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных работ, обеспечивающих достижение конкретным лицом или организацией заданных целей проекта в рамках составленного расписания, выделенного бюджета, а также при соблюдении прочих условий и ограничений.

Часто проекты являются важнейшими компонентами исполнения деловой стратегии организации.

В качестве примеров проектов можно привести такие проекты, как:

1. Проект по созданию нового продукта или услуги;

2. Проект по осуществлению изменений в структуре, кадрах или стиле деятельности организации;

3. Проект по разработке нового транспортного средства;

4. Строительство здания или сооружения.

 

Цели проекта (Project Objectives) – желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге

успешного осуществления проекта в заданных условиях его выполнения.

Основные требования, предъявляемые к целям проекта:

• Конкретность (цели должны иметь ясный смысл);

• Реальность (достижимость целей при заданных условиях);

• Измеримость (результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы).

Фаза проекта – это набор логически взаимосвязанных работ проекта, при завершении которых достигается один из основных результатов проекта.

Жизненный цикл проекта – полный набор последовательных фаз проекта, название ичисло которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект. Жизненный цикл проекта принято разбивать на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы

Смены фазы зачастую также обозначаются вехами проекта.

Веха - это значительное событие в проекте, промежуточный результат. Жизненный цикл проекта определяет начало и окончание проекта.

Большинство жизненных циклов проектов имеют набор общих характеристик:

• Стоимость и вовлечение сотрудников малы на старте, растут по ходу проекта и резко падают по мере завершения.

• Возможность участников проекта влиять на его результаты и конечные затраты наиболее высока на старте и значительно падает в дальнейшем.

В каждом жизненном цикле проекта присутствуют как минимум 4 фазы:

1. Концепция

2. Разработка

3. Реализация

4. Завершение.

Даже если в проекте выделяется значительно больше фаз, они всегда могут быть сгруппированы в указанные 4 фазы.

 

Управление качеством в проекте – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Раздел включает такие процессы, как планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.

Управление качеством осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта и охватывает все его стороны и элементы, в том числе:

1. Проектные, организационные и управленческие решения;

2. Используемые материалы, оборудование, сырье и др.;

3. Качество выполняемых работ при реализации проекта;

4. Качество полученных результатов проекта (продуктов проекта, оказываемых услуг).

Современная методология управления проектами использует подходы к менеджменту качества в проекте, изложенные в стандарте ISO 9001:2000.

Одним из самых важных средств обеспечения качества проекта является увязка технологии управления проектами с другими бизнес-процессами компании. Качество - очень широкое понятие, и управление качеством, или правильней сказать, менеджмент качества охватывает абсолютно все области управления бизнесом или проектом.

Менеджмент качества на сегодняшний день является самостоятельной методологией, закрепленной в системе международных стандартов ISO 9000. Вообще качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик продукции или услуг (или проекта) соответствует требованиям.

 

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту — как правило, на условиях частичной занятости — могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

 

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству

» Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление бюджета проекта, организацию, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

 

2.8. Структуризация проектов

Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.

Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить — как между собой, так и с конечной целью проекта.

Кроме того, процесс структуризации проекта — неотъемлемая часть общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей.

Подробно вопросы структуризации рассмотрены в гл. 13.

2.9. Функции и подсистемы управления проектами

Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование (гл. 13), контроль проекта (гл. 15), анализ (гл. 12 и 17), принятие решений (гл. 15), составление и сопровождение бюджета проекта (гл. 15), организацию осуществления (гл. 17), мониторинг (гл. 15), оценку (гл. 13), отчетность (гл. 17), экспертизу (гл. 10), проверку и приемку (гл. 16), бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы (гл. 13 и 14), закупки и поставки ресурсов и услуг (гл. 19), ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту (гл. 15), риски проекта (гл. 21), информацию и коммуникации (гл. 22), качество (гл. 18) и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области — затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и пр.

Подсистемы системы управления проектом по основным предметным областям подразделяются на: управление содержанием проекта, объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами (см. гл. 20), управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление, управление информацией и коммуникациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.