КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование персонала
Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от философии менеджмента Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от способа реализации стратегии в организации Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от миссии организации Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от стадии развития (этапа жизненного цикла) организации Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа общей стратегии организации Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа конкурентной стратегии В зарубежной литературе - «подход конкурентной стратегии». Рассматривает зависимость между стратегией управления персоналом и тремя конкурентными стратегиями, предложенными М. Портером [Porter, 1985]: стратегией инновации, стратегией повышения качества и стратегией лидерства в издержках [Армстронг, 2002].
В зарубежной литературе - «подход организационной типологии». Стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или общей стратегии организации. Например, Дж. Иванцевич и А.А. Лобанов [Иванцевич, 1993; Управление персоналом организации: Учебник, 2001] выделяют пять типов бизнес-стратегий организации: предпринимательскую стратегию, стратегию динамического роста, стратегию прибыльности, ликвидационную стратегию, стратегию круговорота (циклическую).
И.Б. Гурков [Гурков, 2001] предлагает вариант типологии стратегий, используемых организациями на российском рынке и присущих им элементов стратегии и политики управления персоналом, выделив: стратегию фирмы - «защитника», стратегию фирмы - «интегрированного анализатора», стратегию фирмы – «диверсифицированного анализатора» и стратегию фирмы – «проспектора».
В зарубежной литературе - «подход жизненного цикла». Например, Р. Марр и Г. Шмидт [Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики, 1997] рассматривают особенности стратегии и политики управления персоналом в зависимости от пяти стадий развития организации: зарождение организации, функциональный рост, контролируемый рост, функциональная интеграция, стратегическая интеграция.
Понятие «миссия организации», как система основных целей, которые организация ставит перед собой на определенный период своей деятельности, играет важную роль в стратегическом планировании бизнеса. В.И. Герчиков [Герчиков, 2003] выделил шесть основных компонентов миссии организации: прибыль, клиенты, дело, работники, развитие и территория, при первенстве которых политика управления персоналом имеет следующие особенности.
В зависимости от способа реализации стратегии в организации Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремин [Управление персоналом, 1998] выделяют четыре основных типа кадровой политики: пассивную, реактивную, превентивную и активную.
Немецкие специалисты в области промышленной социологии Керн и Шуманн [Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики, 1997] связывают предпочтение, оказываемое стратегиям в отношении персонала (называют их концепциями использования персонала) в большинстве отраслей промышленности (автомобилестроении, машиностроении, химической промышленности), преимущественно с различиями философии менеджмента, и выделяют три основных типа стратегий управления персоналом: тэйлоровскую, интегрированную и японскую.
Разработка стратегии управления персоналом представляет собой сложную задачу. Предпочтение должно отдаваться открыто сформулированной стратегии. Для этого нужны усилия экспертов из разных структурных подразделений организации. Необходимость участия в разработке стратегии управления персоналом большого числа компетентных лиц объясняется еще и тем, что достигнутое в результате их усилий единое понимание исходной ситуации и направлений действий должно быть принято и широко поддерживаться работниками организации.
Рекомендации по разработке стратегии управления персоналом: 1. Создать специальную рабочую группу, в состав которой войдут работники организации, занимающие руководящие должности: представитель руководства, руководитель службы управления персоналом, руководители основных структурных подразделений, отдельные ведущие специалисты организации, а также представитель профсоюзного органа. 2. К разработке стратегии могут и должны привлекаться сторонние специалисты. Будучи специалистами-экспертами, они привносят в работу знания, накопленные в ходе реализации аналогичных проектов в других организациях. 3. Общее число членов рабочей группы не должно превышать 10-12 человек, так как участники группы должны тесно сотрудничать между собой «лицом к лицу». 4. Основные моменты стратегии могут широко обсуждаться в коллективе организации, например, систематически выявляя отношение работников к различным аспектам деятельности организации с помощью проведения регулярных опросов. 5. Полезным для рабочей группы является изучение публикаций, посвященных проблемам стратегического управления персоналом, обмен мнениями с представителями других организаций, изучение опыта конкурентов.
Конечная цель деятельности рабочей группы заключается в разработке общей концепции стратегии управления персоналом организации и формулировании ее принципов в виде основных направлений политики управления персоналом (кадровой политики). Вторым шагом, направленным уже на реализацию стратегии, является подробное раскрытие содержания ее положений и их возможное оформление в отдельные программы, положения, порядки, процедуры и т.п. Дальнейшая работа по мониторингу и совершенствованию стратегии управления персоналом должна проводиться постоянно. Практика деятельности организаций показывает, что принципиальная смена стратегических ориентиров должна следовать с интервалами не менее 5-6 лет. Вопросы для оценки качества освоения материала 1. Дайте характеристику понятий «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом (кадровая политика)». В чем их различия? 2. Назовите основные черты стратегии управления персоналом организации. 3. Как взаимосвязаны общая стратегия организации и стратегия управления персоналом? Охарактеризуйте основные варианты взаимосвязи. 4. Назовите основные этапы разработки стратегии управления персоналом и кадровой политики организации. 5. Какие факторы оказывают влияние на процесс разработки стратегии управления персоналом и кадровой политики организации? 6. Дайте характеристику существующих подходов к классификации стратегий управления персоналом, реализуемых современными организациями. 7. Каковы будут особенности стратегии управления персоналом в зависимости от реализуемого организацией типа общей стратегии (стратегии бизнеса)? 8. Какие изменения будут происходить в стратегии управления персоналом при переходе организации на новый этап своего развития? 9. Назовите особенности процесса разработки стратегии управления персоналом организации. 10. Как часто должен проводиться пересмотр (изменение, корректировка) стратегии управления персоналом организации? Может ли организация иметь «универсальную» стратегию управления персоналом? Практическое задание ОАО «КАМАЗ»[5] - одна из крупных российских машиностроительных компаний. Миссия компании по отношению к потребителю: «Мы обеспечим успехи потребителей, производя конкурентоспособные автомобили на основе высокого качества, доступной цены и лучшего сервиса». Миссия компании по отношению к работнику: «Мы предоставим каждому человеку все основания гордиться причастностью к деятельности компании, ее традициям». Основные стратегические задачи компании: практическая реализация Продуктовой политики компании на 2000-2010 гг.; полное обновление модельного ряда большегрузов; создание и постановка на производство новых образцов техники; реализация Политики компании в области качества. Политика компании в области качества: «Высокое качество и конкурентоспособность продукции являются основой для повышения экономического благополучия компании и каждого ее работника». Работа с персоналом в компании строится на основе внедрения комплексной системы управления персоналом (КСУП). В ее основе лежит создание условий для творческого, профессионального и квалификационного роста каждого работника и всего персонала, способного выполнять возрастающие и усложняющиеся задачи, выдвигаемые рынком. Основные направления КСУП: построение системной и обязательной подготовки и повышения квалификации персонала, каскадного (сверху вниз) принципа обучения; планирование трудовой карьеры каждого рабочего и специалиста, формирование «золотого фонда» рабочих, подготовка резерва руководящих кадров и их ротация; диагностика потенциала специалистов и руководителей для планирования их дальнейшего роста квалификации и рациональной расстановки персонала. По мере роста производства и продаж компания намерена увеличивать инвестиции в качественный рост персонала и социальные программы. Социальная политика рассматривается руководством компании как важнейший инструмент стимулирования мотивации персонала, формирования корпоративной культуры компании, солидарной ответственности персонала и руководства за достижение лучших финансово-экономических результатов и комфортной атмосферы в коллективе компании. Политика организации системы стимулирования и оплаты труда персонала компании направлена на рост производительности, улучшение качества выпускаемой продукции и увеличение объемов производства и продаж. 1. На основании имеющейся информации сформулируйте стратегию управления персоналом компании. 2. Дайте оценку стратегии управления персоналом с точки зрения ее соответствия общекорпоративной стратегии и миссии компании. 3. Определите ключевые направления и сформулируйте основные принципы кадровой политики компании.
Литература к лекции 3 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб., 1999. 2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. 3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996. 4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2000. 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1995. 6. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. – СПБ.: Издательство СПбУЭФ, 1994. 7. Герчиков В.И. Функции и структура службы управления персоналом. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 8. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организации. – М.: ГАУ, 1997. 9. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. 10. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. 11. Зеленова О.И. Стратегия управления персоналом. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. 12. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993. 13. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М.: Экономика, 1991. 14. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2001. 15. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001. 16. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. – М.: ГУ-ВШЭ, 1997. 17. Стратегический менеджмент. Тематический сборник. Выпуск 6. Проблемы теории и практики управления. – М., 2001. 18. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 19. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., 1998. 20. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. 21. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001. 22. Marchington M., Wilkinson A. Core Personnel and Development, Institute of Personnel and Developmant, London, 1996. 23. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and sustaining superior performance. - The Free Press, New York, 1985. 24. Richardson R., Thompson M. The Impact of People Management Practices on Business Performance: A literature review //Institute of Personnel and Development. - London, 1999. 25. Schuler R.S. Strategic human resource management: linking people with the strategic needs of the business, Organizational Dynamics, 1992, 21 (1). 26. Wright P.M., McMahan G.C. Theoretical perspectives for SHRM. //Journal of Management, 1992, 18 (2).
Планирование персонала – это процесс выявления потребности организации в персонале для достижения ее стратегических целей и задач и разработка плана мероприятий по удовлетворению этой потребности. Планирование персонала должно являться неотъемлемой частью общей системы планирования бизнеса организации, то есть интерпретировать стратегические планы организации с точки зрения требований к ее персоналу. Планирование только тогда будет эффективно, когда оно вытекает из стратегии управления персоналом и кадровой политики организации. В рамках планирования персонала принимаются решения о потребностях в персонале по количеству, качеству, времени, продолжительности, а также месту его использования. Таким образом, планирование персонала организации имеет задачей определение способов и общих затрат на заполнение рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве и отвечает на вопрос: «Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы для достижения стратегических целей и задач организации?». Количественная потребность в персонале предполагает определение численности работников (в том числе в соответствии с их возрастом и полом), которые необходимы для выполнения поставленных задач. Качественная потребность в персонале учитывает потребность по категориям, специальностям, профессиям и уровню квалификации работников и предполагает определение требований, предъявляемых к конкретным рабочим местам. Данные о потребности в персонале будут неполными, если не будут определены время и продолжительность потребности в персонале. Потребность в персонале всегда устанавливается на определенное время или к определенному сроку. Временной диапазон планирования зависит, прежде всего, от специфики цели, задачи, вида деятельности и уровня квалификации работников, потребность в которых должна быть спланирована. Например, при планировании должно быть учтено время необходимое для найма работников, их профессиональной адаптации (в том числе профессионального обучения) до полного освоения рабочего места (должности, профессии). В зависимости от временного диапазона различают следующие виды планирования: - краткосрочное (на период до одного года); - среднесрочное (на период от одного года до пяти лет); - долгосрочное (на период более пяти лет). Как показывает практика деятельности современных российских коммерческих организаций, обычным горизонтом планирования персонала считается календарный год или рабочий сезон (для видов работ с высокой сезонностью, например, туристические курортные услуги). Кроме того, следует учитывать и тот факт, что при увеличении временного диапазона увеличивается и неопределенность в планировании, вследствие чего может снижаться его точность. Так, долгосрочное планирование персонала будет содержать достаточно приблизительные данные, а при уменьшении временного диапазона возможно составлять более детальные планы. Таким образом, среднесрочное и долгосрочное планирование ставит проблему корректировки планов. План не должен быть статичным. Время от времени (например, раз в полгода, год) его необходимо корректировать в соответствии с изменяющейся ситуацией. Определение временных диапазонов планирования персонала проводится с учетом специфики деятельности и условий конкретной организации. Если же планирование затрагивает различные временные диапазоны на разных уровнях планирования в организации, то появляется проблема временной координации планов, что означает ориентацию краткосрочного планирования на цели средне- и долгосрочного планирования или, наоборот, перенос целей долгосрочного планирования на краткосрочное [Беляцкий, 2002]. Такая координация планов является необходимой вследствие высокой степени интеграции планирования персонала в систему планирования всей организации.
Процесс планирования персонала включает следующие этапы: 1. Разработка требований к рабочим местам. 2. Исследование рынков труда. 3. Анализ текучести персонала. 4. Определение (расчет) потребности в персонале. 5. Определение затрат, связанных с удовлетворением потребности в персонале. 6. Определение путей покрытия потребности в персонале. 7. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале.
Этап 1. Разработка требований к рабочим местам (определение качественной потребности в персонале). Предполагает формирование системы требований (качественных параметров), которые организация предъявляет к работникам, занимающим определенные должностные позиции (рабочие места). Требования к рабочим местам определяются характером труда в той или иной должности. В свою очередь, характер туда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Разработка требований к рабочим местам должна отражать состояние, как на настоящее время, так и будущий прогноз требований. При разработке требований к рабочему месту следует учитывать специфику трудового процесса на конкретном рабочем месте и его взаимосвязь с другими должностными позициями и элементами структуры организации. Кроме того, при разработке требований к рабочему месту важно определить с помощью качественного анализа персонала и необходимую квалификацию сотрудника, выраженную через качественные параметры требований к персоналу. Так, на основании анализа системы требований к рабочим местам и фактической квалификации персонала разрабатывается план мероприятий по его развитию.
Традиционно[6] требования к персоналу (рабочему месту) включают следующие основные параметры: - знания (уровень образования, специальность, квалификация, дополнительная профессиональная подготовка); - профессиональный опыт (практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности, опыт работы на конкретных должностях); - способности (интеллектуальные способности, способность к обучению, особые способности, необходимые для определенной сферы профессиональной деятельности, например, способность противостоять стрессу, коммуникабельность и др.); - мотивационные установки ( стремление к карьерному росту, саморазвитию, повышению квалификации, стабильной работе, сфера профессиональных интересов и т.д.); - особые требования, связанные со спецификой работы (ненормированный рабочий день, работа в ночное время, командировки, частые разъезды и т.д.). Дополнительно в требованиях к персоналу могут указываться: - физические характеристики (состояние здоровья, выносливость, внешность и т.д.); - личностные характеристики (темперамент, черты характера и т.д.).
При разработке требований к рабочим местам, в зависимости от специфики организации и конкретного вида деятельности, следует учитывать действующие регламентирующие документы [7]: - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ); - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); - Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих; - Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих; - Сводный перечень государственных должностей РФ; - Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих.
Требования к конкретным рабочим местам (должностным позициям) могут быть сформулированы в виде следующих документов: - должностной инструкции [8] - основные разделы: общие положения (основные квалификационные требования, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности, порядок замещения во время отсутствия, подчиненность), функции, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности, оценка работы; - описания рабочего места (должности) [9] - включает описание деятельности работника, выполняющего функции в рамках конкретной должности; место должности в организационной структуре и специфические требования к выполняемой работе. Основные разделы: отношения субординации (определение субординации и порядка взаимодействия с другими должностными лицами и структурными подразделениями организации), структура задач (описание задач и полномочий давать указания и принимать решения), структура выполняемых работ (помимо перечня выполняемых работ включает требования к производительности и стандарты выполняемых работ); - модели рабочего места [10] - разработано в 1989 г. А.П. Егоршиным. Включает 15 элементов, представляющих собой качественные и количественные характеристики рабочего места: кадровые данные, опыт работника, профессиональные знания, профессиональные умения, личностные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень квалификации, служебная карьера, хобби (увлечения), вредные привычки и недостатки, организация труда, оплата труда, социальные блага, социальные гарантии; - профиля требований к должности [11] - разрабатывается на основе описания рабочего места (должности), содержит показатели степени выраженности по всем видам требований для конкретного рабочего места (должности). Как правило, выполняются в графической или табличной форме. Предполагает сравнение профиля требований к должности (профиля «идеального» сотрудника) с профилем способностей конкретного работника для определения его соответствия своему рабочему месту (должности); - профессиограммы [12] - отражает личностные характеристики, необходимые для работы на определенной должности (рабочем месте); - карты компетенций [13] - включает перечень профессиональных (что работник должен уметь делать для достижения требуемых результатов работы) и поведенческих (личностные характеристики и образцы поведения, необходимые для успешного проявления навыков межличностного общения, лидерства, коммуникативных навыков, умения работать в команде, аналитических способностей и т.д.) компетенций, необходимых для работы на определенной должности (рабочем месте).
Необходимо отметить, что в отношении форм описания требований к рабочему месту (должности) не существует единого мнения. В каждом конкретном случае форма должна учитывать конкретные условия и специфические требования данной организации или ее структурных подразделений.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 19641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |