КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Основы философского учения о бытие. Движение, пространство и время
Лекция №2 В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление, рассматривая материю как бесконечно развивающееся многообразие единого мира. Этот мир, в котором мы живем и частью которого являемся, состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не есть материя, но все их многообразие, их взаимосвязь, составляют материю – объективную реальность. Неисчерпаемая материя существует в бесконечном числе видов и свойств и обладает очень сложной организацией. Современные представления об этой организации, об уровне строения материи складываются в процессе научного познания и практики. Философское понятие материи не следует смешивать с научными представлениями о строении и свойствах материи, хотя наука способствует обогащению и конкретизации философского смысла материи. Современная наука предлагает рассматривать весь мир как единство трех сфер организации материи: микромира, макромира и мегамира. В каждую из трех сфер входят определенные уровни организации материи. Рассмотрим их: 1. Микромир: от элементарного уровня до молекул. Объекты микромира отличаются от макротел не только по величине, количественно, но и качественно. На уровне элементарных частиц нет четкой разницы между веществом и полем. Например: фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и элементарной частицей (веществом) и квантом поля, то есть на уровне элементарных частиц свойства вещества сливаются со свойствами поля, образуя единую материю. Элементарные частицы (фотоны, гравитоны, глюоны, кварки, лептоны) не состоят из еще более элементарных частиц, они образуются как бы друг из друга, то есть в момент появления одних частиц другие полностью преобразуются. По-видимому, именно в закономерностях этого уровня скрыты те тайны Вселенной, которые помогают прояснить общую картину ее эволюции. Наряду с элементарными частицами (квантами полей) элементарный уровень организации материи включает и такой физический объект, как вакуум – особое состояние материи. В вакууме, в который "погружены" все частицы, постоянно происходят сложные процессы появления и исчезновения виртуальных частиц. Виртуальные (virtualis – "возможный") частицы – потенциальные возможности существования элементарных частиц, которые могут стать реальными при определенных условиях. Физический вакуум способен скачком перестроить свою структуру. Предполагают, что подобный фазовый переход вакуума и порождение в результате его бесконечного множества элементарных частиц и связан с началом нашей Вселенной – "Большим Взрывом". На основе элементарных частиц строятся атомы, которые являются следующим уровнем существования материи в микромире. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень организации материи – молекулы. 2. На молекулярной основе строятся неживая и живая природа макромира – от молекул до размера нашей Галактики. В живой природе выделяют уровни: – доклеточный (ДНК, РНК, белки и т.п.); – клетки и одноклеточные организмы; – многоклеточные организмы (растения, животные); – популяции (сообщество особей одного вида, например человечество); – виды и биоценозы (системы взаимодействия популяции с окружающей средой); – биосфера (система взаимодействующих биоценозов); – техно- и ноосферы – создаваемая человечеством искусственная природная среда, то есть особая форма развития материи, существующая только в рамках человеческого общества. Далее следуют уровни неживой природы: – планеты – особый тип макротел, включающий ядро, литосферу, атмосферу или гидросферу; – звезды – огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными и гравитационными полями. В недрах звезд постоянно протекают ядерные реакции, выделяющие огромную энергию; – планеты и звезды составляют планетные системы (Солнечная система); – галактики – огромные скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих между собой. Наша Галактика образует эллипсоидный спиралеобразный диск, диаметром 100000 световых лет и толщиной 1500 световых лет (скорость света 300000 км/с). Наше Солнце – рядовая звезда Галактики – находится на ее окраине и вращается вокруг ее ядра, делая один оборот за 200 миллионов земных лет. 3. Такие потрясающие воображение масштабы вводят нас в МЕГАМИР. Масштаб той части мегамира, которая поддается научному изучению – более 10.000.000.000 световых лет. Галактики разных типов образуют скопления – системы галактик. Это особый уровень организации материи, обладающий свойствами целостности. Несмотря на огромные расстояния между галактиками (сотни миллионов световых лет), системы галактик подобны молекулам в капле воды. Кроме галактических систем есть еще более огромные объекты – например МЕТАГАЛАКТИКА – система взаимодействующих скоплений галактик. Метагалактика состоит из разбегающихся галактических систем, то есть она расширяется. Считают, что этот процесс начался примерно 20 миллиардов лет назад, в результате БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, то есть фазового перехода вакуума из одного состояния в другое. Таким образом, Большой Взрыв – не творение мира из ничего, а качественное преобразование вечной материи. Современная астрофизика допускает возможность возникновения и существования наряду с нашей Метагалактикой множества других миров, которые все вместе образуют многоуровневую Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи. Несмотря на чрезвычайное многообразие материального мира, все явления и процессы в нем взаимосвязаны: – различные космические источники энергии (излучения, поля и т.д.) влияют на циклы жизнедеятельности растений, животных и человечества; даже массовые вспышки эпидемий и размножение саранчи зависят от уровня солнечной активности; – процессы на элементарном уровне оказываются определяющими развитие Большой Вселенной (фазовые переходы вакуума) и т.п. Поэтому изучение единства и взаимосвязи многообразных по форме явлений земной и космической природы приобретает в наше время не только теоретический, но и практический интерес. Ф. Энгельс: "Действительное единство мира состоит в его материальности, доказывается длинным и трудным развитием философии и естествознания". Материальное единство мира проявляется во взаимодействии всех уровней организации материи, включая человека и человеческое общество. Каждый материальный объект, в том числе и человек – продукт глобальной космической эволюции, самоорганизации единой материи. Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопрос о связи материи и движения появился уже в глубокой древности. Усилиями ученых, проделавших гигантскую работу по исследованию различных областей действительности, было доказано, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. Движение охватывает все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения тел в пространстве и кончая сложнейшими физиологическими процессами в мозгу человека, связанными с мышлением. Достижения науки в XIX веке привели Маркса и Энгельса к выводу: движение материи есть всякое изменение вообще. Материя и движение не существуют друг без друга. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – также немыслима, как и движение без материи". Метафизическое, механическое понимание материи отрывает от нее движение. Например, I-й закон механики И. Ньютона (1643-1727) гласит: "Если на тело не действуют другие тела, то оно сохраняет состояние покоя...". Однако говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отчета (дом покоится относительно Земли, но вращается вместе с ней вокруг ее оси, вокруг Солнца и центра Галактики со скоростью 250 км/с и т.д.). Частицы, составляющие материал дома, находятся в состоянии бурлящего движения, переходят друг в друга. Американский философ Ст.Чейз говорил: "Когда я смотрю на корову, гуляющую по лугу, я вижу бешеную пляску электронов". Фотоны солнечного света, падая на поверхность вашего стола ежесекундно выбивают миллионы электронов (явление фотоэффекта). Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков (дома, коровы, стола), позволяющий говорить об определенном предмете. Таким образом, понятие покоя обозначает те состояния движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство (атрибут) материи. В конце XIX века возникло течение "энергетизма", пытающееся мыслить движение само по себе, без материального носителя. Автор энергетизма, немецкий химик В.Освальд, предлагал даже заменить понятие материи понятием "комплекс энергии". Сторонники энергетизма истолковывают формулу А. Эйнштейна Е=mc2 как возможность превращения массы в энергию и наоборот, отождествляя в духе старого материализма массу с материей, а энергию с чистым движением. На самом деле формула Эйнштейна связывает противоположные свойства единой материи: ее активность – энергию и неподатливость движению – инерцию. Материал для одних форм и состояний переходит в другие, и каждый такой переход есть материальное движение. Формы движения бесконечно разнообразны. Тем не менее их можно объединить по общим для них характерным признакам. Каждому уровню организации материи присуща своя форма движения. Ф.Энгельс, используя данные науки XIX в., выделял пять основных форм движения материи: 1. Механическое. Присуще, как писал Энгельс, для "перемещения земных и небесных тел", то есть макротел. 2. Физическое, под которым Энгельс понимал движение молекул, теплоту. 3. Химическое, более сложная форма движения, носителем которого является атом. 4. Биологическое. Высшая форма движения природы. Носители – организмы. 5. Социальное движение венчает классификацию Энгельса, в которой человек (носитель этого движения) занимает высшую ступень всех видов материи. Наука ХХ века во многом уточнила и дополнила классификацию форм движения Энгельса: – наряду с классической механикой признаны другие механики, например квантовая; – физическая форма движения материи, с современной точки зрения, включает в себя электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное взаимодействия, тепловые процессы и изменения космических систем; – химическая форма движения обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам; – уточнены носители биологического движения – молекулы белка, ДНК и РНК; – социальное движение не может осуществляться без субъективной реальности, складывающейся в человеческом сознании, то есть сознание обеспечивает функционирование и развитие общества как целого. Будущий прогресс науки приведет к открытию новых форм материи и движения, поэтому данная классификация будет конкретизироваться, уточняться и развиваться. Но основные философские принципы, заключенные в ней, сохраняются: 1) принцип качественного многообразия форм движения – каждому виду материи соответствует своя форма движения; 2) принцип развития форм движения – от простой к более сложной; высшие формы возникают из низших естественным и закономерным путем; 3) принцип преемственного усложнения, то есть высшие, более сложные формы содержат в себе низшие, простые формы, но имеют свои, качественно иные по сравнению с ними, законы функционирования. Поэтому для понимания более сложных форм необходимо выяснить сущность простых форм движения, на которые опираются сложные. Например, нельзя определить сущность жизни, не отыскав ее физико-химической основы. Однако полностью объяснить явления более высокой формы движения, опираясь лишь на закономерности низших форм, тоже нельзя. Высшие формы ни в коем случае не сводятся к низшим, как это пытается истолковать редукционизм (лат. reductio – "возвращение, упрощение"). Например, преступность – социальное явление, его нельзя полностью сводить к биологической природе человека, можно таким образом редуцировать все высшие формы движения к простейшей – механической. Все изменения, происходящие во Вселенной, представляют собой движение. Однако движение, при всем разнообразии форм, – процесс крайне непростой и неоднородный. Выделяются три вида движения: 1) простое (циклическое) изменение – вращение колеса, круговорот воды в природе (все формы движения без каких-либо качественных изменений); 2) качественные изменения от низшего к высшему, ведущие к усложнению и самоорганизации системы – прогресс; 3) качественные изменения от высшего к низшему, приводящие к разрушению сложного, дезорганизации, хаосу – регресс. Второй и третий типы движения, связанные с качественными изменениями, характеризуются как РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, качественное, направленное изменение явлений природы, общества и сознания. Развитие – особый тип изменения. Изменение универсально и происходит в мире постоянно, развитие же характеризует лишь некоторые изменения в определенных интервалах времени. Любое простое движение рано или поздно приводит к качественному изменению, то есть развитию (колесо изнашивается, вода дает жизнь растениям и т.п.). Оно как бы готовит другие типы движения, существующие во взаимодействии (усложнение невозможно без разрушения, жизнь без смерти). Прогрессивное развитие всегда сочетается с регрессивным, усложнение организма в целом не исключает процесс упрощения, деградации отдельных его органов, функций. Таким образом, прогресс – лишь одна из тенденций развития. Каким же образом материя развивается прогрессивно, усложняясь? Как, благодаря чему вечно движущаяся материя в непрерывном процессе самоизменения постоянно усложняется, порождая такое многообразие форм: от элементарных частиц до человеческого мозга? Без прослеживания различных ступеней развития природы само существование мыслящего человеческого мозга оказывается чудом. Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время". Иными словами, материя, благодаря своему особому свойству, постоянно развивается, усложняется и совершенствуется (см. Т.7). Этим особым свойством материи является информационное отражение. Развивающееся научное познание углубило философское понимание отражения, связав его с категорией ИНФОРМАЦИИ. Информация является передающейся частью отражения, его содержанием. Информация как мера упорядоченности структур и их взаимодействия является объективной характеристикой материи и участвует на всех этапах ее самоорганизации. Более высокие уровни развития материи обусловлены более современными формами информационного отражения. Неорганической природе присущи низшие формы информационного отражения, причем отражение здесь еще неотделимо от взаимодействия. Тем не менее благодаря даже пассивной форме отражения здесь при определенных условиях возникают процессы стихийной, медленно текущей самоорганизации. Благодаря миллионы раз повторяющимся циклическим воздействиям (время года, суток) и при их благоприятном сочетании на одной из планет Солнечной системы началось превращение химических структур в функциональные, которым свойственно уже активное отражение и целенаправленный процесс управления информацией, то есть появляется живая форма материи. Обнаруженные в последние годы методами радиоастрономии аминокислоты (сложные органические молекулы) в комете Галлея свидетельствуют о наличии органики в межзвездной среде. На уровне живого информационное отражение перерастет в обратную связь, формируя замкнутый контур. Так как перевод системы из неудовлетворяющего ее состояния в более удовлетворяющее состояние называется УПРАВЛЕНИЕМ, а живой организм сам осуществляет такой перевод, то любой, самый примитивный живой организм – самоуправляющаяся система. В развитии каждой особи и в развитии видов организованность, упорядоченность не только не снижается, но и возрастает: взрослый организм более организованно реагирует на происходящее вокруг; позднее живущий вид, как правило, организован выше, чем вымершие виды. То есть информация передается не только внутри организма или между особями, но и от предков к потомкам (через гены, а у людей и через культуру). Таким образом, главное свойство живого – самоорганизация и самоуправление. На определенном этапе развития живой материи формируется опережающее отражение (П.К. Анохин): листья сбрасывают листву перед холодами, животные предчувствуют действия, люди прогнозируют события. Опережающее отражение и циркуляция оперативной информации на всех уровнях живого обеспечивают дальнейшую эволюцию. Таким образом, развитие от низшего к высшему идет через совершенствование свойства информационного отражения. Развитие выступает как усложняющееся упорядочение взаимодействий и как образование системно организованных структур. Поэтому наиболее общее содержание эволюции, проявляется в целенаправленном накоплении информации и увеличении ее использования. Качественное своеобразие процессов информационного отражения на разных уровнях организации материи зависит от видов информации, которые можно представить в историческом развитии. Информационная картина мира наглядно показывает последовательное развитие всей материи как преемственное накопление и использование информации, разнообразие. Разные формы движения соотносятся не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими. В известной нам Вселенной это происходило так: по современным научным данным, около 15-20 млрд. лет назад температура Вселенной превышала 10000 млрд. градусов, не было ни галактик, ни звезд, ни атомов, происходили лишь процессы зарождения и аннигиляции элементарных частиц. Затем, в ходе расширения Вселенной, температура упала до 1,5 миллиардов градусов и начали образовываться ядра атомов гелия и водорода, из них – звезды и галактики, в недрах звезд рождались ядра других химических элементов. Таким образом, эволюция Вселенной – необратимый процесс, направленный на дальнейшее накопление информации, самоорганизацию материи. В процессах саморазвития материи ее организации противостоит дезорганизация, хаос. Мера дезорганизации систем любой природы называется ЭНТРОПИЕЙ. Максимальная энтропия – хаос, полная неопределенность, минимальная организация, беспорядок. Энтропии противостоит информация – мера упорядоченности, то есть чем больше информации, тем меньше энтропии. H + J = 1(const). Если какая-либо система развивается в направлении упорядоченности, организации, то ее энтропия уменьшается. Но это требует целенаправленного внесения информации, то есть управления (самоуправления). Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенно уточнялись и углублялись.
Демокрит считал, что все материальные объекты существуют в бесконечном и однородном пространстве, которое выступает в его философии как особая субстанция, существующая наряду с другой субстанцией – атомами. Субстанциальный подход господствовал в учениях метафизического материализма в XVIII-XIX веках. И. Ньютон допускал совершенную самостоятельность пространства и времени. Время он тоже считал особой субстанцией, независимой ни от чего, рассматривая его как абсолютный, объективный процесс, протекающий равномерно. Но уже в древнегреческой философии возникает альтернативный – реляционный – подход к пониманию пространства и времени (лат. relatio – "отношение"). Согласно Аристотелю "отделенной от вещей пустоты не существует"; он считал пространством "понятие для обозначения границ тела". В XVII веке реляционную концепцию поддержал Лейбниц, а в начале XIX века развивал Гегель. Ф.Энгельс писал о пространстве и времени в конце XIX века: "Обе эти формы существования материи без материи суть ничего, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове". Пространство и время – необходимые коренные свойства движущейся материи: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени". Научное обоснование реляционной теории пространства и времени сделал в своей общей теории относительности (1916) А. Эйнштейн (1879-1955). Радикально пересмотрев теорию тяготения И.Ньютона, он рассматривал пространство как материальную среду существования материального объекта, которая изменяется в соответствии с изменениями самого этого объекта. Представим себе сильно натянутое одеяло, по которому разбросано несколько маленьких шариков. Незначительность их веса практически не изменяет кривизну поверхности одеяла (кривизна нулевая). Теперь положим на одеяло большой тяжелый шар, который изменит поверхность одеяла так, что маленькие шарики будут устремляться в ямку, образованную тяжестью большого шара. Это и есть тяготение, которое Эйнштейн объясняет как движение объектов в искривленной материальной среде в сторону массы, вызвавшей это искривление. Таким образом, среда зависит от материального объекта. Пространство – та же материя, только рассматриваемая в качестве среды, фона существования объектов. Современная наука утверждает, что метрические свойства среды определяются распределением в ней тяготеющих масс и их движением. То есть она считает истиной именно реляционную концепцию пространства. Возможность существования пространств с нулевой кривизной математически была доказана Н.И. Лобачевским (1792-1856) и Б. Риманом. По их мнению, кривизна пространства целиком зависит от характера рассматриваемого объекта. Например, на поверхности шара не соблюдаются законы геометрии Евклида (сумма углов треугольника на поверхности шара может быть больше 180 градусов).
Свойства пространства и времени обуславливаются движением и распределением масс материи. Там, где поле тяготения слабое, работает геометрия Евклида. Околоземное пространство практически оказывается евклидовым, так как масса Земли относительно невелика, а в сильных полях тяготения пространство будет неевклидовым: уже вблизи Солнца наблюдается искривление световых лучей, сверхплотные звезды (так называемые "черные дыры") почти полностью искривляют их. Гравитационное поле изменяет и течение времени – в системах с большой массой процессы протекают медленнее, то есть время зависит от материи. Эффект замедления времени в поле тяжести сказывается даже в земных условиях: уже на расстоянии 15 километров от Земли временные процессы протекают несколько быстрее, чем на земной поверхности, так как с высотою поле тяготения ослабевает. Но поскольку речь идет о миллионных долях секунды, то такие отклонения не учитываются, они важны только при исследованиях микромира, где жизнь элементарных частиц исчисляются миллиардными долями секунды. Структура и свойства пространства и времени в мега-, макро-, микромире не могут быть однозначными, каждому уровню организации материи свойственны свои пространственно-временные отношения. Современные представления о развитии Вселенной допускают предположения, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой другие миры с другими размерностями пространства-времени, так как там могут возникать неизвестные нашей Метагалактике материальные структуры. Для нашей же Метагалактики специфичны свои пространственно-временные отношения, например 4-мерное (3+1) пространство-время макромира или 10-ти мерное для микромира. С появлением живой природы возникает особое, биологическое пространство-время, проявляющееся на разных уровнях организации живого. Особый тип пространственно-временных отношений, присущ человеку как общественному существу. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Границы социального пространства и его структура определяются особенностями социального объекта: например, социальное пространство осужденного ограничено местом отбывания наказания, кругом знакомых и родственников, прокуратурой, проверяющей его жалобы. Социальное время тоже зависит от характера социального объекта: чем он крупнее (например, общество в целом), тем длительнее процесс его изменения. В отличие от физического социальное время имеет условные точки отсчета: во многих странах принято летоисчисление от рождества Христова, в мусульманских странах – на 622 года позже (Хиджра Мухаммеда). Модель пространственно-временных отношений, отражающих важнейшие ценности общества, которая существует в сознании людей, называют ХРОНОТОП (греч. хронос – "время", топос – "место"). В историческом развитии общества хронотопы меняются, как меняются и другие представления о мире. Меняются и хронотопы нашего внутреннего, субъективного мира: пространство-время в различных ИСС – измененных состояниях сознания (сон, гипноз, наркотическая интоксикация, медитация и т.п.) – значительно отличается от обычного состояния сознания. Некоторые философы даже считают пространство-время свойством только субъективной реальности, то есть сознания. Англичанин Д. Юм (1711-1776) полагал, что пространство возникает в результате расположения в нашем сознании образов предметов в определенном порядке друг около друга. Развивая эту субъективистскую традицию, И.Кант писал, что наши ощущения и восприятия упорядочены в пространстве-времени нашего сознания, но невозможно доказать, что объективная реальность упорядочена точно также. Он полагал, что мы рождаемся со способностью упорядочивать информацию в определенные пространственно-временные структуры. Диалектический материализм считает, что пространство и время – формы бытия материи. Пространство характеризует ее протяженность и структурность, а время выражает длительность ее существования и последовательность изменений всех материальных систем. Материя находится в постоянном движении и качественном изменении (развитии), переходя из одних состояний в другие, которые являются этапами единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |