КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Природа и сущность человека. Человек и Бог. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности
Лекция №3 Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремление человека познавать свою собственную природу является одним из главных стимулов развития философии мысли. В современной науке насчитывается более 800 дисциплин, изучающих человека. Но каждая рассматривает его в каких-то отдельных, частных аспектах (психология – психику, физиология – организм, социология – место и роль в обществе), философия же стремится выделить, что является в человеке самым главным и определяющим, понять, на чем основано единство и целостность всех сторон и аспектов его жизнедеятельности. Философию интересует не столько то, что представляет собою человек с точки зрения медицины, антропологии, педагогики, сколько то, что составляет его сущность, что выделяет его среди всего другого в мире и обуславливает важнейшие особенности его бытия. Каждый отдельный человек, индивид (лат. – "неделимый") соединяет в себе черты: 1) ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, присущие всем людям как членам человеческого рода, вида homo sapiens; 2) СОЦИАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ, свойственные ему как представителю конкретного общества, определенной культуры, народа, социальной группы; 3) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека. Таким образом, в философии человек понимается как индивид, личность, индивидуальность. Причем все его черты существуют не отдельно друг от друга, не рядом друг с другом, а в теснейшей связи между собой: индивидуальные особенности человека представляют собой специфическую форму проявления и сочетания социально-типического и общечеловеческого. Родовая природа человека не может существовать иначе как воплощаясь и по-разному выражаясь в отдельных человеческих индивидах, живущих в разные исторические времена и в разных странах. Для философии главное значение имеет познание общей родовой природы человека, так как это позволяет понять индивидуальные различия между людьми и те изменения, которые происходят с ними на протяжении всей человеческой истории. Поэтому под словом человек мы будем понимать далее не отдельного индивида, а общее понятие человека вообще. Философские взгляды – о сущности человека, его происхождении и назначении, о месте человека в мире – прошли долгий путь развития. В древней китайской, индийской, греческой философии человек представлялся как часть космоса, единого порядка природы, как малый мир, микрокосм – отражение и символ Вселенной, макрокосма, большого мира. А.Тарковский: Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд, Я между ними лег во весь свой рост – Два берега, связующие море, Два космоса соединивший мост. В течение длительного времени (от древности до ХVШ в.) в большинстве философских концепций человека главной и определяющей его характеристикой считается разумная душа (Аристотель), сознание, разум (Декарт: "Мыслю, следовательно, существую"). Классическая немецкая философия ХVШ-ХIХ вв. выдвигает и обосновывает идею о том, что сущность человека – не только разумность, но и свойственная ему способность к активной свободной деятельности, в которой и проявляется его разумность. И. Кант, подчеркивая двойственность человека, выделял в нем то, "что делает из человека природа" и то, "что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам". Развивая данную идею, К. Маркс пришел к выводу об основополагающей роли практической деятельности, практики в становлении и развитии человека. Диалектико-материалистическая философия доказывает, что человек – не просто разумное живое существо, а существо, которое формируется только в социально-культурных условиях и имеет поэтому биосоциальную природу. Человек "только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества". Таким образом, в процессе развития философской мысли в качестве главных черт, характеризующих родовую сущность человека, были выделены: 1) одушевленность, сознательность; 2) деятельность, практика; 3) биосоциальность. Рассмотрим эти характерные черты, определяющие современные принципы философского понимания человека. Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от других видов животных особи этого вида наделены сознанием, речью, способностью к сложному труду. Характерными особенностями их телесной организации являются: прямохождение, многофункциональность рук, высокоразвитый мозг. Человек живет в обществе, сознание, речь, способность к труду развиваются у него в условиях совместной деятельности и общения с другими людьми. Человеческий образ жизни невозможен вне общественных отношений – непосредственных – с родителями, учителями, друзьями, сотрудниками и опосредованных – с лично незнакомыми вам производителями вашей одежды, пищи, техники, которой вы пользуетесь, авторами ваших книг, политическими деятелями, оказавшими или оказывающими влияние на судьбу вашей страны, народа, следовательно, вашу судьбу. Понимание двойственности, биосоциальности человека возникло в философии давно. Еще Аристотель говорил: "Человек – животное общественное". Попытку не просто констатировать факт этой двойственности, а философски разобраться в соотношении природного и социального предпринял Л. Фейербах. Сущность человека он видел в том, что человек – телесное, чувственное существо, наделенное от природы тремя главными силами: разума, воли и любви. Но эти силы проявляются и осознаются человеком лишь благодаря общению с другими людьми. Фейербах писал главным образом о чувственном общении людей, в котором они осознают невозможность жить друг без друга – только любовь создает единство Я и ТЫ. Маркс проблему биосоциальности решает на основе исторического подхода: природа человека не считается неизменной, как у Фейербаха, а рассматривается в социально-историческом развитии: "Вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы." Однако настаивание на абсолютной неизменности человеческой натуры, как и на ее исключительной изменчивости, неизбежно приводит к крайностям биологизаторских и социологизаторских подходов к пониманию человека. По всей видимости, в природе человека имеются как неизменные, так и исторически изменяющиеся компоненты. Поэтому и можно говорить о некоторых общечеловеческих, родовых социальных чертах, свойственных всем людям. Как отмечал Ф. Энгельс, "...уже сам факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному". Но биологические особенности человека – только предпосылка его истинно человеческого, общественного образа жизни. Вся человеческая история – это процесс, в котором на основе трудовой деятельности складываются разнообразные общественные отношения, то есть отношения между людьми. Оставаясь биологическим существом, человек в этих отношениях выступает как существо социальное. В двойственной биосоциальной природе человека ведущую роль играет социальная сторона, ведь именно общественные отношения, а не биологические свойства человека порождают особенности его образа жизни, отличающиеся от жизни животных. Говоря об определяющей роли социальности в сущности человека, нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в его жизнедеятельности. Но все естественные физиологические процессы – дыхание, питание, рождение, смерть, продолжение рода, передача генетической информации, работа мозга и других органов – протекают в социально-культурных условиях и эти условия накладывают на них неизгладимую печать. Воздух, которым мы дышим, болезни, которыми болеем, генные мутации, вызываемые радиоактивными излучениями, особенности развития нашей нервной системы, мускулатуры, органов чувств – все это так или иначе зависит от нашего социального образа жизни. Общественные условия не только формируют у человека новые, надприродные потребности (в определенных жилищно-бытовых удобствах, в политических и правовых свободах, в творчестве), но и видоизменяют характер чисто природных, животных потребностей, так что их удовлетворение регламентируется правилами и обычаями культуры. Под влиянием социально-культурных условий изменяется и значимость органов чувств в жизни людей: например, у современного человека слух, обоняние играет меньшую, а зрение – гораздо большую роль, чем в ХVI-ХVII веках. Биологические свойства достались человеческому организму в наследство от наших животных предков. Пищеварительная система человека не была от природы приспособлена к горячей пище и изысканной ресторанной кулинарии. Нервная система сформировалась у человека тогда, когда нагрузки на нее были очень далеки от сегодняшних. Поэтому в современной философии в различных вариантах (А. Гелен, А. Адлер, Э. Фромм) развивается мысль о том, что человек – "недостаточное", "неполноценное", "незавершенное" животное, которое не приспособлено к какой-либо устойчивой и надежной форме природного существования, а потому вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя "вторую", искусственную, культурную среду. Человек – "неопределившееся животное" (Ф. Ницше), он неопределен, а потому и беспределен, открыт миру. Человек – не столько существующее, данное, сколько самоосуществляющееся живое существо. Поэтому социальное в человеке не просто сосуществует рядом с биологическим, а надстраивается над ним, дополняет его, направляет и определяет пути совершенствования человеческой природы. До сих пор окончательно не решен вопрос: продолжается ли сейчас биологическая эволюция человека. Некоторые ученые высказывают предположения о продолжающемся структурно-функциональном развитии человеческого мозга, которое может привести за 30-40 поколений (примерно 1000 лет) к его существенным изменениям. Естественный отбор в человеческом обществе значительно ослаблен, но продолжает идти на эмбриональной стадии (выкидыши, неудачные роды и другое). На изменение генофонда человечества влияют и такие общественные явления, как войны, геноцид, расизм, терроризм, наркомания – они ведут к уменьшению распространенности и даже уничтожению одних генов и относительному росту, распространенности других. Различные воздействия слабых энергий способны незаметно изменить ритм человеческой активности в довольно значительной степени. Многие воздействия такого рода излучаются космосом: лунная гравитация, радиоволны солнца и звезд, электромагнитные поля и другое. Физическая, морфологическая организация человека – высший уровень организации материи в известной нам части Вселенной. Человек вбирает, кристаллизует в себе все, что накоплено природой в течение тысячелетий. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются только в условиях социального образа жизни в процессе общения. Таким образом, социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (филогенез), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (онтогенез). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его ЛИЧНОСТЬ. Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или, по выражению Б. Паскаля, "мыслящим тростником", ничтожной былинкой в необъятных просторах мироздания. Кант впервые увидел в человеке активного творца, который подчиняет природу законам своей разумной деятельности и даже существование самого Бога допускает лишь потому, что это согласуется с его нравственными принципами. Согласно Канту человек в процессе познания не просто фиксирует данные опыта, но на основе активной мыслительной деятельности преобразует их и конструирует из них мир, в котором живет. Но разум, устанавливающий порядок и закономерность в мире, сам остается за пределами этого мира, разум свободен, так как он не подчиняется ничему, кроме самого себя, и сам предписывает себе правила и законы своей деятельности. Сравните с мыслями русского философа Н.А. Бердяева: "Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру. Вселенная может входить в человека, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав Вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная часть Вселенной, а цельная малая Вселенная...". Кант считает, что человек является "гражданином двух миров": во-первых, как существо природное, он принадлежит к миру чувственно воспринимаемых явлений, подвластен законам этого мира причин и несвободен, ибо побуждается к действиям имеющимися в этом мире причинными связями. Во-вторых, как существо разумное человек принадлежит к миру целей ("вещей в себе"), миру непостижимой свободы, так как он может мыслить и действовать по собственной воле, совершать поступки, не обусловленные никакими внешними причинами, то есть обладать настоящей свободой, которой нет в мире причин. Человек как свободно действующее существо есть то, что он делает из себя сам. " Две вещи поражают воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", – писал И. Кант. Свобода разумной человеческой деятельности, считал он, лежит в основе нравственного поведения человека. Человек сам выбирает правила поведения, которых придерживается в жизни. Высшее правило нравственности – категорический императив Канта: поступай так, чтобы принцип, которым ты руководствуешься, мог бы быть законом всего человечества. Вслед за Кантом деятельность считал высшей ценностью для человека И.Г. Фихте (1762-1814): "Действовать! Действовать! Вот для чего мы существуем". Однако Кант и Фихте, рассматривая деятельность как существеннейшую характеристику человеческого бытия, понимали ее односторонне: как духовную, мыслительную деятельность. Они преувеличивали свободу человеческого разума и его воздействия на природу, когда утверждали, что деятельность определяет законы природы и вместе с тем считается полностью независимой от них. С диалектико-материалистической точки зрения человеческая деятельность, направленная на достижение поставленных человеком субъективных целей, может привести к успеху, лишь опираясь на объективные законы природы. В основе человеческого бытия лежит прежде всего материальная деятельность, практика. Способность же человека к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется с развитием общественной практики человечества. В ходе воздействия на окружающую действительность человек изменяет и самого себя, развивает в себе новые силы и способности. Животное не может делать ничего, кроме того, к чему приспособлены его органы тела, у человека же нет биологической предопределенности к какой-то заданной раз и навсегда форме деятельности – вовлекая в свою деятельность различные орудия, он может осуществлять любой вид деятельности. Таким образом, деятельность человека имеет универсальный характер, и сам человек – существо универсальное. Понятие деятельности неоднозначно. Поэтому, прежде всего, следует уточнить смысл, который мы в это понятие вкладываем. Подведем это понятие под более общую категорию: Движение – способ существования материи. Но, различая материю неживую и живую, конкретизируем общее понятие движения. Более конкретным понятием, характеризующим особый тип движения, свойственный живым организмам, является понятие активность. Но все живое делится на растительное и животное. Более сложный вид активности, который выступает способом существования животных, выражают понятием поведение. И, наконец, от всех животных человека отличает специфическая форма движения, которая и называется деятельностью. Деятельность – способ существования человека Однако не все действия людей являются собственными человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим, непроизвольно отдергиваем руку от огня, наши действия ничем не отличаются от инстинктивных действий животных. 1. Собственно человеческая деятельность имеет сознаваемую цель. В уме человека существуют "идеальные образцы", определяющие, что и как должно быть сделано (паук-ткач, архитектор-пчела). 2. Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с образом "должного". Животные не стремятся к достижению "совершенства", а просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения. 3. Деятельность человека, кроме соответствия естественным законам, подчиняется еще и определенным правилам и нормам, которые человек устанавливает для себя сам. Природные законы действуют сами по себе, их невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них. 4. Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, он творит вокруг себя "вторую природу" – искусственную среду, мир культуры. 5. Природа по своим законам не может произвести то, что по ее же законам производит человек. Можно сказать, что человек, создающий в соответствии с законами природы то, что она без него сама никогда бы не создала, постоянно творит чудеса. Вместе с тем в процессе деятельности человек, изменяя внешнюю природу, применяет и свою собственную природу, развивает и совершенствует себя. Внутренний, духовный мир человека – самое главное из чудес, рождаемых его деятельностью. Необходимые компоненты человеческой деятельности: 1. Субъект деятельности – отдельный индивид, группа, общество в целом. Говорят об индивидуальной или коллективной деятельности. Но любая индивидуальная деятельность всегда так или иначе включена в общую систему коллективной деятельности людей и в конечном счете – всего человечества. 2. Объект деятельности может быть материальным (земля, обрабатываемая крестьянами, гипс в руках скульптора) или идеальным (образ, понятие, мысль). Может быть и сам человек (при самовоспитании). В процессе самосознания субъект и объект бидоминируют (меняются местами). 3. Цель деятельности – идеальная модель того, что "должно быть" (желаемого будущего). Поведение животных тоже обладает направленностью на какие-то цели, но она обусловлена биологически безусловными или условными рефлексами, которые и определяют конкретную цель в каждой ситуации. Человек же способен выбирать цели своей деятельности произвольно, полагать и предпринимать действия, необходимые для реализации этих целей в отдаленном будущем. Создавая все новые и новые цели, человек выходит далеко за рамки биологических потребностей. Свободное целеполагание – отличительная черта человеческой деятельности. 4. Акты деятельности – отдельные действия, из которых она складывается. Чтобы научиться чему-нибудь, надо прочно усвоить составляющие эту деятельность акты, овладеть навыками выполнения необходимых действий. 5. Способ (метод) деятельности. Будучи свободным в выборе способов своей деятельности, человек стремится из всех возможных выбрать наиболее оптимальный. 6. Средства деятельности – материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности (орудия труда, мысленные модели, знания, умения). 7. Результат (продукт) деятельности. Не всегда совпадает с целью. Деятельность приводит к двояким результатам: прямым – соответствующим нашей сознательно поставленной цели; побочным – которые мы заранее не предвидим и даже не осознаем. А побочные могут быть не просто неожиданными, но и нежелательными. Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, в школе – учеба, затем – труд. 1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей – социализируются. В играх по правилам (настольных, спортивных) происходит развитие и тренировка физических и умственных особенностей. Игра приобретает особое значение и как специальный метод познания сложных и проблемных ситуаций (деловые, проблемные, ролевые игры). 2. Учебная деятельность – направлена на приобретение знаний, навыков и умений для будущей трудовой деятельности, является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы. 3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Труд создал человека; общественное разделение углубляется и дифференцирует, расчленяет труд. Выделяют труд физический (производство пищи, одежды); умственный (управление людьми, получение и распространение знаний, воспитание, обучение, развитие искусства, религии, науки). В физическом труде, как и в любой человеческой деятельности, всегда в большей или меньшей степени участвуют сознание, мышление, разум. А умственный труд, хотя и может совершаться без внешних физических усилий, но результаты его должны быть воплощены в тексте, чертеже, картине, скульптуре и иных материальных продуктах деятельности, создание которых связано с физическими действиями. В зависимости от цели, преследуемой субъектом, можно выделить также следующие виды деятельности: 1. Преобразовательная деятельность – направлена на изменение существующих и создание новых, не существующих ранее объектов. Может быть материально-практической, если изменяются материальные объекты, и практически-духовной, если преобразуются мысленные, идеальные объекты. 2. Познавательная деятельность. Цель – не изменение объектов, а построение знаний о них. Хотя в процессе познания мы можем воздействовать и изменять изучаемые объекты. 3. Ценностно-ориентационная деятельность. Цель – в оценке природных и общественных явлений с точки зрения их соответствия потребностям, идеалам и устремлениям человека, в осмыслении ценностей (эстетических, религиозных, политических, правовых, нравственных), на которые опирается такая оценка. В каждом из этих видов деятельности могут быть также выделены: – конструктивная и деструктивная; – производящая и потребляющая; – продуктивная и репродуктивная. Необходимый элемент всякой совместной деятельности людей – общение. Общение, духовный контакт – сама по себе величайшая ценность, а не только средство. В этом смысле общение – специфический вид деятельности. Отличается от других видов тем, что происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с другими субъектом. Подлинно человеческим общением является лишь такое, когда к другому относятся как к цели, ценности, а не как к объекту, средству. Человеческая деятельность развивается через оборачивание, в результате которого создание средств для достижения целей со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности, что происходит на протяжении всей человеческой истории. Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, цель которой – удовлетворение духовных потребностей людей. Так образуются наука, политика, искусство и т.п. Игра из деятельности с целью развития способностей человека превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие особенностей – уже не цель, а средство достижения высоких спортивных результатов. Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели – в средства. Так происходят и развиваются ее разнообразные виды. Так в деятельности возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения. Практикой в широком смысле называют любое дело в отличие от рассуждений и разговоров об этом деле (теория). В научно-философском языке понятием практика обозначают не всякое дело, а лишь такой вид деятельности, который изменяет материальный мир, то есть материально-практическую преобразовательную деятельность (в отличие от духовной). Практическая и духовная деятельность – пересекающиеся области человеческой деятельности, ведь практика – это процесс, в котором участвует субъект, наделенный сознанием. Практика, будучи материальным процессом, в то же время регулируется, направляется и контролируется сознанием субъекта. Практика имеет общественно-исторический характер. Общественный – ведь она коллективная, совместная деятельность людей. Исторический – ибо содержание практики изменяется, развивается в ходе человеческой истории. Основные формы практики: 1. Производственная деятельность. Люди, воздействуя на природные условия своего существования, создают материальные блага, необходимые для жизни, и средства для их производства. Материальное производство определяет специфику человеческого бытия и является исходной и главной формой практики. 2. Социальная деятельность. Люди формируют, поддерживают и развивают свои общественные отношения. Благодаря ей складываются, функционируют и изменяются экономические и политические структуры. 3. Научно-экспериментальная деятельность – воздействие на материальные объекты с целью получения знаний о них. Другие виды практики – хозяйственно-бытовая, судебно-следственная, медицинская, художественная – сочетаются с основными. Практика – основа всех форм человеческой деятельности. Они как бы вырастают из нее в процессе развития общества. Проблемы и задачи, возникающие в практике, стимулируют и обуславливают развитие техники, науки, искусства и всей человеческой культуры вообще. Творчество- продуктивная деятельность. Основные виды: художественное, научное, техническое. Кроме них: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и т.п. В человеческой голове возникают духовные, идеальные образования – замыслы, представления, идеи, теории, выражающиеся в материальной, чувственно воспринимаемой форме: словах, знаках, звуках, технических конструкциях и т.д. Но результатом творчества может быть не только конечный продукт. Им может быть разработка нового метода, способа, программы действий; культурное, интеллектуальное, нравственное развитие личности. 1-й основной признак творчества – новизна получаемых результатов. Причем речь идет не о новизне во времени, а о качественной новизне, связанной с оригинальностью, своеобразием, непохожестью на все, что было до сих пор. Чем больше качественно нового, тем выше уровень творчества. Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна – результат, новый для человечества, полученный в истории общества впервые. Субъективная новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Деятельность будет творческой, даже если результат ее хотя бы субъективно нов. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто "изобретает велосипед" или "открывает Америку". 2-й основной признак творчества – социальная значимость результатов. Тот, кто придумал, изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предполагать, что оно имеет не только индивидуальную, но и социальную значимость. Хотя это зависит от действительной роли результатов творчества в развитии сфер человеческого бытия, что выясняется со временем. Многие выдающиеся творцы страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения получают всеобщее признание. Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Ведь новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – тот, который получил общественное признание и, следовательно, перестал уже быть новым. Новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново. Парадоксальность творчества – в соединении этих противоположностей. Творец не просто создает новое, но и предчувствует заранее его значимость. Итак, творчество – это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам. Этапы творчества: 1) постановка творческой задачи; 2) поиск решения; 3) рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи; 4) разработка плана, проекта, сценария, концепции, ведущей к искомому результату; 5) воплощение результата в форму, доступную для восприятия другими. Творчество часто связано с особым психологическим феноменом-состоянием вдохновения, проходят особые периоды (инкубации, интуиции и озарения). Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура – почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура – продукт творчества. В разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древности считалось необходимым во всем следовать заветам предков, обычаям, традициям, правилам. Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Происходящее в условиях индустриального производства ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения резко увеличивают потребность общества в творческом труде. Огромную важность получают всемерное стимулирование творческого труда, обеспечение свободы творчества, коренное улучшение всей системы образования с целью развития творческих способностей учащихся, воспитания творческой личности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |