КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Сознание, его структура и функции. Познание, его уровни
Лекция№4 Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности природных факторов, в той или иной мере участвовавших в формировании сознания у гоминид (человеческих приматов), выделим некоторые: а) космические (солярные и межзвездные излучения); б) экологические (воздействие земной радиации, вулканов, подвижность земной коры, магнитного поля Земли, изменения климата и многое другое); в) адаптационные (связанные с этологическим приспособлением в природе, естественным отбором и так далее); г) генетические (сальтация генов, уменьшение числа хромосом и так далее). Действие генетических механизмов пока еще не совсем ясно, однако уже получены данные о существовании в структуре ДНК постоянных и изменчивых компонентов. Постоянство выражается в том, что у нас имеются общие гены даже с горохом, сходство хромосом и белков у человека и шимпанзе составляет 99%. В генетической структуре современных людей хранится информация о всех пройденных этапах этнического развития (генетическая память поколений). Изменчивость ДНК выражается в эволюции регуляторных генов, которая обусловила процесс цефализации (греч. cefale – "голова") – рост головного мозга гоминид. 2. На фундаменте природных факторов базируются определяющие развитие человеческого сознания социальные факторы: Главным фактором, обеспечивающим переход к принципиально новому образу жизни, который позволил гоминидам вырваться из мира животных, была трудовая деятельность. Разные формы труда (употребление и изготовление деревянных и каменных орудий) предшествуют становлению сознания, которое развивается постепенно, по мере совершенствования труда. В труде (при изготовлении орудий) необходимо предвидеть цель и уметь найти средства ее достижения. Предметно-чувственное отражение уже не может полностью соответствовать этому, поэтому труд неизбежно требует особого мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме поставить цель и найти средства ее реализации. А поскольку труд с самого начала носит общественный характер, то он же порождает потребность передавать другим людям эту цель и возможные средства к ее достижению. Таким образом, трудовая деятельность – решающий фактор развития мышления и сознания, выделения себя из среды, развития языка как средства общения и взаимопонимания. Первоначально действия сочетались со звуками (пантомима), постепенно происходила замена движений звуками, то есть звуки, их сочетания обозначали действия, предметы и события. На основе подражания использование этих звуковых образов распространялось среди племени и, усложняясь на протяжении многих поколений, приводило к формированию речи и языка. Язык, членораздельная речь как особая деятельность человека (выражение и передача мыслей) становится вместе с трудом главным стимулом дальнейшего формирования человеческого мозга и органов речи. Язык, возникнув из процесса труда вместе с сознанием, выполняет две основных функции: 1. Средство мышления. Фиксируя в словах и фразах свои впечатления и представления, человек вырабатывает отвлеченные понятия, строит абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности. 2. Средство общения. Благодаря языку можно сохранять, накапливать и передавать информацию, делать знание индивида достоянием всех. Таким образом, с появлением и совершенствованием языка люди приобретают новое и мощное орудие развития сознания. Язык опосредован через знак, то есть условный образ, модель предметов и явлений. Материальное выражение знака: звук (колебание воздуха) или письмо (буква, иероглиф, слово) обозначает реальные предметы и явления и связи между ними. Признание знакового характера языка объясняет существование множества языков (сравните с библейской легендой о Вавилонской башне) и такие явления, как способность одного слова обозначать многие понятия и наоборот. Первобытный человек осознавал себя прежде всего как частицу целого, в составе которого он живет – стада, рода, племени. Его сознание первоначально было – МЫ, и лишь постепенно, с общественным разделением труда, противопоставлением себя другим, становилось – Я, индивидуальным сознанием. Сначала МЫ-ОНИ, потом Я-ДРУГИЕ. Внутренний, духовный мир человека проявляется в результате постепенного самоосознания, сравнения себя с другими, общения. Итак, сознание – продукт общественно-исторического развития, оно возникло вместе с человеческим обществом, в процессе становления и совершенствования трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях постоянного общения индивидов между собой. Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому: 1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность (лат. reflexio – "отражение назад"): оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание в конечном счете сопровождаются "оглядкой" на другого. Другой внутри меня – это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я – это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, отстраненно, он сравнивает свое старое понимание ситуации (когда он был внутри заданной ситуации) с новым (когда он вышел за рамки заданности), то есть, по существу, человек входит в диалог с собой. Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать. Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, "проигрывая" в сознании различные варианты своих действий. Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно. Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни. 2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью (лат. intentio – "стремление"), направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения. Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира – сознание активно. 3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание – социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию – культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности. Видовой опыт человека зафиксирован не в генетической программе, а во всей совокупности материальной и духовной культуры. Каждый человек может стать представителем своего вида (homo sapiens), только если он усвоит (в определенном объеме, так как все усвоить невозможно!) и воспроизведет в себе этот видовой опыт. Мир культуры – мир знаков и значений. В совокупности знаков как бы "зашифрована" социальная информация. Расшифровать знак, символ – значит понять его значение. Значение – это внутреннее содержание знака, основная образующая человеческого сознания. Однако сознание не сводится лишь к совокупности значений, безличному знанию, оно – всегда страстно, всегда как-то относится к значению, то есть сознание – это не только знание, но и отношение. Смысл – это переживание субъективной значимости какого-либо предмета ("Жизнь потеряла смысл"... "Бессмысленная работа" и т.п.). При анализе ситуаций часто выявляется смысл ситуации еще до анализа значений, то есть мы уже как-то относимся к ситуации, еще не сознавая ее значения с точки зрения культуры. Например, в выражении академика Щербы "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка" звучит внутренний образ – значения нет, а смысл понятен. Взаимопонимание людей и самопонимание обеспечивается означением смыслов и осмыслением значений. Опираясь на указанные важнейшие свойства сознания (диалогичности – рефлексивности, предметности – интенциональности, социальной обусловленности значениями и смыслами), феномен сознания можно представить как высший уровень отражения и саморегуляции, присущий человеку. C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире; 2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним; 3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. Соответственно этим функциям в сознании выделяют три основные сферы со своими специфическими особенностями: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую. Деление на три сферы достаточно условно, так как они (как и функции сознания) тесно взаимосвязаны и не существуют друг без друга. 1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства: – мышления (быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость); – памяти (объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); – внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключаемость); – восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект – не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. 2. В эмоциональную сферу входят чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Чувства – эмоции, характеризующие личность человека. Различают нравственные чувства (гуманность, любовь, совесть, раскаяние); эстетические (чувство прекрасного, юмора); интеллектуальные (любопытство, удивление, сомнение). Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом. Настроения, стрессы, аффекты – эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты – бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение – общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы – особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности – с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других – падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания. 3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы. Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, – "маниловщина"), устойчивой и неустойчивой (человек "разбрасывается", увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку – даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации – выбор цели, целеполагание. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения – усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания – его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание – особую сферу, отражающую собственное Я. Самосознание – не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие "Я". В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе – Я-концепция – - продукт самосознания, складывающегося из: 1) САМОПОЗНАНИЯ путем сравнения себя с другими, усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных качеств; 2) САМООТНОШЕНИЯ (эмоциональная сторона самосознания), которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснения, рационализации, проекции, идентификации и других; 3) САМОРЕГУЛЯЦИИ – стремления повысить самооценку, завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание. В Я-концепции сочетаются несколько различных "образов Я": – "реальное Я" – представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас; – "динамическое Я" – образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится; – "идеальное Я" – каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества; – "фантастическое Я "- представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно; – "ожидаемое Я" – предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих; – "представляемое Я" – желание выглядеть определенным образом перед другими. Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить "фантастическим Я" правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается "ожидаемое Я" и "представляемое Я" – он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности "идеальное Я" управляет другими образами Я, проверяя, контролируя "реальное Я" и "представляемое Я": таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или "изображаешь" себя окружающим. Не следует забывать, что все "Я-образы", из которых складывается и "Я-концепция" – лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент – все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека – осуществить правильную самооценку, соотнося с оценкой окружающих. О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательного знания указывали Г.Лейбниц, И.Кант, А.Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессознательное впервые стало в учении австрийского психолога З.Фрейда (1856-1939). Согласно концепции Фрейда психика индивида имеет трехслойную структуру: 1. ОНО – бессознательное психическое начало, глубинный источник психической энергии, кипящий котел неосознаваемых влечений. В нем властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствию, к сексуальным наслаждениям и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. 2. Я – сознательное разумное начало, которое учитывает требования реальности и управляет ОНО, как всадник лошадью. Однако ОНО то и дело выходит из подчинения и исходящие от него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятые в обществе, у него формируется третий слой – 3. Сверх-Я, контролирующее Я. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Таким образом, сознательное Я оказывается между реальностью, ОНО и СВЕРХ-Я, которые предъявляют к нему противоречивые методы. Это вызывает в психике человека напряжение и конфликты. Я спасается от давления со стороны бессознательного благодаря особым защитным механизмам, имеющимся в психике, например, сублимации: энергия бессознательных импульсов (Эроса, Танатоса) направляется в другое русло и разряжается в творческой деятельности. По Фрейду, содержание бессознательного складывается из различных "комплексов" (Эдипа, Электры и т.п.), которые формируются в борьбе между Я и ОНО и отражают индивидуальные особенности психического развития личности. Его гениальный ученик, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) предположил, что кроме "личного бессознательного" существует еще более глубокий пласт психики – " коллективное бессознательное ". К нему относятся образцы (архетипы) поведения и мышления, сложившиеся в культурах далекого прошлого и передающиеся генетически от поколения к поколению. Такие архетипы незаметно для людей определяют их духовный мир, деятельность и творчество. Далеко не все в учениях Фрейда и Юнга бесспорно и достаточно обосновано. Но благодаря трудам этих и других исследователей (К.Хорни, А.Адлер, Г.Салливан, Э.Фромм) понята важнейшая роль бессознательного в человеческой жизни. Сейчас известно, что в подсознании человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. По некоторым подсчетам, скорость процессов преобразования информации в области бессознательного составляет 1000000000 бит в секунду, а в области осознанного – только 100 бит/сек. Таким образом, наше сознание подобно айсбергу, верхушка которого – осознанное – возвышается над огромным темным массивом бессознательного. Осознанное и бессознательное не разделены непроходимой границей, между ними существуют промежуточные, переходные, "полусознательные" психические процессы и состояния. Степень осознанности психической деятельности варьируется от совершенно бессознательных актов до полностью контролируемых сознанием операций. Возникающие в бессознательном импульсы и мысли могут "всплывать" в осознанном (например, при интуитивных "озарениях"), и наоборот, деятельность, проходящая под полным контролем сознания, может перестать осознаваться и совершаться бессознательно. В современной литературе выделяются различные виды бессознательных явлений человеческой психики: 1. Подсознательное мышление – идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся неизвестно как и откуда появившимися в сознании. В нашей памяти хранится информация, которая может включать в себя забытые или полузабытые знания и умения, сведения, о которых человек даже и не подозревает. 2. Автоматизированные навыки и способы действий, которые человек выработал под контролем сознания, и в результате тренировки научился применять бессознательно (ходьба, бег, письмо, чтение и т.д.). 3. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности, определяющие ожидания, которые возникают у человека в разных ситуациях и заранее настраивающие его на соответствующие действия. Неосознаваемые мотивы могут объясняться придуманной рациональной мотивировкой. 4. Непроизвольные реакции, сопровождающие действия, в которых человек не отдает себе отчета. Легче всего человеку контролировать внешние действия: слова, движения, заметно труднее – напряжение мыщц (позу, мимику, интонацию, тембр голоса), почти невозможно – слезы, дрожь, расширение зрачка. На этих принципах устроены различные "детекторы лжи". 5. Надсознательное (сверхсознание) – неконтролируемое сознанием, интуитивное понимание социальных потребностей и задач, выходящее за рамки индивидуального сознания. Благодаря надсознательному человек способен к подлинному творчеству, "предугадывая" глубинные тенденции развития культуры, науки, искусства, политики, техники. В нем – тайна гениальности. 6. Субсенсорное восприятие – не доходящее до уровня осознания или смутно осознаваемые ("сердцем чую") данные органов чувств: феномен 6-го чувства: что-то остановило, заставило повернуться; эффект 19 кадра в секунду. Итак, сознание – исходное философское понятие для обозначения всех форм субъективной реальности, учитывающее также неосознаваемые явления и процессы в духовной и душевной жизни человека. Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью. Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы. Практика как критерий истины имеет противоречивый характер: 1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям: а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые); б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации); в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего. 2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины: а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины; б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке; в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится. Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Подумайте, могут ли быть критериями истинности: 1. Общепризнанность знания (конвенция, голосование, консенсус)? 2. Общепринятость (догма, Священное Писание, Коран)? 3. Ясность и отчетливость, понятное, а не смутное знание? 4. Польза, которую приносит знание (прагматизм)?
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |