Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия. Философия Др. Греции, Др. Рима





(7 – 6 вв. до н.э. – 5 в. н. э. )

 

3) Философия Др. Греции

           
     

 

 


Натурфилософия Др. Греции

 

Натурфилософия — философия природы.

Школы:

1)Милетская шк. (г. Милет). Фалес: «Познай себя». Анаксимен, Анаксимандр,

условно Гераклит (г. Эфес). Проблема первоначала. Гилозоизм

2)Элейская шк. (Зенон, Парменид). Проблема бытия. Метафизика

3)Атомистическая шк. (Демокрит, Левкипп). Философский материализм

4)Пифагорейская (Пифагор и ученики). Философский идеализм

 

Милетская школа.

Первоначало – субстанция, стихия, основа природы, космоса.

Фалес – вода как первоначало. Вода – живой организм, живое существо.

Гилозоизм – одушевление материи

Анаксимен – воздух

Гераклит – огонь

Анаксимандр – апейрон – бескачественное нетелесное начало ~ эфир

Апейрон как Брахма – субстанция всех вещей. Философское начало, лишённое мифологической основы.

 

Элейская школа (Зенон, Парменид).

Проблема бытия. «Бытие» – ввёл понятие Парменид - наиболее обобщённая категория, характеризующая всю действительность.

Бытие неподвижно – метафизический метод (изменение бытия – заблуждение человеческих органов чувств).

Истина – умственное знание - «знание» (неподвижность бытия).

Заблуждение – чувственное знание - «мнение» (подвижность бытия).

Изначально западная философия принимает рациональный (теоретический) характер.

Элеаты доказывали, что движения не существует.

Апория – неразрешимое противоречие.

«Ахилл и черепаха»– самая известная апория. Согласно элейской школе, Ахилл никогда не догонит черепаху.

Гераклит: бытие подвижно и изменчиво.

Покой – лишь момент движения бытия.

Диалектический подход — подвижность бытия. Стихийная диалектика Гераклита.

Диалектика – учение о развитии бытия.

Гераклит: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Все течет, все изменяется».

 

Основной вопрос философии: отношение сознания к бытию. Различают два важнейших направления философии: идеализм и материализм.

Идеализм – Сократ, Платон, Аристотель, вся религиозная философия, немецкая классическая философия - классическая философия. Сознание, идея, дух, Бог — первичны, а материя — вторична и производна от духа.

 

Объективный идеализм: первоначало – идея, бог, существуют независимо от человека
Субъективный идеализм: первоначало – сознание, идея, дух существуют только в человеке. Вне человека его не существует.
Идеализм:

 

Материализм. Первоначало – материя, вещество.

Античный материализм – атомистический – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.



В 18 в. механистический материализм – Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

В 19 в. антропологический материализм – Фейербах, Чернышевский; вульгарный материализм — Молешотт, Фогт.

В 19-20вв. диалектико-исторический материализм — Маркс, Энгельс, Ленин.

 

Атомистическая школа.

Демокрит – учение об атомах. Все вещи состоят из атомов. Кроме атомов есть только пустота. Философский материализм. Демокрит – основатель философского материализма. Каждая вещь является причиной другой вещи и следствием предыдущей – детерминизм (причинная обусловленность, закономерность). Исключаются явления случайности, произвольности. Ничего сверхъестественного не бывает. Индетерминизм допускает явления случайности и сверхъестественности.

 

Пифагорейская школа.

Школа мистики чисел. Число – идеальная субстанция. Число – первоначало. Пифагор считал, что каждое число несет в себе сущностное начало:

1. мужское начало

2. женское начало

3. гармония

4. стихии

10. космос

Таким образом, Пифагор еще до Платона заложил основы философии идеализма. Но все же отцом идеализма считается Платон.

 

 

Классическая философия Др. Греции (V-IV вв до н.э.).

Сократ, софисты, Платон (Академия), Аристотель (перипатетики).

 

Сократ и софисты.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Мыслитель Др. Греции совершил революцию в философии, повернув ее от природы к человеку (антропологическая революция).

Досократики – натурфилософы.

Сократики - философы, считавшие себя учениками Сократа.

Проблема человека, его отличие от других существ; как человеку жить на свете; что есть добро, что есть истина, что есть красота — основные философские проблемы, поставленные Сократом. Философская антропология и этика.

Софисты. «Мудрецы»

«Человек - мера всех вещей» (софист Протагор). Человек – критерий добра, истины, красоты; микрокосмос. Софисты считали, что люди отличаются друг от друга и у каждого свой критерий добра, истины, красоты. Добро, истина, красота — субъективны (релятивистская точка зрения). Софисты за плату обучали красноречию, политике, диалектике в Афинах. Демагоги - «вожди народа». Высшее искусство софистов – умение доказать какую- либо точку зрения и сразу ее опровергнуть.

В отличие от софистов Сократ считал, что существует объективные добро, истина и красота. Метод поиска истинного знания у Сократа – философский диалог.

Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Антидогматизм. Позиция человека, готового к диалогу. Диалог построен на вопросах и ответах. Философский диалог Сократа имеет своей целью дать более точное определение общезначимых понятий и категорий. В философском диалоге понятия развиваются, т.е. философский диалог Сократа — это диалектика понятий и идей. Платон описал диалоги Сократа.

Майевтика. Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой, помогающей родиться истине.

Этический рационализм Сократа заключался в утверждении: «Знающий, что есть добро, будет поступать в соответствии с добром» Причина зла – невежество, незнание.

Софисты положили начало трёхчастному образованию (начальное, среднее, высшее), развитию ораторского искусства.

 

Платон (424 – 344 гг. до н. э.) - самый знаменитый ученик Сократа, автор «Диалогов», «Учения о государстве».

Платон ввёл в философию понятие «идея» .

Идея – нематериальная, интеллигибельная (познающаяся разумом), сверхчувственная сущность предмета.

Так как реальных и потенциальных предметов – бесконечное множество, то и идей этих предметов тоже бесконечное множество. Они существуют в царстве идей. Все предметы есть синтез первичной активной идеи и вторичной пассивной материи. Каждому предмету предшествует идея, идея существует в вечности.

Процесс обучения – процесс припоминания. Душа человека – идея, которая существует вечно в царстве идей.

«Учение об идеях» - фундамент философии идеализма. Платон отвергал всё чувственное, материальное, земное, предпочитая сверхчувственное, нематериальное, неземное.

Платон основал школу – Академию (г. Афины) в священной оливковой роще, посвященной легендарному Академу (384г. до н. э. - 529г. н. э.).

 

Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н. э.), воспитатель царя Александра Македонского. Основал собственную школу – Ликей (в священной роще Аполлона Ликейского). Ученики Аристотеля - перипатетики («прогуливающиеся»; обучение в процессе прогулки по роще).

Учение Аристотеля о форме, цели, движении и материи.

Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».

Форма – сущность предмета. Отличие формы Аристотеля от идеи Платона: форма существует в предмете, а идея может существовать отдельно. Форм может быть бесконечное множество потенциальных и конечное множество актуальных.

Каждый предмет находится в движении, в изменении. Каждое движение имеет свою цель.

Источником движения и конечной целью движения у Аристотеля выступает философский абсолют - «Форма форм».

Аристотель основал целые отрасли философского знания: логику (наука о законах правильного мышления). Логика Аристотеля основана на дедуктивном умозаключении (способ мышления от общих верных посылок, суждений к частному умозаключению).

Дедукция. Дельфин не является рыбой (посылка). Дельфин имеет рыбообразную форму (посылка). Существуют такие животные, имеющие рыбообразную форму и не являющиеся рыбами (силлогизм – дедуктивное умозаключение).

Положил начало этике (философская наука о морали). «Никомахова этика». Аристотель ввёл принцип золотой середины. Морально то, что исключает противоположные крайности.

Аристотель – крупнейший учёный древности. Основал зоологию, минералогию и др. науки.

 

Позднеантичная философия

 

Позднеантичная философия решала этические (морально-нравственные) проблемы: смысла жизни, счастья и свободы человека.

Школы позднеантичной философии:

ü киники

ü стоики

ü эпикурейцы

ü скептики

Все школы основаны учениками Сократа – сократические школы.

1) Киники (кинос - собака). Основатель — Антисфен. Отрицали собственность, семью, государство, все законы. Призывали жить в единстве с природой. Натурализм. Отвергали все достижения цивилизации. Нигилизм. «Всё что естественно, то не безобразно».

Символ – Диоген Синопский («философ из бочки»). Киники – циники (открыто отвергали достижения культуры, морали).

 

2) Стоики. Основатель – Зенон Китионский.

В основе этики стоицизма находится вера в судьбу – фатализм, подчинение своей судьбе. Стоицизм учит человека в любой ситуации сохранять нравственное достоинство (хладнокровность, безмятежность – атараксия).

Кредо стоиков: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся».

 

3) Эпикурейцы. В этике эпикурейцы учили, что цель жизни – наслаждение (гедонизм).

Последователи учения Демокрита об атомах - материалистическая школа.

Основатель – Эпикур. Учил о духовных наслаждениях. Жизнь в саду, беседы с близкими и друзьями. Эпикур считал себя учеником Сократа.

 

4) Скептики. «Я знаю, что ничего не знаю» - скептики также считали себя учениками Сократа.

Агностицизм – философское учение, отрицающее истинное познание. Все познания есть заблуждение. Отрицают убеждения, веру, принципы, так как все они неистинны.

Основатель – Пиррон. «На каждое слово есть противоположное слово»; «Не говорите да, нет, а говорите: может быть»; «Молчание – золото, глупость в болтовне».

Считали себя мудрыми. Мудрость заключается в признании собственной ограниченности. «Глупцы - те, кто считает, что что-то знает, верит во что-то». Школа очень популярная, самая массовая в конце античности.

Фанатизм всегда сильнее скептицизма. Скептицизм – философия поздней античности, столкнувшись с раннехристианским фанатизмом, уступил место философии средневековья. Философия сомнения уступила место философии веры.

 

Неоплатонизм – последняя вершина античной философии. Неоплатонизм – философское учение, развивавшее идеи Платона.

Основатели: Плотин, Порфирий. Развивали идеи единства космоса. «Единое» - это высший разум, из которого всё произошло. Весь мир является продолжением «Единого», его эманацией (истечение).

Этика неоплатонизма - отрицание материального начала (тело - темница для души). Неоплатонизм составил конкуренцию раннехристианскому учению. Христианство не отрицает материального (телесного) начала.

Неоплатонизм – языческая монистическая философия. Христианство – религиозная, монотеистическая философия.

Центр неоплатонизма – Афинская академия. Юстиниан (византийский император) закрыл Академию в 529г., так как она – центр языческой мудрости. Закрытие Академии – конец античности.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.