КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнеримская философия
(1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)
Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры. Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян. Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность. Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души - есть философия. Философские взгляды Цицерона – эклектизм (смешение разных философских направлений). В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников в Риме не было.
Римские стоики: Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма. Император Марк Аврелий Антонин (161-180 гг. н.э. –годы правления). Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.
Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.
Римский скептицизм: Секст Эмпирик.
Тема 3. Философия Средних веков.
1. Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке. 2. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии. 3. Философская мысль классического арабского востока.
1. Философия Средних веков – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение. Монотеизм – религия единобожия.
христианство ислам
Важнейшая черта средневековой философии – Теоцентризм (богоцентризм). Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).
Креационизм (творчество, творец). Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.
Религиозный антропоцентризм. Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума). Так высоко прежде человек не поднимался. В отношении к человеку средневековая философия занимала двойственное положение: 1. Человек — образ и подобие Бога; 2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.
Этикоцентризм - духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии (проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.
Эсхатологизм - учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом. Провиденциализм. Вся история – провидение и замысел Бога.
Эти характеристики образуют религиозную картину мира.
2. Апологетика – раннехристианское учение (I – III в.в. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями. Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.
Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв н.э. - учения, труды отцов христианской церкви. Время формирования христианской догматики. Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства. Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством. Восточные отцы церкви: Иоанн Златоуст Григорий Богослов Василий Великий Иоанн Дамаскин Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.
Схоластика(9 – 14 вв., аристотелизм) Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии». Схоластика – рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке). Проблема универсалий (наиболее общие категории): 1. реализм – объективный идеализм. Общее понятие существует само по себе, а не только как слово. 2. номинализм – субъективный идеализм. Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление. Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».
3. Основные черты философии арабского востока. Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали: 1. рационализм; 2. проблемы логики и познания; 3. в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.
Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.
Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).
Тема 4. Философия Нового времени.
1. Философия итальянского Возрождения. 2. Философия 17 века. Научная революция. 3. Философия европейского Просвещения. 4. Немецкая классическая философия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |