КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платежеспособный спрос и факторы, влияющие на его развитие
Тема II. СПРОС НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Платежеспособный спрос — это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Спрос в общественном питании выступает как форма проявления потребности на продукты питания и услуги предприятий массового питания. Важная особенность спроса на продукцию общественного питания заключается в том, что он имеет физиологические пределы. Развитие платежеспособного спроса населения на продукцию общественного питания обусловлено различными факторами. Их можно классифицировать по природе возникновения, по характеру воздействия, по возможности количественного измерения. По природе своего возникновения факторы развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, исторические. К экономическим факторам относятся экономическая ситуация в стране, инфляция, объем и состав продовольственных ресурсов, денежные доходы различных групп населения, цены на товары и продукцию общественного питания и др. Социальные факторы — социальная политика государства (например, на удешевление питания школьников направляется из бюджета 4 % от минимальной заработной платы (МЗП) в учебный день на 1 учащегося), определение различных социальных нормативов (минимальной заработной платы), уровень жизни населения, формирование культуры потребления, эстетических вкусов. Демографические факторы включают в себя численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции населения. Природно-климатические факторы — это продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия. Национально-исторические факторы — это традиции, обычаи, условия быта. По характеру воздействия факторы развития спроса могут быть общими и специфическими. К общим факторам относятся такие, которые оказывают влияние на все процессы развития спроса: уровень доходов, численность населения, цены и др. Специфические факторы — это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные виды продукции общественного питания. Например, специфические требования различных групп потребителей (молодежь, дети, туристы, пенсионеры) и др. По возможности измерения влияния на спрос факторы подразделяются на количественно измеримые и факторы, воздействие которых не поддается количественной оценке или поддается очень трудно, косвенно: развитие потребительских привычек, предпочтений, рекомендации врачей. Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды.Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос. Реализованный спрос на продукцию общественного питания соответствует той части предъявляемого населением спроса, которая фактически удовлетворена в результате обмена денежных доходов на продукцию и услуги предприятия массового питания. Следовательно, тенденции развития, размеры и структура реализованного спроса за определенный период времени характеризуются динамикой товарооборота, то есть объема продаж. Однако это в определенной степени условный прием, не совсем точно отражающий истинную величину реализованного спроса. Неудовлетворенный спрос — это та часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за низкого качества продукции общественного питания, высокого уровня цен, отсутствия необходимых потребителю отдельных видов продукции общественного питания. Определение неудовлетворенного спроса основывается на материалах специальных обследований, проведении анкетирования, опросов специалистов, экспертов. Формирующийся спрос на продукцию общественного питания представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями. Например, в нашей республике формируется спрос на отдельные виды морепродуктов, на кулинарную продукцию различных национальных кухонь, таких, как вьетнамская, китайская, итальянская. Величина формирующегося спроса оценивается также путем специальных обследований, опросов потребителей, специалистов и экспертов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |