КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологическое загрязнение
Лекция 12. Вопрос 49. Проблема накопления, переработки и утилизации отходов потребления. 1. Методы переработки твердых бытовых отходов. 2. Захоронение и частичная переработка ТБО на полигонах. Компостирование пищевых отходов. 3. Сжигание отходов. На мусорожигающих заводах. 4. Пиролиз ТБО.
1. Методы переработки твердых бытовых отходов (ТБО): • строительство полигонов для захоронения и частичной их переработки; • сжигание отходов на мусоросжигающих заводах; • компостирование (с получением ценного азотного удобрения или биотоплива); • предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов; • пиролиз (высокомолекулярный нагрев без доступа воздуха) ТБО при t = 1700°С. 2. Сегодня наиболее приемлемым методом является строительство полигонов для организованного и санкционированного хранения отходов и частичной их переработки (в основном методом прямого сжигания). Конструктивные схемы допускают высоту таких полигонов до 60 м и послойное его загружение с помощью бульдозеров, для чего устраивают пологий внешний откос. При определенных условиях (инертности, слабой токсичности) совместно с твердыми бытовыми отходами могут складироваться ипромышленные отходы. Особое внимание обращают на гидроизоляцию полигонов, чтобы исключить попадание загрязняющих веществ в подземные воды. Срок полного обезвреживания отходов — 50—100 лет. Полученный при компостировании пищевых отходов с аэробным окислением органического вещества компост используют в сельском хозяйстве, а некомпостируемые бытовые отходы поступают в специальные печи, где термически разлагаются и превращаются в разные ценные продукты, например в смолу. 3. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах (их в России работает немного — в Москве, Владивостоке, Сочи, Пятигорске, Мурманске и др.) спекание отходов происходит при t = 800— 850°С. При этом отсутствует вторая стадия газовой очистки и в золе отработанных отходов отмечается повышенная концентрация диоксинов (0,9 мкг/кг и более). С каждого кубометра сжигаемых отходов в атмосферу выбрасывается 3 кг ингредиентов (пыль, сажа, газы) и остается 23 кг золы. На зарубежных мусоросжигающих заводах производится предварительная сортировка твердых отходов, что на порядок снижает содержание вредных веществ в газах ишлаках, режим сжигания — при t = 900—1000°С; предусмотрена также двухстадийная очистка отходящих газов, в составе которых регламентируется очистка более десяти вредных компонентов, включая дибензодиоксины и дибензофураны (на отечественных заводах — четыре компонента). 4. На заводах по пиролизу ТБО при t = 1700°C практически утилизируются все материальные и энергетические компоненты, что резко снижает загрязнение окружающей среды. Однако технологический процесс очень трудоемкий; по существу, завод попиролизу — это доменная печь. И все же и у нас в стране, и за рубежом основная масса твердых бытовых отходов (ТБО) из-за нехватки полигонов вывозится в пригородные зоны и выбрасывается на свалки, где отходы разлагаются, часто загораются и отравляют воздух токсичными веществами, а дождевые и талые воды, просачиваясь через толщу горных пород, загрязняют грунтовые воды. Вопрос 50. Основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования 1. Охрана окружающей природной среды. 2. Природопользование. 3. Нерациональное и рациональное природопользование. 4. Принципы природопользования. 5. Основные направления инженерной защиты окружающей природной среды. 6. Безотходная технология. 1. Охрана окружающей природной среды — новая форма взаимодействия человека и природы, представляющая собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием — одним из разделов прикладной экологии. 2. Природопользование — общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н.Ф. Реймерсу (1992), природопользование включает в себя: • охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку; • использование и охрану природных условий среды жизни человека; • сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем; • регуляцию воспроизводства человека и численности людей. 3. Природопользование может быть нерациональным и рациональным. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала; ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды; сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем. Рациональное природопользование означает комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению. По Ю. Одуму (1975), рациональное природопользование пр е следует двоякую цель: • обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха; • обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления. 4. Природопользование в любой отрасли производства строится на ряде общих принципов: • принципе системного подхода, предусматривающего комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций. Например, сбросы отходов в реку должны оцениваться по их воздействию не только на рыбу, но и на биохимию данного водного объекта, и на всю систему водо-обеспечения района, где протекает эта река; • принципе оптимизации природопользования, заключающемся в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременно экологического и экономического подходов, прогноза развития различных отраслей и географических регионов; • принципе прироста продукции не за счет вовлечения в использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного их использования путем ресурсосбережения и совершенствования технологических процессов; • принципе комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства, заключающемся в том, что на базе имеющихся в данном экономическом районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы и тем самым снизить вредную нагрузку на экосистемы. 5. Основными направлениями инженерной защиты окружающей природной среды от загрязнения и других видов антропогенных воздействий являются следующие: • внедрение ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологий; • внедрение биотехнологии; • внедрение утилизации и детоксикации отхолов; • главное — внедрение экологизации всего производства, при которой обеспечивалось бы включение всех видов взаимодействия с окружающей средой в естественные циклы круговорота веществ. 6. Под безотходной технологией понимают также такой способ производства, который обеспечивает максимально полное использование перерабатываемого сырья и образующихся при этом отходов. Более точным, чем "безотходная технология", следует считать термин "малоотходная технология", т. к. в принципе безотходная технология невозможна, ибо любая человеческая деятельность не может не производить отходы, хотя бы в виде энергии. Достижение полной безотходное нереально (Реймерс, 1990), поскольку противоречит второму началу термодинамики, поэтому данный термин условен (метафоричен). Технологию, позволяющую получить минимум твердых, жидких и газообразных отходов, называют малоотходной и на современном этапе развития научно-технического прогресса она является наиболее реальной. Огромное значение для снижения уровня загрязнения окружающей среды, для экономии сырья и энергии имеет повторное использование материальных ресурсов, т. е. рециркуляция. Так, производство алюминия из металлолома требует всего 5% энергозатрат от выплавки из бокситов, причем переплав 1 т вторичного сырья экономит 4 т бокситов и 700 кг кокса, снижая одновременно на 35 кг выбросы фтористых соединений в атмосферу (Вронский, 1996).
Вопрос 51. Административно-правовые методы управления природопользованием. 1. Министерство природных ресурсов. 2. Главные задачи подразделений МПР. 3. Основные мероприятия в рамках госуправления. 4. Экологическое лицензирование. 5. Экологическая сертификация. 6. Экологический аудит. 7. Оценка воздействия на окружающую среду. 8. Экологический контроль.
1. Центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов (МПР), которое включает в себя службы: лесную, егерскую, водную, геологическую и охраны окружающей среды. МПР имеет соответствующие подразделения в республиках, краях, областях, во многих городах и районах. Министерство: • направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стране; • осуществляет контрольно-инспекционную деятельность; • выполняет информационные и воспитательные функции; • руководит заповедным делом; • развивает международное экологическое сотрудничество. 2. Главные задачи подразделений МПР: • управление изучением, воспроизводством, использованием и охраной природных ресурсов; • использование, охрана и воспроизводство лесов; • лицензирование водопользования, установление лимитов, государственная водохозяйственная экспертиза; • осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности; • проведение государственного экологического контроля, экологической экспертизы и т. д.; • комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов. 3. В рамках госуправления осуществляются следующие основные мероприятия: • экологическое нормирование; • экологическая стандартизация; • экологическая сертификация; • экологический аудит; • проведение процедуры ОВОС; • экологическое лицензирование; • экологический контроль; • экологическая экспертиза; • экологический мониторинг. 4. Под экологическим лицензированием понимается деятельность государственных органов, связанная с выдачей лицензий на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды (например на проведение инвентаризации выбросов загрязнений в атмосферный воздух; на разработку нормативов ПДВ, ПДС; на утилизацию, складирование, размещение, захоронение, уничтожение промышленных отходов; на экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров и т. д.). 5. Экологическая сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Объектом экологической сертификации является готовая продукция (новая техника, материалы, вещества). 6. Экологический аудит - проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ. Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России: вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, будет изучать вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности деятельности, которую ведет потенциальный заемщик. 7. Любая проектная и предпроектная документация намечаемой деятельности (строительство и реконструкция объектов, размен щение производств, освоение новых территорий и т. д.) должна содержать раздел "Охрана окружающей среды" и в нем — обязательный подраздел ОВОС (материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности). ОВОС — это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта. Общим итогом ОВОС является официальное "Заявление о воздействии на окружающую среду" — документ, предназначенный для органов, принимающих решение о судьбе проектов, и рассматриваемый при экологической экспертизе. 8. Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Должностные лица органов государственного экологического контроля (инспекторы) имеют право: • принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий; • налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранного законодательства; • предъявлять иски о возмещении вреда и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности; • выдавать разрешения на природопользование; • устанавливать нормативы на выбросы, сбросы; • назначать государственную экологическую экспертизу. Вопрос 52. Экологический мониторинг. 1. Мониторинг. 2. Главная цель мониторинга. 3. Три ступени мониторинга. 4. Государственные и ведомственные службы, осуществляющие наблюдения за отдельными объектами.
1. Под мониторингом (от лат. "монитор" — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение. 2. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения; своевременная оценка последствий антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективности природоохранных мероприятий. Мониторинг — это также экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды. Мониторинг является важнейшей частью государственного контроля. Глава 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" гласит, что "государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т. ч. в районах расположения источников антропогенного воздействия, и воздействием их на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей в достоверной информации и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды; информация о состоянии окружающей среды, ее изменениях используется для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, а также для разработки федеральных целевых программ и мероприятий в области охраны окружающей среды". Мониторинг охватывает наблюдение за источниками, факторами антропогенных воздействий и за эффектами, которые они вызывают в окружающей среде, и прежде всего за реакцией биологических систем на эти воздействия. 3. По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга: • локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); • региональный (геосистемный); • глобальный (биосферный, фоновый). В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга, обобщая результаты которого, получают объективную картину антропогенных и природных процессов. 4. Наблюдения за отдельными объектами окружающей среды осуществляют различные государственные и ведомственные службы: • Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС); • Центр Государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН); • Министерство природных ресурсов (МПР); • Комитет земельных ресурсов и др. На многочисленных станциях (например защиты растений, метеостанциях), стационарных постах, постах гидрологических наблюдений, в химических лабораториях и т. д. наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почвы, донных отложений; следят за состоянием земель, недр, сохранностью животного и растительного мира. Основной объем наблюдений выполняют службы ЦГМС. Так, на их стационарных постах отслеживают содержание в приземном слое атмосферного воздуха городов химических веществ. ЦГМС и ЦГСЭН проводят наблюдения за качеством поверхностных вод по створам рек, питьевого водоснабжения. (назад)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |