КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды трансакционных издержекНачало исследований затрат функционирования рыночного механизма или трансакционных издержек, задающих рынку границы, связано со статьей Р. Коуза «Природа фирмы» (1937). Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделок. Различают трансакционные издержки до и после совершения сделки; до: составление проекта договора, ведение переговоров, обеспечение гарантий соглашения; после: контроль за соблюдением условий сделки, спецификация и защита прав собственности. Трансакционные издержки возникают в результате специфичности активов, ограниченной рациональности экономических агентов и оппортунизма участников сделок. Когда трансакционные издержки высоки, рынок вытесняется фирмой, но существуют и затраты организации трансакций внутри фирмы, что ограничивает ее рост. Иначе говоря, если издержки функционирования рынка выше издержек внутрифирменной организации, то автономные участники сделки могут заменить его использование взаимодействием на основе властных отношений, т. е. подчинении наемных работников управляющему, который представляет интересы собственников. Виды трансакционных издержек: 1. Издержки поиска информации. В данном случае имеются в виду прежде всего затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект, как правило, собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных местах, поэтому люди с низкими и средними доходами вначале обойдут несколько магазинов, прежде чем купят товар. 2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затраты времени и денег. 3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка (брэнд) известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру. 4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, органов охраны правопорядка и т.п. 5. Издержки оппортунистического поведения. Нечестность, обман, сокрытие информации, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути», как пояснял эту категорию О. Уильямсон, влекут за собой ощутимые издержки как до (ex ante), так и после (ex post) заключения сделки.
4.1 Потребности и экономические интересы. Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребности людей. Потребность – это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание. Потребности бывают: * первичные и вторичные; * материальные и духовные;* производственные и личные; * общественные. К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь); к вторичным – потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности – это потребности досуга – кино, театр, спорт. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой. Материальные потребности – это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле; Духовные потребности – удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки). Среди них выделяют: Личные потребности удовлетворяются предметами личного потребления (пища, одежда, обувь); Производственные потребности – это потребности предприятий, фирм, предпринимателей в средствах производства. Кроме того, выделяют: Общественные потребности – школы, больницы, военная техника. Потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел и ненасыщаемыми, не имеющими четко обозначенных границ. Амер. ученый Маслоувсе человеческие потребности разделил на 5 групп: * физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда); * потребности в самосохранении (безопасность, защищенность); * социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть); * Потребности в признании человека как личность (статус, авторитет); * Потребности в самоуважении (саморазвитие, самореализация). При осознании потребности возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму – форму интереса. Экономический интерес – есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных и нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя – это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя – заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг.
4.2 Ресурсы и факторы производства: общие черты и различия. Средствами для удовлетворения потребностей людей и производства экономических благ (товаров и услуг) являются экономические ресурсы. Ресурсы – это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг. Экономические ресурсы – это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности. Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен. Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной. Абсолютная ограниченность характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов. Выделяют ресурсы: * природные (земля, нефть, газ, растения). Среди них различают: - возобновляемые (леса, почва, растения); - невозобновляемые (нефть, газ уголь); - неисчерпаемые (морские приливы и отливы, воздух, энергия ветра и воды); - заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию); - незаменимые (воздух, вода). * материальные – все то, что создано руками человека. * трудовые – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (умение рисковать, интеллект, талант); * финансовые – денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности. * информационные. Ресурсы по происхождению бывают двух видов: * первичные (природные, трудовые, финансовые и материальные); * вторичные (производные) – ресурсы, которые появились в связи с НТП (информация, технология, организация, управление, инфраструктура). В западной экономической мысли, в отличие от марксистской, нет различий между ресурсами и факторами производства. Так, ресурсы – это то, к чему еще не прикасалась рука человека (уголь, нефть). Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие, т.е. в рамках процесса производства ресурсы превращаются в факторы производства, они в отличие от ресурсов всегда имеют собственника. Неоклассическая теория выделяет 4 группы факторов производства: - капитал; - труд; - земля; - предпринимательские способности. Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. К труду относятся трудовые ресурсы. Предпринимательские способности – это интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества. Ими обладают 3-5% людей. Эти способности относятся к категории труда.
Тема 5 Основы теории рыночной экономики. 1.21. Товарное производство – основа рыночной экономики Развитие экономических явлений и процессов происходит в определенных экономических формах хозяйствования. Существует два типа хозяйствования: натуральное хозяйство и товарное производство. Натуральное хозяйство – это такое хозяйство, продукты которого предназначены для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к нему путем прямого распределения, т.е. сразу после производства. Следовательно, купля-продажа продуктов отсутствует. При этом потребление продуктов зачастую совпадает с их производством. При натурально хозяйстве отсутствуют экономические связи между производителями продуктов: рабочая сила жестко закреплена за хозяйством (поместьем, общиной). Уровень производительных сил крайне низок, так как данное хозяйство базируется в основном на ручных орудиях труда (в современных условиях примером существования натурального хозяйства являются страны Азии и Латинской Америки). В развитых странах натуральные хозяйства существуют в виде семейных, фермерских (крестьянских), домашних и других хозяйств, где потребности в продуктах питания полностью удовлетворяются собственным производством. Противоположностью натуральному хозяйству является товарное производство. Товарное производство - это такое хозяйство, продукты которого производятся не для собственного потребления производителя, а для обмена на другие товары путем купли-продажи. Экономические связи между людьми осуществляются через рынок. Причинами возникновения и существования товарного производства являются общественное разделение труда и экономическое обособление производителей друг от друга как собственников факторов производства и результатов производства. Становление товарного производства связано прежде всего с уровнем развития производительных сил общества. История показывает, что товарное производство является наиболее эффективной формой организации экономики. Поэтому его следует всемерно развивать и использовать в целях улучшения социально-экономического положения страны. Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство - это такое хозяйство, в котором продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими производителями (ремесленниками, крестьянами) в целях удовлетворения своих потребностей. Его развитие ведет к поляризации товаропроизводителей: одни разоряются и становятся наемными работниками, а другие обогащаются, превращаясь в собственников факторов и результатов производства. Простое товарное производство является исходным пунктом возникновения и развития капиталистического товарного производства. Капиталистическое товарное производство ведется капиталистами, использующими труд наемных работников (ИТР, служащих). При этом, по Марксу, сам капиталист физически не трудится, а эксплуатирует рабочих. Он лишь занимается организацией и управлением производства. Простому и капиталистическому производству присущи общие черты: – они однотипны, имеют одинаковую экономическую основу - частную собственность; – оба хозяйства работают на рынок. Различия между ними следующие: – при простом товарном производстве все факторы производства принадлежат работникам, а при капиталистическом – работник лишен факторов производства; – при простом товарном производстве трудится сам собственник факторов производства (лопата, соха, рабочая лошадь), а при капиталистическом – используется труд наемных рабочих; – при простом товарном производстве рабочая сила не является товаром, а при капиталистическом – превращается в товар; – при простом товарном производстве ремесленники и крестьяне производят продукты обособленно, в одиночку, а при капиталистическом – коллективно на заводах, фабриках. Следовательно, они различаются по степени обобществления производства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |