Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И его свойства




Экономическая природа товара (экономического блага)

Известно, что материальная основа рыночных отношений со­ставляет движение товаров и денег.

Товар – это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обме­на.

Чтобы благо стало товаром, необходимы следующие условия:

1) благо должно быть продуктом труда (не являются товарами, например, дикорастущие яблони в лесу, воздух или солнечный свет);

2) благо должно обладать общественной полезностью, т.е. должно быть предназначено для удовлетворения потребностей не его производителей, а других людей;

3) благо должно быть создано не для потребления внутри хо­зяйства, а для обмена.

Важнейшими характеристиками товара являются потребитель­ная стоимость и меновая стоимость. Эти свойства товара были рассмотрены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, К. Мар­кса, Дж. С. Милля и др.

Потребительная стоимость это способ­ность товара удовлетворять потребность человека или служить средством производства и материальных благ. (Например, хлеб удовлетворяет потребность человека в пище, ткань – в производстве одежды.) Чтобы созданная вещь стала товаром, она должна быть предназначена для обмена.

Как потребительные стоимости товары делятся на:

– предметы личного потребления (удовлетворяют потребности в пище, одежде);

– предметы производственного потребления (машины, станки, инструменты).

Потребительную стоимость имеют и вещи, не созданные трудом: вода, плоды дикорастущих деревьев и растений. Следовательно, богатство общества состоит из множества потребительных стоимостей.

Продукт, созданный только для себя, обладает индивидуальной потребительной стоимостью, но в условиях рынка продукт предназначается в основном для потребления другими лицами. Так, он становится общественной потребительной стоимостью.

Огромное значение имеет и другая характеристика товара – меновая стоимость, представляющая собой количественные отношения – пропорции, по которым обмениваются различные потребительные стоимости.

Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенной пропорции приравниваются друг к другу в соответ­ствии с количеством затраченного труда.

По Марксу, товары обмениваются друг на друга потому, что на их производство затрачен не индивидуальный, а общественный труд, определяемый средними условиями производства. Например, одна ручка, естественно, не обменивается на один автомобиль, так как израсходованы различные затраты труда.

Общественный труд (общественно необходимые затраты), воплощенный в товаре, есть стоимость товара.

Стоимость – это внутреннее свойство товара, а меновая стоимость – внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Стоимость, выраженная в деньгах, есть цена товара.

На величину стоимости товара влияют следующие факторы :

– уровень производительности труда (чем он выше, тем меньше стоимость единицы товара, а стоимость всей продукции остается постоянной;

– интенсивность труда (чем она выше, тем выше стоимость всей продукции, а стоимость единицы товара остается неизменной;

– простой труд – труд неквалифицированного работника, который можно выполнить без специальной подготовки, создает меньшую стоимость;

– сложный труд – труд, требующий затрат на обучение и создающий большую стоимость.

Однако в современной экономической науке существует иной подход, реализованный в работах представителей теории предель­ной полезности, в соответствии с которой в основе обмена лежит не меновая стоимость, а полезности, определяющие субъективную ценность блага.

Товар – это исходная категория рыночной экономики. Объяс­няется это тем, что огромное скопление товаров составляет естест­венное содержание богатства общества, а отдельный товар — это элементарная форма богатства. Сегодня к богатству относят не только материальное благо, выступающее в роли товара, но и деньги, а также все то, что ценится обществом, в том числе интел­лект, чистый воздух и др.

Благо – средство для удовлетворения потребностей. Однако само по себе свойство какого-либо предмета удовлетворять определенную потребность человека еще не делает его благом. Необходимо, чтобы эта способность предмета удовлетворять потребность человека была осознана человеком.

Блага могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия.

Характер удовлетворяемых потребностей:

блага низшего порядка (прямые), если это средства для удовлетворения личного потребления (предметы потребления);

блага высшего порядка (косвенные), если это средства для производства (капитал).

С развитием общества увеличивается значение вторых.

Редкость (соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ):

неэкономические – имеются в неограниченном количестве (воздух, вода, земля);

экономические – редкие блага (количество ограничено).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.