Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный спрос и его детерминанты


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Типы, формы и виды инфляции.

В зависимости от темпов инфляции выделяют три типа инфляции:

* умеренную (ползучую); * галопирующую; * гиперинфляцию

Умеренная (ползучая) инфляцияэто инфляция, имеющая невысокие темпы роста цен – до 10% в год.

Галопирующая инфляция предполагает рост цен до 200% в год. В отличие от умеренной инфляции ей трудно управлять. (Россия – 90е гг.).

Гиперинфляция является наиболее опасной, ежемесячный рост цен м.б. свыше 50%, а годовой – более 200%.

Инфляция выступает в формах:

* открытой; * ожидаемой; * подавляемой;

* непрогнозируемой; * сбалансированной; * несбалансированной.

Открытая инфляция возникает тогда, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение, т.е. количество денег превышает объем реализуемых товаров и услуг.

Открытая инфляция подразделяется на следующие виды:

* инфляция спроса;

* издержек (затрат);

* ценовой накидки;

* налоговая инфляция.

 

Существуют понятия «потребность» и «спрос».

Потребность – это желание людей иметь товары и услуги, которые удовлетворяют их желание. Потребности человека безграничны и постоянно растут, что выражается в «законе возвышения потребностей».

Спрос (D) – это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара. Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается символом D.

Существует зависимость между ценой (Р) и количеством покупаемого товара (Q). На это указывают точки А, В, С на кривой спроса D (рис. 2.1).

P

 
 

 


P1 A

P2 B

 

P3 C

D

Q1 Q2 Q3 Q

Рис. 2.1 – Кривая спроса

Кривая спроса D направлена вниз и вправо. Это означает, что зависимость между ценой и количеством покупаемого това­ра отрицательная и обратно пропорциональная.



Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше це­на, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.

Закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и за­мещения и закона убывающей предельной полезности.

Эффект дохода указывает на то, что если цена продукта падает, то покупательная способно­сть человека растет. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как по­купательная способность денег (дохода) увеличивается. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что снижение цены на определенный товар, стимулирует человека приобрести его вместо анало­гичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом скло­нен заменять дорогие товары более дешевыми – взаимозаменяе­мыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.

Эффекты дохода и замещения приводят к тому, что потребитель всегда склонен покупать большее количество продукта по более низкой цене. Они действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Если направление эффекта дохода совпадает с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные, товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары, эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

Существуют некоторые исключения из закона спроса.

1. Когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется товаром Гиффена (по имени английского экономиста Р. Гиффена).

Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены – увеличивается.

2. Некоторые потребители сокращают свой спрос на товар при снижении его цены. Поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». Такая ситуация носит название эффекта сноба.

3. Когда повышение цены приводит к увеличению спроса. В данном случае речь идет о дорогостоящих эксклюзивных товарах, так как богатый покупатель приобретает эти товары, прежде всего, из-за престижных соображений. Эта ситуация называется эффектом Веблена.

Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полез­но, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.

Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей дан­ного товара по данной цене.

Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.).

Максuмальная цeна, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.

Спрос можно рассматривать с количественной и качествен­ной сторон. Спрос с количественной стороны – это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны – это платежеспособность, т.е. сумма денег, уплачен­ных за приобретенный товар. На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).



Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характери­зуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В, С или D) или обратно вверх (рис. 2.1).

К ценовым факторам относятся эффект дохода, эффект за­мещения и закон убывающей предельной полезности.

Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызы­вают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потре­бителей, изменение количества покупателей, изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо (рис. 2.2, кривая D1) или влево (рис. 2.2, кривая D2).

P

 


 

D1

D

D2

Q

Рис. 2.2 – Изменение спроса под воздействием неценовых факторов

Изменение вкусов потребителей происходит под воз­действием рекламы, моды, возраста, климата. Например, небла­гоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприят­ный - вверх (D1).

Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.

Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте до­хода увеличивается спрос на более дорогие и качественные то­вары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). И, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).

Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) това­ры. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D1). И, напротив, падает спрос на автобу­сные билеты (D2).

Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожи­дание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благо­приятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность инфляции. Уровень и темп инфляции | Рыночное предложение и его детерминанты

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.