Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимулирование и оплата труда физкультурных работников




 

Нормирование труда физкультурных работников органически связано с его стимулированием. Различают материальные и моральные стимулы.

Материальные стимулы – это формы поощрения работника, ведущие к заинтересованности в присвоении части общественного продукта. Способами реализации материальных стимулов являются такие формы поощрения, как заработная плата, доплата к ней, премии, выплаты из общественных фондов потребления.

Моральные стимулы – это формы поощрения работника, связанные с удовлетворением его духовной потребности в признании коллективом его участия в труде на общую пользу.

Для сферы физической культуры и спорта характерно широкое применение моральных стимулов к труду физкультурных работников в целях развёртывания спортивно-массовой работы и обеспечения роста спортивного мастерства. Среди форм морального поощрения можно выделить две основные группы.

К первой группе относятся формы морального поощрения, применяемые государственными органами. Это правительственные награды: медали «За выдающиеся спортивные достижения», «За долголетнюю и плодотворную работу», значок «Отличник физической культуры и спорта», почётные звания «Заслуженный работник физической культуры», «Заслуженный учитель Российской Федерации» и др.

Ко второй группе относятся формы морального поощрения, применяемые непосредственно физкультурными коллективами: объявление благодарности, награждение Почётной грамотой, вымпелом, дипломом и т.д. Эффективность моральных стимулов возрастает, если их дополняет материальное стимулирование. Например, такое стимулирование следует при присвоении почётного звания «Заслуженный тренер Российской Федерации».

Материальное и моральное стимулирование осуществляется не только по отношению к штатным физкультурным работникам, но и по отношению к активистам, выполняющим свои обязанности в сфере физической культуры и спорта на общественных началах (тренеры-преподаватели, инструкторы по проведению производственной гимнастики и др.).

Оплата труда физкультурных работников. Материальное стимулирование физкультурных работников осуществляется двумя способами. Во-первых, в форме распределения производственных благ по труду в зависимости от его количества и качества и, во-вторых, независимо от затраченного труда, из общественных фондов потребления.

Осуществляя эти формы распределения потребляемой части национального дохода, общество, с одной стороны, материально стимулирует физкультурных работников с целью повышения эффективности их трудовой деятельности, а с другой - добивается все более полного удовлетворения их потребностей.

Необходимое соотношение между мерами труда и потребления физкультурных работников достигается планомерно, с помощью разработки плана по труду, который является органической частью общего плана работы физкультурных и спортивных организаций. Этот план включает в себя:

- определение численности работающих как в целом, так и отдельным категориям;

- фонд заработной платы основного состава работающих и размеров внештатного фонда;

- среднюю заработную плату, включая премии из фонда материального поощрения (это относится к тем спортсооружениям, предприятиям и организациям, где предусмотрено образование фонда Материального поощрения);

- мероприятия по повышению эффективности труда физкультурных работников.

При расчете численности работающих выявляется, какой объем работ может быть выполнен имеющимися работниками и каковы должны быть размеры привлекаемой рабочей силы в целом и по отдельным группам. При этом следует использовать предусмотреть возможность экономии средств фонда заработной платы для выполнения запланированного объема.

Фонд заработной платы планируется исходя из учета численности работников, а также размера средней заработной платы. В фонд заработной платы входят премии для ряда категорий работников, доплаты.

Численность работников и фонд заработной платы утверждаются вышестоящими организациями. Вносить изменения в численность работающих может только организация, утверждающая штаты и фонд заработной платы.

Хотя фонд заработной платы нештатного состава определяется также вышестоящей организацией, конкретные направления использования этого фонда определяют сами физкультурные организации.

Часть фонда расходуется по разделу учебно-спортивной работы на оплату тренеров, работающих на условиях почасовой оплаты; на оплату обслуживающих работников; на проведение спортивных мероприятий и на выплату компенсаций участникам спортивных соревнований и тренировочных сборов.

В школах и учебных заведениях на обязательные занятия физической культурой по учебному плану отводится 6-8% учебного времени. Примерно такая же часть фонда заработной платы школ и учебных заведений расходуется на оплату труда преподавателей физического воспитания.

Размеры фонда заработной платы физкультурных работников определяются, прежде всего, той частью национального дохода, которую общество может выделить на эти цели. Поэтому одним из условий формирования фонда заработной платы для физкультурных работников является рост производительности общественного труда.

Отставание уровня оплаты труда физкультурных работников от оплаты труда работников других отраслей народного хозяйства может ослабить материальные стимулы привлечения и закрепления кадров. Поэтому в фонде заработной платы должны быть предусмотрены доплаты за выполнение сложного труда и достижение высоких конечностей результатов.

Фонд заработной платы исчисляется по средним окладам и тарифам работников данной организации. Должностные оклады работников, для которых они предусмотрены в минимальных и максимальных размерах, установлены в пределах фонда заработной платы.

При расчёте размера ставок заработной платы тренеров-преподавателей по спорту и должностных окладов инструкторов-методистов учитываются: уровень образования, стаж тренерско-преподавательской работы, квалификация, категория, почётное звание и др.

В сфере физической культуры и спорта находят применение две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Наибольшее распространение получила повременная форма оплаты. В этом одна из особенностей организации оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. Ограниченные возможности применения сдельной оплаты объясняются трудностями определения конечного результата труда и его связи с затратами. Вместе с тем в целях стимулирования качества труда повременная оплата тренеров-преподавателей сочетается со сдельной.

Регулирующей основой организации оплаты труда являются тарифные условия. Они включают: размеры месячных ставок; коэффициент для учёта образования, стажа, достижений в работе; квалификационные и должностные требования к различным категориям работников. Регулирование тарифных условий проводится в централизованном порядке, что обеспечивает реализацию принципа равной оплаты за равный труд и способствует закреплению кадров физкультурных работников.

Тарифные условия не остаются неизменными. Вместе с упорядочением заработной платы, периодически проводимым в народном хозяйстве, изменяются и тарифные условия оплаты труда физкультурных работников.

Достижение высокого уровня образования и присвоение квалификационной категории стимулируются повышением размеров месячной тарифной ставки. Месячные тарифные ставки являются основой исчисления заработной платы тренерам – преподавателям по спорту.

Доплаты к месячным ставкам заработной платы устанавливаются старшим тренерам-преподавателям по спорту (эта должность вводится там, где в физкультурной организации работает не менее двух тренеров-преподавателей) во время их работы на учебно-тренировочных сборах по подготовке спортсменов к участию во всероссийских и международных соревнованиях, старшим тренерам-преподавателям и тренерам-преподавателям при присвоении почётных званий «Заслуженный мастер спорта РФ», «Заслуженный тренер Российской Федерации».

Труд старших тренеров-преподавателей и тренеров-преподавателей по спорту, имеющих среднее специальное физкультурное образование и почётное звание «Мастер спорта», оплачивается по ставам заработной платы указанной категории работников, имеющих высшее образование.

Старшим инструкторам-методистам и инструкторам-методистам должностные оклады выплачиваются за 41 час работы в неделю. За часы занятий, проводимых сверх пределов установленной продолжительности рабочей недели, инструктор-методист получает дополнительную оплату из расчёта ставки тренера-преподавателя по спорту.

Оплата труда физкультурных работников зависит от качества и результатов их труда. Одним из способов определения соответствия оплаты труда его конечным результатам является периодическая аттестация тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов с присвоением им квалификационной категории.

Квалификационные категории присваиваются тренерам-преподавателям в соответствии с требованиями, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей физкультурных работников. При этом учитываются достигнутые результаты спортсменов. Для тренеров-преподавателей введены три квалификационные категории: высшая, I и II. Для аттестации тренеров-преподавателей и присуждения им квалификационных категорий создаются постоянные квалификационные комиссии, образуемые при комитетах и департаментах по физической культуре и спорту.

Высшая категория тренерам-преподавателям по спорту присваивается комиссией при Министерстве Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Первая категория квалификационными комиссиями при спорткомитетах республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Вторая категория - спорткомитетами республик, краев, областей и городов.

Оценка деятельности тренеров-преподавателей, необходимая для присвоения спортивной категории, определяется с помощью ряда показателей, таких как количество подготовленных спортсменов, итоги участия в соревнованиях, разработка и внедрение в практику новых методов спортивной тренировки.

Тренеру-преподавателю второй квалификационной категории необходимо иметь высшее образование, стаж работы в качестве тренера-преподавателя по спорту не менее 3 лет и обеспечить подготовку:

- спортсмена, занявшего одно из первых трех мест на чемпионатах республик Российской Федерации;

- городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- первенствах ДСО и ведомственных физкультурных организациях;

- спортсмена занявшего 4-6-е места на первенстве Российской Федерации;

- или спортсмена - победителя первенства республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- одного мастера спорта Российской Федерации;

- или трех кандидатов в мастера спорта, или шести спортсменов первого разряда.

Первая квалификационная категория может быть присвоена тренерам-преподавателям по спорту с высшим образованием и стажем работы в качестве тренера-преподавателя по спорту не менее 5 лет, обеспечившим подготовку:

- участника олимпийских игр;

- спортсмена, занявшего 3-е призовое место в личном первенстве на чемпионата и соревнованиях на Кубок Европы;

- или спортсмена, занявшего 2-3-е места на чемпионатах и соревнованиях на Кубок мира и Европы среди юношей и девушек старшего возраста;

- или рекордсмена мира, Европы среди юношей и девушек старшего возраста;

- или одного мастера спорта Российской Федерации международного класса;

- или трех мастеров спорта Российской Федерации.

Высшая квалификационная категория может быть присвоена тренерам-преподавателям по спорту, имеющим высшее образование, стаж работы в качестве тренера преподавателя по спорту не менее 10 лет, обеспечившим подготовку:

- спортсмена, занявшего одно из первых шести призовых мест в командных соревнованиях на олимпийских играх;

- спортсмена, занявшего одно из первых трех призовых мест в личном первенстве на чемпионатах и соревнованиях на Кубки мира;

- спортсмена, занявшего первое место в составе команды чемпионатах и соревнованиях на Кубки мира;

- спортсмена, занявшего одно из первых двух призовых мест в личном первенстве на чемпионатах и соревнованиях на Кубки Европы;

- победителям чемпионатов и соревнований на Кубки мира и Европы среди юношей и девушек старшего возраста; или рекордсмена мира;

- двух мастеров спорта Российской Федерации международного класса;

- двух гроссмейстеров Российской Федерации по шахматам и шашкам.

Размеры тарифных ставок устанавливают исходя из показателей, характеризующих результаты тренера-преподавателя по спорту, уровень его образования и стаж работы. Несомненно, что последние два фактора являются важнейшими для формирования кадров высококвалифицированных физкультурных работников, так как при присвоении квалификационных категорий содействуют материальной заинтересованности физкультурных работников, повышению уровня образования, а также закреплению кадров.

Хорошо работающим тренерам, добивающимся высоких результатов в подготовке спортсменов, но не имеющие высшего специального образования, квалификационная категория может быть присвоена в порядке исключения при выполнении требований по подготовке спортсменов.

При отсутствии высшего образования и соответствующего стажа работы, тренеры-преподаватели но со средним спортивным образованием, имеющие звания «Заслуженный тренер Российской Федерации», "Заслуженный мастер спорта РФ», «Гроссмейстер РФ» или «Мастер спорта РФ международного класса», приравниваются по квалификации к тренерам-преподавателям, имеющим высшее образование.

К числу важнейших показателей, характеризующих результаты деятельности инструкторов-методистов, относится уровень организации спортивно-массовой работы, охват занятиями физической культурой и спортом.

Инструкторам-методистам производственных коллективов присваивается первая категория, если регулярными занятиями физической культурой и спортом охвачено более 50% работающих на данном предприятии; вторая категория - при 50%; третья категория - при 30% от общего числа занятых на производстве.

Квалификационные комиссии рассматривают результаты работы тренеров преподавателей по спорту не реже одного раза в 4-года, а инструкторов-методистов не реже одного раза в 5 лет, и принимают решения о присвоении, повышении или снижении квалификационной категории.

Для определения размеров ставок заработной платы тренеров-преподавателей по спорту и должностных окладов инструкторов-методистов ежегодно на 1 сентября составляют тарификационные списки. В них вносятся все данные о тренерах преподавателях, инструкторах методистах, необходимые для начисления заработной платы.

Составленные тарификационные списки вместе с заверенными копиями документов об образовании, стаже и квалификационной категории представляются в вышестоящую организацию. Установленная тарификацией заработная плата выплачивается. независимо от числа календарных рабочих дней в месяцы.

Ежегодное составление и утверждение тарификационных списков для определения размеров заработной платы не означает её постоянства в течение года.

Размер заработной платы может быть изменен в следующих случаях:

- при достижении стажа тренерско-преподавательской работы, дающего право, на повышение месячной ставки заработной платы (оклада);

- при получении высшего образования, при присвоении квалификационной категории, званий «Заслуженный мастер спорта РФ», "Заслуженный тренер РФ» в связи с изменением нагрузки (уменьшением или увеличением), в связи с пребыванием на учебно-тренировочных сборах (подготовки спортсменов к международным соревнованиям).

Например, тренеру-преподавателю, имеющему высшее образование, стаж тренерско-преподавательской работы 12 лет, установлена нагрузка 36 час в неделю.

При месячной ставке за 24 часа в неделю установлена в размере 1200 рублей. Размер его заработной платы в месяц составит:

 

1200 х 36

---------------- = 1800 руб.

 

Если тренеру-преподавателю присваивается звание «Заслуженный тренер РФ», то его месячная ставка за 24 часа учебно-тренировочных занятий в неделю устанавливается в 720 руб. (1200+240).

Размер его месячной ставки при 36 час. учебно-тренировочной нагрузке в неделю составит:

 

1440 х 36

---------------- = 2160 руб.

 

Месячные ставки заработной платы являются исходными при исчислении размеров почасовой оплаты, которая оплачивается Почасовая оплата производится за тренерско-преподавательскую работу, проведенную в часы замещения отсутствующих работников (по болезни или другим причинам) тренерами-преподавателями или другими категориями работников.

Размер почасовой оплаты определяется путем деления суммы месячной ставки заработной платы, установленной за 24 часа тренерско-преподавательской работы в неделю, на 101,6% (корректирующий коэффициент).

Сдельная оплата труда в сфере физической культуры и спорта вводится на уборке и обслуживании зданий, на ремонтных, машинописных, стенографических, копировальных и других работах при наличии утвержденных норм трудовых затрат. Сдельная оплата в большей мере, чем повременная, содействует повышению эффективности труда, выполнению большего объема работы за одно и то же рабочее время. Она применяется там, где можно соизмерить затраты и результаты труда.

Часовые тарифные ставки на сдельных работах выше, чем на повременных. Объясняется это более высоким уровнем интенсивности труда на сдельных работах.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта проводятся мероприятия по совершенствованию повременной формы оплаты труда. Они направлены на усиление заинтересованности работников в увеличении объёма работ с меньшей численностью персонала.

Одно из таких мероприятий - введение доплат за совмещение профессий. Руководители физкультурных, организаций по согласованию с местными комитетами профсоюзов могут вводить доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличения объёма выполняемых работ. Доплаты могут устанавливаться работникам, профессии и должности которых утверждены штатным расписанием. При этом доплата может быть установлена одному или нескольким рабочим, выполняющим функции освобожденных лиц. (не заполненных вакансий).

Доплаты могут быть уменьшены или отменены при пересмотре или же при ухудшении качества работы, при заполнении вакансий.

 

7.4 Подготовка кадров для отрасли «физическая культура и спорт»

 

Состав работников на отраслевом рынке труда постоянно пополняется и обновляется с помощью системы среднего и высшего профессионального образования, а также системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Федеральными законами «Об образовании» (1993 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в Российской Федерации введена многоуровневая система подготовки кадров, которая, кроме прочего, подразумевает обеспечение более тесной преемственности среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования; многоэтапную систему высшего профессионального образования для обеспечения подготовки кадров разнообразной квалификации по различным направлениям, специальностям и специализациям.

До последнего времени подготовка кадров для отрасли в учреждениях среднего и высшего профессионального образования велась преимуществен- но в рамках одной специальности - «Физическая культура и спорт». Такая ситуация ограничивала подготовку кадровых ресурсов для оздоровительных и других направлений работы в отрасли.

В последние годы положение значительно изменилось в связи с тем, что учреждения высшего профессионального образования приступили к подготовке кадров по различным специальностям. В соответствии с сущностью многоуровневой подготовки в настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования могут получить различные уровни квалификации - бакалавр, специалист и магистр физической культуры и спорта.

Охарактеризованные процессы, по существу, являются ответом (предложением) на требования (спрос) отрасли «физическая культура и спорт», функционирующей в условиях формирования рыночных отношений, и предоставляют все больше возможностей для вхождения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство.

В 2000/2005 учебном году подготовку кадров для отрасли «физическая культура и спорт» осуществляли более 200 учреждений среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В системе Министерства образования Российской Федерации кадры готовят в педагогических училищах и колледжах (более 80), а также в вузах (более 70). В системе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму подготовка кадров осуществляется в 33 училищах олимпийского резерва, 13 техникумах физической культуры и колледжах, а также в 14 вузах (один из них военный, находящийся в ведении Министерства обороны Российской Федерации). Во всех типах учебных заведений обучалось в общей сложности более 90 тыс. студентов.

Принципиальный для рыночной экономики вопрос трудоустройства кадров в настоящее время решается в отрасли относительно просто, поскольку около половины всех штатных работников (48,2 %) заняты в государственных образовательных учреждениях различных типов. В связи с этим значительная часть выпускников получает направление на работу по окончании соответствующего учебного заведения. Так, в 2005 г. из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования направление на работу получили 29,7%, а из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования - 50,7%. Вместе с тем функционирование отрасли «физическая культура и спорт» в условиях рынка способствует развитию процесса многоуровневой подготовки кадров: 18,9% выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжили обучение в вузах, а 10,9% выпускников учреждений высшего профессионального образования - в аспирантуре.

При анализе трудоустройства кадров в отрасли «физическая культура и спорт» нельзя не упомянуть о проблеме миграции их в другие сферы деятельности по различным причинам, в первую очередь связанным с процессами социально-экономического реформирования. По некоторым данным, около 40% выпускников учреждений среднего и особенно высшего профессионального образования, получив специализированную подготовку, в отрасли не работают. Косвенным подтверждением могут служить данные о трудоустройстве выпускников в 2005 г.: около 21 % получивших среднее и свыше 21% получивших высшее профессиональное образование трудоустроились самостоятельно; 15,5% выпускников учреждений среднего и около 11% выпускников учреждений высшего профессионального образования призваны на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.