Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Фінансове право

Под составом административного проступка понимается установленніе правом совокупность признакою, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного проступка включает:

Объект – общественные отношения, охраняемые административным правом;

Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

Объективную сторону – совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка – место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

Субъективную сторону – совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Основные виды административных правонарушений изложены в КоАП Украины.

В отдельную группу выделены административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (глава 5 раздела 11 КоАП Украины). В последнее время усилена административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан.

Заметно возросли значение и роль административных санкций, предусмотренных за правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры.

Значительное количество административных правонарушений совершается в области использования электрической и тепловой энергии. Для борьбы с этими негативными деяниями предусмотрены нормы административного законодательства, закрепленными в гл.8 разд.11 КоАП Украины.

Нередко административные правоотношения совершаются в сельском хозяйстве, также являются распространенными нарушения ветеринарно-санитарных правил.

Административные правонарушения на транспорте могут иметь довольно серьезные, а в ряде случаев и катастрофические последствия. Для того, чтобы эффективно бороться с административными проступками в этой области, законодатель установил административную ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи.

Для городских поселений довольно актуальны вопросы нормальной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, включающие водо-, газообеспечение, электроснабжение и другие необходимые услуги. КоАП Украины включает в себя ответственность за административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Каждый гражданин является покупателем, и в этом качестве вступает в определенные правоотношения с торговлей, которая работает в соответствии с установленными правилами, нарушение которых, а также нарушение иных административно-правовых норм влекут административную ответственность. Перечень правонарушений в этой области довольно широк и включает такие деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена гл.12 разд.11 КоАП Украины «Административные правонарушения в области торговли, финансов и кустарно-ремесленных промыслов».

В особую группу выделены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в области стандартизации, качества продукции и метрологии, посягающие на собственность.

Объектом административных проступков может быть установленный порядок управления.

Поскольку административное право носит комплексный характер, административная ответственность предусмотрена нормами других отраслей права: финансового, земельного, экологического и др. К сожалению, сегодня отсутствует кодификационный перечень всех административных правонарушений, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности. Это обстоятельство было учтено при постановке вопроса о разработке нового Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или по работе.

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

- административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

- основанием административной ответственности является административное правонарушение;

- субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

- за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

- административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.

- административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;

- применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

- меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

В КоАП Украины закреплены следующие виды административных взысканий:

- предупреждение – официально осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

- штраф – взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

- возмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения – принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

-лишение специального права, предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

- исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

- административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам 1 и 11 групп

Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

- административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

- исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

- районные (городские ) суды (судьи);

- органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством. Так, органы внутренних дел рассматривают дела о нарушении общественного порядка, приграничного режима и другие.

Таким образом, к коллегиальным органам, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях относятся: административные комиссии, исполкомы поселковых, сельских Советов и др. К лицам, которые имеют право рассматривать эти дела единолично, относятся: судьи, начальники или заместители начальников отдела внутренних дел, госавтоинспектор, ревизоры поездов, начальники таможен, райвоенкоматы, главные санитарные врачи, правовые инспекторы труда и другие.

Основанием для производства по делу является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом. Протокол не составляется в том случае, когда, например, взимается штраф на месте и правонарушитель этому не возражает (за безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и др.).

Для надлежащего обеспечения производства в делах об административных правонарушениях в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры, целью которых является прекращение административного проступка, установление лица, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относятся: административное задержание лица; личный осмотр; осмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Административное задержание одновременно является и мерой прекращения правонарушения, оно оформляется составлением соответствующего протокола. По просьбе лица о его местонахождении оповещаются родственники, администрация по месту работы или учебы. Сообщение о задержании несовершеннолетнего его родным или лицам, их заменяющим, является обязательным. Для административного задержания предусмотрены соответствующие сроки. Обычно они не должны превышать 3-х часов. В отдельных случаях лица, которые нарушили приграничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу, могут быть задержаны для установления личности и установления обстоятельств правонарушения до 3-х суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, устанавливающих их личность. За мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному требованию или распоряжению работника милиции, военнослужащего и прочее, публичные призывы к неисполнению требований работника милиции, правонарушитель может быть задержан до рассмотрения дела судом или руководителем органа внутренних дел. Кроме того, могут быть задержаны до начала рассмотрения дела судьей лица, которые нарушили порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявили неуважение к суду, или торговали с рук в не установленных местах.

Административное задержание имеют право осуществлять работники органов внутренних дел, пограничники, должностные лица военизированной охраны и военные автоинспекции.

Личный осмотр может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, природоохранных органов в присутствии двух понятых. Все участники осмотра должны быть того пола, что и задержанный.

Осмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны гражданской авиации, таможенных учреждений, приграничных войск, природоохранных органов, органов лесоохраны, рыбоохранных органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил охоты. О личном осмотре, осмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или задержании.

Изъятие вещей и документов, которые являются средством или непосредственным объектом правонарушения, осуществляется должностными лицами органов, которые проводят задержание или осмотр. Изъятые вещи и документы сохраняются до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения, возможны такие решения: изъятые вещи и документы конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, в случае возмездного изъятия вещей реализуются.

По общим правилам административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения.

Протокол направляется уполномоченному органу (должностному лицу), который рассматривает дело о правонарушении. Дела, как правило, рассматриваются по месту совершения правонарушения с участием нарушителя.

Срок разрешения дела устанавливается законодательством.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим.

Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу.

Постановления по делу и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Установлен следующий порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания: штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15-ти дней со дня вручения постановления о его назначении. Постановление о возмездном изъятии предмета, о конфискации, о лишении специальных прав, об исправительных работах, исполняются уполномоченными на это органами в порядке, установленном законодательством. Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел.

 

(1 година)

1. Фінансове право України: поняття і предмет правового регулювання.

2. Бюджет і бюджетна система.

3. Податкова політика в Україні.

4. Система оподаткування та її значення.

5. Види податків і зборів.

6. Платники податків та об’єкти оподаткування.

7. Відповідальність за порушення законодавства про податки.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции, распределения и использования денежных фондов государством, необходимых для выполнения задач, поставленных на каждом этапе его развития.

Финансовое право тесно взаимосвязано со всеми отраслями права, но наиболее тесно с конституционным правом, административным и гражданским.

Норма статьи 67 Конституции Украины, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги, сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

Связь финансового права с административным правом проявляется в том, что устанавливаемые его нормами принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления распространяются и на финансовую деятельность государства.

Так, как финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера, просматривается связь его с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием денежных реформ (кредитные, расчетные, страховые и др.).

Предметом регулирования финансового права являются отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и муниципальных образований по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих фондов средств, необходимых для реализации программы социально-экономического развития. В частности, предметом являются:

· бюджетная система Украины, порядок распределения доходов и расходов между ее звеньями;

· порядок подготовки, принятия и исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов;

· система налогообложения, виды, размеры и сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет;

· основы создания финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, оказание финансовых услуг и функционирование финансовых учреждений;

· порядок государственного финансирования и кредитования, образование и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

· статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины;

· порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

Источники финансового права – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. К ним относятся:

· Конституция Украины – закрепила формы, методы, принципы организации финансовой деятельности государства, правовые положения органов государственной власти и управления в этой сфере, основные принципиальные положения финансового права;

· Бюджетный кодекс Украины – регулирует отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов;

· Законы Украины – «О Счетной палате», «О системе налогообложения»;

· Подзаконные нормативно-правовые акты - постановления Верховной Рады, указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, инструкции и нормативные приказы руководителей министерств, распоряжения глав местных государственных администраций, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и их исполнительных органов;

· Международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

В бюджетном кодексе Украины бюджет определяется как план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти всех уровней в течение бюджетного процесса. Его можно рассматривать с нескольких позиций: правовой, экономической, политической и материальной.

Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Утверждается бюджет соответствующим представительным органом государственной власти в форме закона или иного правового акта (на муниципальном уровне). Как юридический акт он закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением. В унитарном государстве существует два звена бюджетной системы:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты (ст.5 Бюджетного кодекса).

Принципы построения бюджетной системы определены ст. 7 БКУ, к ним относятся:

- принцип единства бюджетной системы Украины – единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

- принцип самостоятельности – Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти АРК и органов местного самоуправления;

- принцип полноты – в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, АРК и местных советов;

- принцип обоснованности – бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

- принцип эффективности – при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

- принцип субсидиарности – распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю;

- принцип целевого использования средств – бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

- принцип справедливости и непредвзятости – бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;

- принцип публичности и прозрачности – бюджеты всех уровней утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются, соответственно, ВРУ, ВР АРК, и соответствующими местными советами;

- принцип ответственности участников бюджетного процесса – каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

Налог – обязательный взнос в бюджет соответственного уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачиваются в определенном размере и в четко определенные сроки.

Основными признаками налога являются: принудительность и обязательность; безвозмездность; безусловность; нецелевой характер; распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами; безвозвратность.

Функции налогов:

- фискальная – наполнение бюджетов всех уровней;

- контрольная – проверка эффективности функционирования налоговой системы;

- распределительная – распределение части национального дохода по разным сферам удовлетворения общественных нужд;

- регулирующая – обеспечение стимулирования одних отраслей общественного производства и сдерживание других.

Законодательство Украины о налогообложении не определяет разницы между налогом, сбором и пошлиной. Оно базируется на единстве их основных признаков.

Однако, наряду с общими признаками, между ними существуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета, поскольку они обеспечивают 80% поступлений в его доходную часть. Цель налогов – удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены на удовлетворение нужд и расходов отдельных учреждений. Налоги представляют собой безусловные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с оказанием плательщиком услуг со стороны государственного учреждения, выполняющего свои властные полномочия. Сборы и пошлины в основном носят единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной периодичностью.

Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за наличие определенного права, а пошлина – за осуществление в пользу плательщика действий, имеющих юридическое значение.

 

Система налогообложения – это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанность и ответственность плательщиков.

Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов:

- государственный;

- коммерческий;

- финансовый;

- население.

Эти вопросы регулируются Законом Украины «О системе налогообложения» от 18.02.1997г. В соответствии с этим законом установление и отмена налогов в бюджеты и государственные целевые фонды осуществляется ВРУ в пределах, установленных этим законом.

Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении.

Налоговая система базируется на следующих принципах:

- стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности;

- обязательность;

- равнозначность и пропорциональность;

- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;

- социальная справедливость;

- стабильность;

- экономическая обоснованность;

- равномерность уплаты;

- компетенция;

- единый подход и доступность.

Система налогового права включает общую и особенную части.

Общая часть включает нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие общее значение для всех видов налогов. В особенную часть включены нормы, регулирующие порядок и условия взимания видов налогов и сборов, которые можно объединить по родовому признаку и институты налогового права.

Основными источниками налогового права являются конституция, кодексы, законы, постановления и распоряжения, инструкции, приказы, решения.

Все налоги можно разделить на виды по различным признакам.

По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые или прибыльно-имущественные налоги уплачиваются в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Делятся в свою очередь на личные и реальные.

Косвенные налоги взимаются в процессе реализации товаров и услуг, включаются в виде надбавки к их цене и уплачиваются потребителем. Это – акцизный сбор; налог на добавленную стоимость; таможенная пошлина; государственная пошлина.

Согласно ст.13 Закона Украины «О системе налогообложения» в Украине в зависимости от органов осуществляющих сбор и использование налогов и сборов рассматривают общегосударственные и местные налоги.

К общегосударственным налогам м сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; налог на прибыль предприятий; налог на доход физических лиц; таможенная и государственная пошлины; налог на движимое имущество; плата на землю; рентные платежи; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; налог на промысел; сбор за геологоразведческие работы, выполнение за счет государственного бюджета; сбор за специальное использование природных ресурсов; сбор за загрязнение окружающей природной среды; сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения; сбор на обязательное социальное страхование; сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; сбор в Государственный инновационный фонд; плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.

Эти налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.

К местным налогам отнесены: гостиничный сбор; сбор за парковку автотранспорта; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру; курортный сбор; сбор за участие в бегах на ипподроме и др.

Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего назначения и специальные налоги.

Налоги общего назначения используются на общегосударственные нужды без конкретизации мероприятий или расходов.

Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование конкретных расходов.

По периодичности взыскания налоги бывают:

- единовременными;

- систематическими (регулярными).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.

Долевые ставки выражаются в определенных долях объектов обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога.

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

1) кадастровый. Кадастр – это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемый по внешним признакам;

2) изъятие налогов до получения владельцем дохода (подоходный налог с зарплаты);

3) изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).

Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязанность платить налоги.

Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми администрациями и другими государственными органами, в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные учреждения открывают счета налогоплательщикам лишь при условии предъявления ими документа, подтверждающего постановку их на учет, и в трехдневный срок уведомляют об этом государственную налоговую администрацию.

Налогоплательщики делятся по отношению к государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов) плательщиков. По статусу – на юридических и физических лиц.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции, в том числе таможенная или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о налогообложении.

Налоговое правонарушение – противоправное (совершенное в нарушение налогового законодательства), виновное деяние (действие или бездействие) лица, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговой обязанности, за которое установлена юридическая ответственность.

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение законов о налогообложении несут налогоплательщики в соответствии с законами Украины.

В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

1) ответственность налогоплательщиков за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов;

2) ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет, например, налог на доходы физических лиц;

3) ответственность банков и иных кредитных организа­ций за неисполнение и несвоевременное исполнение пла­тежных поручений налогоплательщиков.

Нарушители налогового законодательства привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной и финансовой ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Общие понятия административного права | Тема 7. Банківське право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.